
Янни Ролански
Как говорить с ребенком, чтобы он услышал? Каждый родитель хочет донести до своего чада что-то важное! Но иногда возникает чувство, что ребенок просто не слышит, словно кто-то поставил невидимую стену. И как же эту стену пробить?
Много лет назад я руководила сетью досуговых клубов для подростков, которые оказались в сложной жизненной ситуации.
Такие дети есть в каждой школе и, как правило, у них возникают проблемы с учебой. Мы с командой добровольцев пытались решить эту проблему. Обычно педагоги школы составляли для нас список неблагополучных семей, чтобы можно было познакомиться с детьми и родителями, и пригласить их на встречи клуба. А школа выделяла помещение для наших занятий.
На педсовете меня честно предупредили, что в моей группе подростки тяжелые, стоят на учете в милиции, и почти не ходят в школу.
«Их, знаете, надо в ежовых рукавица держать, а не досуг им организовывать» — подытожили педагоги.
Поставили условие: если через месяц эти сорванцы не начнут чаще посещать уроки, то досуговый центр надо будет закрыть. Я согласилась.
«Тут ни литература, ни тренинги не помогут» — подумала я, а ведь эти инструменты всегда мне помогали. Но Господь открывает перед нами новые двери, когда закрываются старые.
Для начала я решила познакомиться с ребятами и выяснить что им интересно. Знакомство не задалось. Они игнорировали меня и обсуждали свои дела. На вторую встречу я просто заварила им чай с пирожными.
«Попейте чай, а я пока своими делами займусь» — предложила я, а сама стала потихоньку слушать, о чем они говорят. Все разговоры их были про ямакаси. Тогда я еще не знала, кто это такие. Но в тот момент мне показалось, что я нашла какой-то волшебный ключик. И я не ошиблась.
Ямакаси — это французская команда, которая занимается паркуром. То есть они прыгают по крышам, как человек-паук. Подростки обсуждали прыжки по гаражам и фильм, который так и назывался «Ямакаси».
Теперь у меня был план на следующую встречу. Я предложила посмотреть их любимый фильм вместе. Они были ошарашены, еще никто из взрослых не предлагал им посмотреть этот фильм, тем более вместе. Мое предложение они восприняли с сарказмом: «А как же вы будете фильм смотреть, где люди по крышам прыгают, это же плохо?».
«Я этот фильм не смотрела, поэтому не знаю в чем там смысл» — ответила я и добавила, что почитала как переводится слово ямакаси, и меня эта тема заинтересовала. А потом спросила, знают ли они вообще значение этого слова? Они все как один замотали головами. И я рассказала, что «Ямакаси» переводится как «сильный телом и сильный духом». Мы посмотрели вместе фильм и у нас вышло занятное обсуждение.
Говорили о духе и о том, что сильным духом можно стать только с Богом. За чашкой чая мы беседовали об их жизни и обидах на Бога. В тот день они доверили мне много сокровенного. А что бы произошло, если б я просто пришла и прочитала им лекцию? Меня бы кто нибудь из них вообще услышал? Нет, мое свидетельство было бы, как семя, упавшее в каменистую почву. Никаких шансов прорасти.
Дети получают возможность услышать истину, когда мы касаемся их сердец. Когда не обесцениваем их эмоции и чувства.
Любая стена рушится, когда мы транслируем ребенку послание «мне не все равно, ты важен для меня» Когда начинаем говорить с детьми на языке, который им понятен, их уши становятся способными слушать. И фильмы здесь прекрасные помощники.
Через пару встреч мы пришли к выводу, что просто так прыгать по гаражам — безрассудно. Для этого нужно иметь хорошую физическую подготовку. А еще через пару встреч мы с ребятами заключили соглашение, что я организую им обучение в школе паркура, а они со своей стороны перестают пропускать уроки в обычной школе. На том и порешили.
Наш досуговый центр не закрыли. А мальчишки начали чаще ходить в школу.
Автор: Янни Ролански
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер