Часто люди смущаются тем, что видят, как кто-то ведет благочестивую жизнь, молится, постится, не грешит и терпит большие скорби. Со стороны ноша кажется непосильной, и даже возникает вопрос, за что праведному человеку такое? Мы знаем об истории Иова Многострадального, но мы-то нынешние, смертные, слабые, куда нам до подвигов святых? Недавно Господь преподнес мне удивительный урок. И я поняла не за что, а для чего?
На съемках одной телевизионной программы посчастливилось познакомиться с удивительной матушкой Еленой Дроздовой. Она встретила своего будущего мужа, когда работала в магазине. Святослав зашел купить воды. Увидел за прилавком скромную, красивую девушку с косой, с чистым, робким взглядом, который уже практически не встречается в искушенной, современной Москве.
Так и стал он заходить регулярно. И когда он пропал, Елена почувствовала, как ей не хватает этого человека, ощутила одиночество, хотя никаких отношений между ними не было. Просто почувствовала родную душу. Святослав тогда уезжал по делам, потом вернулся. Больше они не расставались. Начали уже встречаться, осознали, что вот она, их Любовь!
Поженились, обвенчались. Супруг Елены выбрал для себя путь священства. Она поддержала. Жили скромно, на съемных квартирах. Но разве в этом дело, когда все с верой, все с любовью, все с благодарностью?!
Родилась дочь! Радость! Милость Божия! А совсем скоро Елена почувствовала зарождение новой жизни. Новая беременность! Как чудесно, между детьми небольшая разница, вместе будут расти, развиваться, играть. Но вскоре на УЗИ врач сообщила Елене, что у них будет двойня!
Сказать, что это было счастье — не сказать ничего! Супруг Елены благодарил Бога за жену, деток. Хвала Господу! Служение в храме, забота о старшей дочери Софии, ожидание малышей. Все шло своим чередом, пока однажды, отец Святослав, в прошлом спортсмен — баскетболист, вернувшись с тренировки не почувствовал себя плохо. Резко заболело сердце... Все произошло мгновенно. Как потом оказалось, у него уже было предынфарктное состояние, о котором не знали.
Для Елены тот день все разделил на до и после. Пересказывая эти события, она плакала. Поминутно, хроникально вспоминала, что было тогда, словно искала, что могла в тот день сделать иначе, чтобы спасти мужа... Но... Любимый ушел к Господу.
А потом все было, словно в тумане. Она как верующий человек не спрашивала Бога за что? В голове пульсировало: «Дети! Надо доносить детей! Надо родить! Надо!»
И в тот самый тяжелый момент отовсюду стала приходить помощь. Сколько было людей, которые приносил вещи, деньги, просто поддерживали, молились! Бесконечные звонки со словами: «Чем помочь! Мы едем!»
Только представьте, за три недели в приходе собрали деньги на квартиру для Елены в Подмосковье, рядом с любимым храмом.
На матушку Елену нахлынуло море людской любви. Она, потеряв отца своих детей, обрела неизмеримую любовь, милость и заботу Отца Небесного!
Мальчикам сейчас уже по пять лет. Здоровые, красивые! Один назван в честь папы. Святослав! Светлая, уютная квартира, на стене образы святых, пахнет пирогами, шалят и радуются дети. Елена теперь уже со светлой грустью вспоминает супруга и каждый день благодарит Бога за счастье увидеть, как Господь отеческой рукой даже в, казалось бы, невероятно тяжелой ситуации, спасает, гладит по голове, дает тепло и свет, через людей, через последующие события жизни.
В конце нашей встречи мы обнялись, Елена сказала, что очень счастлива. «Смерть, где твое жало?»
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
Уральская икона Божией Матери
Иконография Божией Матери исчисляется сотнями видов различных Её изображений. Первые образы были написаны ещё при земной жизни Царицы Небесной. А есть иконы, которые появились совсем недавно. Одна из них — Уральская.
Её история началась в 2003 году. Жительница города Екатеринбурга по имени Екатерина на третий день после Рождества Христова увидела необыкновенный сон. В заснеженном лесу под елью стояла икона Богородицы, окружённая ослепительным сиянием. Снежинки вокруг неё сверкали подобно бриллиантам. Пречистая Дева обратилась к Екатерине с иконы: «Я охраняю Уральскую землю от бед и зол. Пусть люди напишут Мой образ, каким его видела ты, и молятся перед ним».
Женщина рассказала о видении настоятелю Никольского городского храма, а тот — архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Евгению. И вскоре по благословению владыки была написана икона, получившая название Уральская. За основу изображения взят Казанский образ Божией Матери. Новая икона также написана по типу Одигттрия, что в переводе с греческого языка означает Путеводительница.
Но есть у Уральского образа и существенные отличия. Плат, покрывающий голову и плечи Богородицы, не пурпурный, как на Казанской иконе, а белый. Слева внизу на изображении показан сверкающий сугроб. Правый верхний угол украшен припорошённой снегом еловой веткой.
В 2003 году Уральская икона Божией Матери была прославлена как местночтимая. Празднование в её честь установлено на третий день Святок, девятое января. Первообраз находится под сводами Никольского храма Екатеринбурга. А многочисленные списки распространились по церквям хранимой Богородицей Уральской земли.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Эгоистка. Наталья Разувакина
Сделаешь кому-то доброе дело — и тебе самой хорошо. Очень хорошо. Я это с детства усвоила и потому в молодости отчаянно хамила людям. Отчаянно-нечаянно, как потом уже разобралась.
Где тут связь? Сейчас объясню.
Вот в детстве как было? Вступилась за девочку, которую почему-то постоянно обижал весь класс — и радостно мне. Или уже позже, когда я, совсем юная мама, жила с дочкой в общежитии очень бедно, в день зарплаты покупала сладости в расчёте на всех соседских детей. Они у нас в комнате толкутся, играют... Всех и накормлю! Да и просто кашей накормлю, чем есть, в другой день. Но всех! И мне хорошо. Или собака среди ночи завизжала под окном — вскакиваю с постели, бегу и беру ее, сбитую машиной, к себе, и выхаживаю. Я расценивала все эти поступки как своеобразный эгоизм. Потому что мне же самой хорошо, когда делаю хорошее другому живому существу!
Но дело в том, что с той же лёгкостью я рассчитывала на добрые поступки по отношению ко мне. Уверена была, что все люди — такие же эгоисты. И могла незнакомому соседу, который направился к контейнерам с мусорным мешком, всунуть в руку и свой мешок: «Как удачно я вас встретила, а то мне некогда!» Опешивший сосед послушно нес мой мусор, а я уже бежала по своим делам. Или вот машину могла остановить: «Скажите, вы куда? О, нам по пути, высадите меня там-то, пожалуйста!» И потом спокойно выходила в нужном месте, вежливо попрощавшись и не заплатив. Мне даже в голову не приходило, что водитель мог удивиться или расстроиться. Наоборот: я же дала ему возможность сделать доброе дело, ему же сейчас хорошо!
Оглядываясь на себя ту, двадцати- и двадцатипятилетнюю, я просто холодею от стыда: ну как же я могла? Мои поступки, подобные вышеописанным, а их было немало, можно сравнить с поведением нищего у входа в храм, если бы он вдруг начал вырывать милостыню из рук входящих. Человек волен дать или не дать, помочь или нет, оказать услугу или воздержаться, но не заставлять же его силой творить добрые дела, да ещё по отношению лично ко мне?
Моя радость от добрых дел именно потому и была, что дела творились по моей свободной воле. Я хотела, чувствовала произволение и выполняла: помогала, кормила, спасала, делилась... И на душе наступал праздник. Но если бы те же соседские дети, которых я угощала, чем Бог пошлёт, без спросу вошли в мою кухню и начали распахивать дверцы шкафчиков в поисках, чем бы поживиться, я бы сочла это хамством. Так почему же позволяла себе такое поведение?
Положа руку на сердце, не любовалась ли я собою, высокомерно используя людей? Дескать, вот я какая: легко даю — легко беру, а если вы этому не рады, то это ваши проблемы!
Был в этом налёг эгоизма, который я тогда не осознавала. И некоей дерзости налёт: поступала, как мне надо, а остальное — мелочи. И остальные.
Но у Господа нет остальных. Это я уже позже поняла, придя в Церковь. Каждый человек ценен, и обычные социальные нормы, предполагающие как минимум уважительное отношение друг к другу, обязательны.
Что же касается добрых дел, Христа ради творимых и в Духе Его, к эгоизму они отношения не имеют. Потому что делаются не ради себя, а ради того другого, кому помогаешь, и именно он, другой, в фокусе твоего внимания, а не ты, желающий награды.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
19 сентября. О скромности и тщеславии
В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш».
О скромности и тщеславии, — протоиерей Михаил Самохин.