
Предательство — это не только подлость и преступление, это ещё и тяжкий грех. Невыносимым бременем он ложится на душу самого предателя и наносит неизлечимую рану тому, кого предали. Как же уберечь себя от этого негативного опыта и что делать, если подобное произошло в нашей жизни? Свой ответ на этот вопрос мы находим в 54-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Псалом 54.
1 Начальнику хора.
На струнных орудиях. Учение Давида.
2 Услышь, Боже, молитву мою и не скрывайся от моления моего;
3 внемли мне и услышь меня; я стенаю в горести моей, и смущаюсь
4 от голоса врага, от притеснения нечестивого, ибо они возводят на меня беззаконие и в гневе враждуют против меня.
5 Сердце моё трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня;
6 страх и трепет нашёл на меня, и ужас объял меня.
7 И я сказал: «кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы;
8 далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне;
9 поспешил бы укрыться от вихря, от бури».
10 Расстрой, Господи, и раздели языки их, ибо я вижу насилие и распри в городе;
11 днём и ночью ходят они кругом по стенам его; злодеяния и бедствие посреди его;
12 посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его:
13 ибо не враг поносит меня, — это я перенёс бы; не ненавистник мой величается надо мною, — от него я укрылся бы;
14 но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой,
15 с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий.
16 Да найдёт на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их.
17 Я же воззову к Богу, и Господь спасёт меня.
18 Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой,
19 избавит в мире душу мою от восстающих на меня, ибо их много у меня;
20 услышит Бог, и смирит их от века Живущий, потому что нет в них перемены; они не боятся Бога,
21 простёрли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой;
22 уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнажённые мечи.
23 Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику.
24 Ты, Боже, низведёшь их в ров погибели; кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих. А я на Тебя, Господи, уповаю.
Есть предположение, что только что прозвучавший псалом Давид написал, когда спасался бегством в пустыне Иудейской от царя Саула. Первоначально между юным Давидом и Саулом были очень близкие, дружеские отношения. Однако из-за одержимости царя, которого терзал дух подозрительности, мнительности и ревности, из друга Давид стал соперником и врагом. А потому и сетует псалмопевец: «Не враг строит мне козни, превозносится надо мной и ненавидит меня. От врага можно убежать и скрыться. Мне строится козни тот, кого я воспринимал как самого себя, мой самый близкий друг, с которым я был предельно искренен».
Действительно, если тебя преследует враг, то вся проблема в том, чтобы спрятаться от него где-нибудь подальше. Но невозможно скрыться от той боли, которую своим предательством тебе нанёс самый близкий человек. Ведь другу мы максимально открылись. Мы поведали ему самое сокровенное. Впустили его в самое средоточие своей души. И теперь всё происходящее мы воспринимаем близко к сердцу. Мы бы и рады относиться к предателю как к врагу. Как к постороннему. Но не можем. Мешает память и чувства. А потому эта заноза крепко сидит в нас. И от этой боли никуда не скрыться. Многим эта ситуация хорошо знакома по личному опыту. А потому весьма полезно будет приглядеться к тому, как решает эту проблему Давид.
Пожалуй, самое важное, — это то, что свою боль он не держит в себе. Он не пытается никого оправдать. Или доказать себе, что ему показалось. Перед лицом Бога предательство он называет предательством. Подлые поступки называет подлостью. В нём нет никакого желания возвращаться к общению с обидчиками. «Держи этих людей от меня подальше, Господи», — так можно понимать его слова. И это весьма мудрое решение. Ведь Давид говорит, что «нет в них переме́ны; они́ не боя́тся Бо́га, простёрли ру́ки свои́ на тех, кото́рые с ни́ми в ми́ре, нару́шили сою́з свой». А потому вести себя с ними по принципу «давай забудем всё, что было между нами плохого, и вернём былые добрые времена», не получится. Любой контакт с вероломными людьми, в которых нет и тени покаяния, опасен как для телесного, так и душевного здоровья.
Но вместе с этим в Давиде нет злобы. Он не сыпет проклятиями. В своём сердце он обретает покой. Ведь все эти скорби открывают ему фундаментальную истину: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику». Только Богу во всей полноте может быть открыто наше сердце. Только Он — наша единственная опора и утешение. Лишь Ему мы можем довериться в полноте и положиться на Него. Да, это понимание мы приобретаем, получив опыт боли и разочарований. Но нередко лишь так мы становимся теми, через кого Бог действует в этом мире, и люди получают поддержку, силы и надежду.
Псалом 54. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 23. (Церковно-славянский перевод)
Деяния святых апостолов

Деян., 19 зач., VIII, 18-25.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Церковь наша — святая, соборная и апостольская. Эти слова мы произносим всякий раз, когда исповедуем свою веру. В эти дни церковного года в православных храмах во время литургии читается книга Деяний святых апостолов, в которой содержатся свидетельства о жизни Христовых учеников и о том, с какими вызовами они сталкивались, какие решение принимали. Решения апостолов стали основой жизни Церкви на все последующие века, именно об этом мы упоминаем в Символе веры. Сегодня в храмах звучит отрывок из 8-й главы книги Деяний, этот отрывок также стал основной одного важного принципа церковной жизни — принципа безвозмездности раздаяния даров Святого Духа.
Глава 8.
18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,
19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.
22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего;
23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.
24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.
25 Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.
Симон, если судить по только что нами услышанному отрывку книги Деяний, был весьма своеобразным человеком, но его нельзя назвать совсем уж негодяем. Да, он хотел купить себе дары Святого Духа, однако услышав апостольское обличение он не стал ему противиться, не стал оправдываться, он поступил иначе — попросил молитв о себе. Если первое его действие — попытку подкупа апостолов — нельзя назвать христианским, то второе — смиренную просьбу молитв — можно.
Впрочем, первый поступок Симона был настолько возмутительным и дурным, что имя этого человека образовало название весьма специфического греха — симонии. Этот грех подразумевает покупку и продажу степеней священства, и он, согласно церковным канонам, карается самым строгим образом. Каноны же ориентируются на реакцию апостолов, засвидетельствованную книгой Деяний: апостолы прямо сказали, что сама мысль Симона о приобретении даров Святого Духа будет ему в погибель, если, конечно, Бог не смилуется над ним.
Симон был до своего крещения языческим волхвом. У волхвов не было тех нравственных принципов, которые мы знаем из Библии, вообще о нравственном облике волхвов говорить довольно непросто, с достоверностью можно сказать лишь о гигантской бездне между библейскими нравственными установками и моральными принципами язычников. Очевидно, что Симон, став христианином, не в полной мере сумел освободиться от привычных ему представлений о допустимом и недопустимом. Впрочем, это не самое страшное, страшнее другое: он попытался в христианскую среду привнести то, что ей совершенно несвойственно, — он попытался сделать христианскую жизнь источником обогащения. Симон не сумел понять, что спасение души не может приносить никаких земных «бонусов». Нельзя монетизировать спасение. Подобные попытки неизбежно обречены на провал, и задумавший пройти по этому пути человек не сумеет ничего приобрести ни в земной жизни, ни в жизни будущего века.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем сельскому батюшке возродить Никольский храм

В некоторых населённых пунктах священники служат по совместительству. Это значит, что на их попечении находятся несколько храмов. Там, где прихожан больше, совершают службы по воскресеньям, а между другими приходами делят прочие дни. Так и «странствует» батюшка между сёлами, наматывая десятки, а то и сотни километров. Один из таких священников — протоиерей Андрей Дяур. За долгие годы служения он сменил несколько приходов и не раз переезжал со своей семьёй. Сейчас они с матушкой живут в Нижегородской области и воспитывают девять детей. Сегодня отец Андрей продолжает духовно окормлять четыре села. А ещё находит время заниматься творчеством со своими и местными ребятишками. Во дворе дома он оборудовал мастерскую. Там батюшка вместе с юными помощниками изготавливает церковные подсвечники, посуду и нарядные вазы.
Трудолюбие и смекалка помогают отцу Андрею и в восстановлении храмов. Когда он начал возрождать церковь Святителя Николая Чудотворца в селе Монаково, здание находилось в плачевном состоянии. На его древних стенах и колокольне росли кустарники, кровля была разрушена. Но даже в таких условиях батюшка не отступил: он лично участвует в ремонте Никольского храма и даже сам установил на него крест. Конечно, у батюшки есть и помощники, среди местных жителей и не только.
В восстановлении этой сельской святыни священнику Андрею Дяуру помогает Фонд Архангела Михаила. Проект уже собрал средства на ремонт кровли, а сейчас ведёт сбор на ремонт крыльца. Если вы тоже хотите поддержать дело батюшки из Нижегородской области и помочь ему возродить Никольский храм, переходите на сайт фонда Архангела Михаила.
Или отправьте СМС на короткий номер 3434 с текстом «Монаково» и любой суммой через пробел, например, «Монаково 300».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианские мотивы в фильме «Солярис». Владимир Гурболиков

У нас в студии был первый заместитель главного редактора журнала «Фома» Владимир Гурболиков.
Разговор шел о христианских мотивах в фильме Андрея Тарковского «Солярис», как режиссер переосмыслил роман Станислава Лема, который был основой сценария фильма, и почему был сделан значительный поворот именно в духовные смыслы.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев». (эфир 05.05.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер