После смерти израильского монарха Соломона в десятом веке до Рождества Христова страна раскололась на две части – Северное и Южное царства, Израиль и Иудею. Родственные племена вступили во вражду между собой, наступило время заговоров, мятежей и братоубийственных войн. Правители на Израильском троне сменяли друг друга, оставляя в истории государства кровавый шлейф.
После очередного переворота монархию возглавил военачальник Амврий. О его правлении подробно рассказано в Ветхом завете, а именно – в Третьей книге Царств. Амврий понял, что соперничество Израиля и Иудеи наносит урон обоим государствам, и восстановил мир между племенами еврейского народа. За двенадцать лет правления Амврия Израиль достиг мощи и процветания. На живописном холме царь построил город Самарию и сделал его столицей.
Однако, в историю израильского народа Амврий вошел как нечестивый правитель. Союз с финикийцами, скрепленный женитьбой царевича Ахава на дочери финикийского правителя Иезавели обернулся насаждением в стране идолопоклонства и утратой веры в Единого Бога. Имя Амврия надолго стало синонимом порочности.
При этом многие историки считали шестого израильского царя мифическим персонажем, поскольку его существование не подтверждалось внебиблейскими источниками. Такое отношение изменилось в середине девятнадцатого века благодаря открытиям английского археолога Остина Генри Лэйярда.
Комментарий эксперта:
В 1946 года во время раскопок древнего города Нимруда на территории современного Ирака доктор Лэйярд обнаружил уникальный артефакт – двухметровый обелиск, вытесанный из черного известняка по приказу ассирийского царя Салманасара Третьего. Этот памятник украшен барельефами, на одном из которых можно увидеть фигуру израильского царя Ииуйя, подносящего дань Салманасару. Надпись, сопровождающая это изображение, гласит: «Ииуй, сын Амврия». Запечатленный на барельефе монарх не был биологическим потомком Амврия. Однако, ассирийцы помнили, что именно во время правления шестого царя Израиль добился исключительного международного положения, и всех последующих монархов называли «сынами его дома».
После этой находки Генри Лэйярда скептики еще продолжали сомневаться, что царь Амврий некогда существовал. Следующий археологический трофей ученого все сомнения развеял. В 1849 году, исследуя руины Ниневии, доктор Лэйярд обнаружил клинописный архив – библиотеку ассирийского царя Ашшурбанапала, на многих табличках которой Самария называется не иначе как «Мат бит Хуумрия», то есть земля Амврия.
Военные амбиции и дипломатические таланты израильского монарха были обращены в сторону таких соседей, как ассирийцы, филистимляне, финикийцы, моавитяне. О покорении Амврием царства Моав сохранила сведения так называемая стела Меши, обнаруженная немецким пастором Фридрихом Клейном в 1868 году в селении Дибон в районе Мертвого моря и изученная французским археологом Шарлем Клермоном-Ганно.
Комментарий эксперта:
Стела царя Меши, известная также как Моавитский камень – черная базальтовая плитавысотой метр двадцать четыре и шириной семьдесят один сантиметр,с закругленными верхними углами. Это памятник девятого века до Рождества Христова, созданный по приказу моавитского царя Меши. На лицевой стороне камня сохранились строки, повествующие о военных победах и поражениях моавитян. Есть на нем и такие слова: «Амврий, царь Израиля, угнетал Моав много дней потому что Кемош гневался на страну свою. ...И унаследовал Амврий страну Махдева и сидел в ней дни его и половину дней сына его».
Кемош, упоминаемый в записи на Стеле Меши – это языческое божество моавитян. Махдев – город, основанный аммореями и захваченный израильтянами во время правления царя Давида. Он был утрачен евреями в войне с моавитянами после смерти царя Соломона и, как оказалось – вновь возвращен Амврием.
Древний артефакт не только подтвердил факт существования упоминаемого в Библии царя Амврия, но и расширил информацию его роли в истории Израильского царства. Археология в очередной раз доказала достоверность Священного писания!
Исаак Левитан. «Одуванчики»
— Так вот почему вы так стремились в Чебоксары, в Чувашский художественный музей, Андрей Борисович! Здесь экспонируется полотно вашего любимого художника, Исаака Левитана!
— Вы проницательны, Маргарита Константиновна! Я действительно хотел увидеть своими глазами картину «Одуванчики». Посмотрите, сколько в ней очарования!
— И вместе с тем простоты! Цветы стоят в глиняном кувшине. Кроме белых, созревших бутонов, здесь и жёлтые медовые солнышки, и нераскрывшиеся головки.
— В букете нет тщательности, его как будто ребёнок собирал. Зато есть свежесть, которая особенно заметна на тёмном невзрачном фоне.
— «Одуванчики» великолепны! Даже не хочется называть этот шедевр натюрмортом. Термин переводится с французского как «мёртвая природа», а в произведении гениального мастера столько жизни!
— Да, такое вот парадоксальное явление — живой натюрморт. Левитан не так много работал в этом жанре. За всю жизнь он написал не больше трёх десятков картин с цветами. «Одуванчики» — одна из первых.
— Какой это год?
— Счастливое лето 1889-го года. Художник тогда жил в Плёсе на Волге, большую часть своего времени проводил на пленэрах. А возвращаясь по вечерам, собирал полевые букеты и рисовал их до поздней ночи. Через девять лет этот опыт пригодился Левитану для преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
— Он учил студентов писать натюрморты?
— В основном, конечно, пейзажи. Но после занятий на природе мастер непременно велел собирать цветы для этюдов. Один из учеников Левитана, Борис Липкин, вспоминал позднее, насколько это было потрясающе. Мастерская превращалась в подобие оранжереи. Левитан расставлял букеты в простых горшках и таких же вот глиняных кувшинах, как на картине «Одуванчики». И давал задачу сложную, как само искусство.
— Это какую же?
— Он говорил, что писать нужно так, чтобы от картины пахло не красками, а цветами.
— Сам Левитан умел это делать. Подходя к полотну «Одуванчики», почти физически ощущаешь горьковатый запах травы. А ещё невольно задерживаешь дыхание, чтобы невесомые соцветия не разлетелись самолётиками.
— Да, Исаак Ильич гениально показал хрупкое очарование одуванчиков. Смотришь и понимаешь, что через несколько секунд порыв сквозняка может растрепать незатейливый пучок. И осознаёшь неповторимость мига, который запечатлел художник.
— В этом особый талант Левитана! В каждом его полотне скрыт призыв ценить мгновения.
— И благодарить Творца, который их подарил нам. «Одуванчики» Левитана — свидетельство о том, насколько прекрасен мир, в котором мы живём. Здесь самые скромные полевые цветы достойны стать произведением искусства.
Картину Исаака Левитана «Одуванчики» можно увидеть в Чебоксарах, в Чувашском государственном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Брянск. Преподобный благоверный князь Олег Брянский
Одним из небесных покровителей города Брянска считается благоверный князь Олег Романович. Святой родился в тринадцатом веке. Он был внуком Михаила Черниговского — великого Киевского князя, принявшего мученическую смерть в Золотой Орде за отказ поклониться идолам. Олег унаследовал от деда глубокую веру в Бога. Он щедро подавал милостыню, строил храмы. Из летописей известно, что в 1274 году благоверный князь вместе со своим отцом, Романом Брянским, участвовал в походе против Литвы. Что случилось с Олегом на поле сражения — доподлинно неизвестно. Но сразу после сражения он принял иноческий постриг в Брянском Петропавловском монастыре, который сам учредил. Князь провёл остаток дней в аскетических подвигах ради Христа и непрестанной молитве. Вскоре после кончины он был прославлен Церковью в лике преподобных. Мощи князя Олега хранятся в кафедральном Троицком соборе города Брянска.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Собор Святой Троицы
В 1968 году в Брянске произошла трагедия — безбожники взорвали храм Преображения Господня, который считался главным в городе. В начале двадцать первого века священноначалие решило восстановить кафедральный собор, посвятив его на этот раз Живоначальной Троице. Строительство началось в 2006 году. В нём участвовало большинство горожан — пожертвованиями, трудами, молитвами. В 2009-ом в нижнем, цокольном этаже церкви отслужили первую Литургию. А спустя ещё три года святейший патриарх Кирилл совершил чин великого освящения главного, Троицкого престола кафедрального собора. Рядом с храмом возвысилась восьмидесятиметровая четырёхъярусная колокольня. Ей дали название Пересвет в честь инока Троице-Сергиевой лавры, который в четырнадцатом веке участвовал по благословению Сергия Радонежского в Куликовской битве. Возле колокольни был установлен памятник святому воину Александру Пересвету. Яркий архитектурный комплекс Троицкого собора стал узнаваемым символом Брянска.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM