Израильский царь Амврий – реальное историческое лицо

* Поделиться

АмврийПосле смерти израильского монарха Соломона в десятом веке до Рождества Христова страна раскололась на две части – Северное и Южное царства, Израиль и Иудею. Родственные племена вступили во вражду между собой, наступило время заговоров, мятежей и братоубийственных войн. Правители на Израильском троне сменяли друг друга, оставляя в истории государства кровавый шлейф.

После очередного переворота монархию возглавил военачальник Амврий. О его правлении подробно рассказано в Ветхом завете, а именно – в Третьей книге Царств. Амврий понял, что соперничество Израиля и Иудеи наносит урон обоим государствам, и восстановил мир между племенами еврейского народа. За двенадцать лет правления Амврия Израиль достиг мощи и процветания. На живописном холме царь построил город Самарию и сделал его столицей.

Однако, в историю израильского народа Амврий вошел как нечестивый правитель. Союз с финикийцами, скрепленный женитьбой царевича Ахава на дочери финикийского правителя Иезавели обернулся насаждением в стране идолопоклонства и утратой веры в Единого Бога. Имя Амврия надолго стало синонимом порочности.

При этом многие историки считали шестого израильского царя мифическим персонажем, поскольку его существование не подтверждалось внебиблейскими источниками. Такое отношение изменилось в середине девятнадцатого века благодаря открытиям английского археолога Остина Генри Лэйярда.

Комментарий эксперта:

В 1946 года во время раскопок древнего города Нимруда на территории современного Ирака доктор Лэйярд обнаружил уникальный артефакт – двухметровый обелиск, вытесанный из черного известняка по приказу ассирийского царя Салманасара Третьего. Этот памятник украшен барельефами, на одном из которых можно увидеть фигуру израильского царя Ииуйя, подносящего дань Салманасару. Надпись, сопровождающая это изображение, гласит: «Ииуй, сын Амврия». Запечатленный на барельефе монарх не был биологическим потомком Амврия. Однако, ассирийцы помнили, что именно во время правления шестого царя Израиль добился исключительного международного положения, и всех последующих монархов называли «сынами его дома».

После этой находки Генри Лэйярда скептики еще продолжали сомневаться, что царь Амврий некогда существовал. Следующий археологический трофей ученого все сомнения развеял. В 1849 году, исследуя руины Ниневии, доктор Лэйярд обнаружил клинописный архив – библиотеку ассирийского царя Ашшурбанапала, на многих табличках которой Самария называется не иначе как «Мат бит Хуумрия», то есть земля Амврия.

Военные амбиции и дипломатические таланты израильского монарха были обращены в сторону таких соседей, как ассирийцы, филистимляне, финикийцы, моавитяне. О покорении Амврием царства Моав сохранила сведения так называемая стела Меши, обнаруженная немецким пастором Фридрихом Клейном в 1868 году в селении Дибон в районе Мертвого моря и изученная французским археологом Шарлем Клермоном-Ганно.

Комментарий эксперта:

Стела царя Меши, известная также как Моавитский камень – черная базальтовая плитавысотой метр двадцать четыре и шириной семьдесят один сантиметр,с закругленными верхними углами. Это памятник девятого века до Рождества Христова, созданный по приказу моавитского царя Меши. На лицевой стороне камня сохранились строки, повествующие о военных победах и поражениях моавитян. Есть на нем и такие слова: «Амврий, царь Израиля, угнетал Моав много дней потому что Кемош гневался на страну свою. ...И унаследовал Амврий страну Махдева и сидел в ней дни его и половину дней сына его».

Кемош, упоминаемый в записи на Стеле Меши – это языческое божество моавитян. Махдев – город, основанный аммореями и захваченный израильтянами во время правления царя Давида. Он был утрачен евреями в войне с моавитянами после смерти царя Соломона и, как оказалось – вновь возвращен Амврием.

Древний артефакт не только подтвердил факт существования упоминаемого в Библии царя Амврия, но и расширил информацию его роли в истории Израильского царства. Археология в очередной раз доказала достоверность Священного писания!

Другие программы
Истории старого звонаря
Истории старого звонаря
На территории Андреевского монастыря в Москве, где находится Радио «Вера», можно встретить скромного, почти неприметного человека, спешащего подняться на колокольню. Но стоит ему забраться туда, как окрестности оглашаются неземным звоном. В этот момент вы с замиранием сердца останавливаетесь и думаете: «Надо же, какой талант! Талант от Бога!» И вы абсолютно правы: Петр Алексеевич Колосов — один из лучших звонарей столицы, а, может быть, и России. Но искусство звонаря — это лишь одно из многочисленных его дарований. Ведь Петр Алексеевич ещё и изумительный рассказчик! И в этом вы легко убедитесь, слушая программу «Истории старого звонаря»
ВЕРА и ДЕЛО
ВЕРА и ДЕЛО
«Вера и дело» - это цикл бесед в рамках «Светлого вечера». В рамках этого цикла мы общаемся с предпринимателями, с людьми, имеющими отношение к бизнесу и благотворительности. Мы говорим о том, что принято называть социально-экономическими отношениями, но не с точки зрения денег, цифр и показателей, а с точки зрения самих отношений людей.
Мудрость святой Руси
Мудрость святой Руси
В программе представлены короткие высказывания русских праведников – мирян, священников, монахов или епископов – о жизни человека, о познании его собственной души, о его отношениях другими людьми, с природой, с Богом.
Ларец слов
Ларец слов

Священник Антоний Борисов – знаток и ценитель Церковно-славянского языка, на котором совершается богослужение в Русской Православной Церкви. Он достает из своего ларца слова, которые могут быть непонятны современному человеку, объясняет их – и это слово уже нем вызывает затруднения. От «живота» до «василиска»!

Также рекомендуем