
«Доктор Доброта». Так жители Минска называли Ивана Устиновича Здановича — врача, общественного деятеля и благотворителя. И не случайно: Зданович посвятил себя людям. Доктор говорил, что каждое утро просыпается с мыслью о том, как сделать жизнь окружающих немного лучше.
Задумываться об этом он начал в 1890-м году. Ивану Устиновичу было тогда 26 лет. Он окончил медицинский факультет киевского Университета Святого Владимира. Прошёл стажировку в Европе. Вернувшись на родину, вполне мог бы сразу же открыть частную практику. Но Зданович выбрал другой путь. Он устроился работать простым сельским врачом. В Лошницкую волость Борисовского уезда Минской губернии — самую что ни на есть глубинку. Участок, которым заведовал Иван Устинович, состоял из нескольких деревень и сёл, весьма друг от друга отдалённых. Расстояния приходилось преодолевать по бездорожью — на телеге, а то и пешком. Весной и осенью — по грязи, зимой — по непролазному снегу. Но доктора это совсем не пугало. Он выезжал к больным в любую погоду, днём и ночью. Пациентами Здановича были преимущественно бедные крестьяне. Денег, чтобы заплатить за визит врача, у многих из них попросту не было. Поэтому доктору пытались вручить то живую курицу, то лукошко грибов, то крынку с мёдом. Зданович от таких подарков, как правило, вежливо отказывался, поскольку прекрасно понимал: отдают последнее. Вместо этого он сам под каким-нибудь благовидным предлогом каждый раз давал крестьянам деньги, несмотря на то, что жалованье рядового сельского врача было совсем небольшим. Помогать ближним было для Здановича делом естественным. Этому учило его Евангелие. Дед-священник, всю жизнь жертвовавший на строительство храмов. И отец, преподаватель Минской духовной семинарии.
Спустя несколько лет Иван Устинович получил новое назначение. Его перевели в Минск и назначили врачом больницы Приказа общественного призрения — то есть, проще говоря, клиники для неимущих горожан. За дело Зданович взялся со всем рвением. И хотя по должности числился всего лишь младшим врачом, сумел сделать многое. Прежде всего, через главного врача ему удалось уговорить губернские власти выделить больнице средства на приобретение нового оборудования. В результате клиника пополнилась новыми инструментами, дезинфекционной камерой и даже рентгеновским аппаратом! Благодаря Здановичу «лечебница для бедных», как называли клинику в народе, оказалась оснащённой по последнему слову медицинской техники. Пошла в гору и карьера доброго доктора. К началу XX века он стал старшим врачом богоугодных заведений Минска. Параллельно вёл частную практику. А заработки тратил на добрые дела. На собственные средства Зданович открыл родильный приют — роддом для малоимущих женщин. Иван Устинович сам обеспечивал учреждение необходимыми медикаментами и всем, что требовалось.
В 1897 году по инициативе и при непосредственном участии Здановича в Минске открылось первое Училище для незрячих детей из бедных семей. Иван Устинович организовал сбор средств и на собранные пожертвования приобрёл для училища дом и земельный участок. После масштабного ремонта в здании появились электричество и водопровод. Подобные удобства в конце 19 века не каждый мог себе позволить! Неподалёку от училища была построена церковь во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». Примечательно, что в строительстве храма принимал активное участие сам доктор. Об этом даже написала газета «Минское слово»: «С топором в руке он показывал плотнику, как рубить угол. Когда он брался за резец, у него выходили художественные вещи, которые были бы настоящим украшением местных выставок». Незрячих воспитанников училища обучали русскому языку, арифметике, истории, Закону Божьему. А кроме того, давали профессиональные навыки, чтобы в будущем выпускники училища могли самостоятельно зарабатывать на хлеб. Студенты плели корзины и мебель. Причём, настолько хорошо, что часто получали заказы от состоятельных минчан. За эту деятельность в 1904 году Зданович получил личную благодарность от императрицы Марии Фёдоровны.
За свою сравнительно недолгую жизнь Зданович сделал для людей столько, что всё невозможно и перечислить. Водная лечебница в окрестностях Минска, железнодорожная платформа, народная чайная. Он скончался за работой, в своём врачебном кабинете. Поистине, неутомимым человеком, живущим ради других, был Иван Устинович Зданович — «Доктор Доброта».
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива - 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
31 июля. Об отношении к еде

В 10-й главе 1-го Послания апостола Павла к корИнфянам есть слова: «Едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию».
Об отношении к еде — священник Александр Сапунов.
Святитель Иоанн Златоуст так объясняет эти слова: «Видишь ли, как он от частного предмета перешёл в получение к общему и преподал нам превосходное правило — прославлять Бога во всём». Свидетель говорит нам о том, что всякое наше действие должно быть прославлено Светом Христовым и строиться вокруг Его личности, особенно когда это касается простых и элементарных вещей, таких как питание.
Ведь, дорогие слушатели, призваны мы апостолом Павлом осознавать, что жизнь — это дар, за который мы должны прославлять нашего Творца в наших делах и в каждом нашем мгновении.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 июля. О личности богослова Василия Бажанова

Сегодня 31 июля. В этот день в 1883 году отошёл ко Господу доктор богословия, императорский духовник, протопресвитер Василий Бажанов.
О его личности — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот замечательный священник с энциклопедическим кругозором, знаток, как это водилось, древних и новых языков, богослов, незаурядный преподаватель, был духовником последовательно Николая Павловича I, Александра Николаевича II и Александра Александровича III. А стало быть, трудами отца Василия Бажанова созидался внутренний мир трёх помазанников божьих.
Его учебник об обязанностях христианина, специально написанный для государя Александра Николаевича, будущего императора, стал самым популярным пособием как в духовных, так и в светских учебных заведениях. А значит, уже не только монархи, но сотни и тысячи русских людей впитывали в себя основы христианского благочестия по труду, занявшему своё место в системе российского образования.
На его средства была открыта Николаевская богадельня для престарелых священнослужителей военного ведомства. Может быть, не столько на средства, сколько по его инициативе, но и взносы протопресвитера Василия в это заведение, несомненно, поступали.
Помолимся об упокоении души этого русского священнослужителя и пожелаем современным клирикам Московской патриархии набирать тот духовный вес и ту молитвенную сосредоточенность. В наш турбулентный век смешения и брожения умов люди такого статуса, и не просто статуса, но такой духовной мощи, конечно же, очень нужны для выработки в нашем самосознании устойчивости, преданности небесному Отечеству и бескорыстного служения Отечеству земному.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 июля. О святости преподобного Памвы Нитрийского

Сегодня 31 июля. День памяти преподобного Памвы пустынника, Нитрийского, жившего в четвертом веке и взявшего на себя подвиг безмолвия.
О его святости — священник Стахий Колотвин.
Подвиг молчальничества, подвиг воздержания от слов порой воспринимается искусственно. Монах берёт и даёт обет — зарок — не говорить сколько-то лет, не общаться. Однако здесь речь не идёт о том, что если кто-то попросит помощи, подсказки, то монах должен сказать: «Ой, у меня табличка, я не могу говорить». А речь идёт о том, чтобы ценить каждое слово.
Преподобный Памва, который жил в отдалённой Нитрийской пустыне — то есть, с одной стороны, не так далеко от Александрии, а с другой стороны, уже далеко от источников, от оазисов, там, где сложно подвизаться, и там, куда не приходят паломники, жаждущие наставления. Тем не менее, конечно, и до него добирались, зная о его праведной жизни, монахи, которые пытались задать ему какой-то вопрос.
Но преподобный Памва ни в коем случае им не отказывал. Просто он мог по нескольку месяцев размышлять над вопросом, и если человек дожидался или приходил вновь, обязательно ему давал ответ.
Поэтому точно так же не нужно брать и лицемерить, и бросаться: с одной стороны, всегда объяснять и подсказывать, если ты что-то знаешь. Но и не нужно, с другой стороны, брать и лицемерить, и говорить: «Ой, я такой бедный, недостойный», — а внутри думать: «Ой, какой я смиренный и совершенный, никому ничего не советую».
Если ты можешь человеку подсказать, то просто подожди, подумай, поразмысли, порасспрашивай его, и, возможно, ты ему сам не дашь ответа, но подскажешь, куда человеку пойти, к кому обратиться, чтобы он смог ответ на свой духовный вопрос получить.
Все выпуски программы Актуальная тема