
«Доктор Доброта». Так жители Минска называли Ивана Устиновича Здановича — врача, общественного деятеля и благотворителя. И не случайно: Зданович посвятил себя людям. Доктор говорил, что каждое утро просыпается с мыслью о том, как сделать жизнь окружающих немного лучше.
Задумываться об этом он начал в 1890-м году. Ивану Устиновичу было тогда 26 лет. Он окончил медицинский факультет киевского Университета Святого Владимира. Прошёл стажировку в Европе. Вернувшись на родину, вполне мог бы сразу же открыть частную практику. Но Зданович выбрал другой путь. Он устроился работать простым сельским врачом. В Лошницкую волость Борисовского уезда Минской губернии — самую что ни на есть глубинку. Участок, которым заведовал Иван Устинович, состоял из нескольких деревень и сёл, весьма друг от друга отдалённых. Расстояния приходилось преодолевать по бездорожью — на телеге, а то и пешком. Весной и осенью — по грязи, зимой — по непролазному снегу. Но доктора это совсем не пугало. Он выезжал к больным в любую погоду, днём и ночью. Пациентами Здановича были преимущественно бедные крестьяне. Денег, чтобы заплатить за визит врача, у многих из них попросту не было. Поэтому доктору пытались вручить то живую курицу, то лукошко грибов, то крынку с мёдом. Зданович от таких подарков, как правило, вежливо отказывался, поскольку прекрасно понимал: отдают последнее. Вместо этого он сам под каким-нибудь благовидным предлогом каждый раз давал крестьянам деньги, несмотря на то, что жалованье рядового сельского врача было совсем небольшим. Помогать ближним было для Здановича делом естественным. Этому учило его Евангелие. Дед-священник, всю жизнь жертвовавший на строительство храмов. И отец, преподаватель Минской духовной семинарии.
Спустя несколько лет Иван Устинович получил новое назначение. Его перевели в Минск и назначили врачом больницы Приказа общественного призрения — то есть, проще говоря, клиники для неимущих горожан. За дело Зданович взялся со всем рвением. И хотя по должности числился всего лишь младшим врачом, сумел сделать многое. Прежде всего, через главного врача ему удалось уговорить губернские власти выделить больнице средства на приобретение нового оборудования. В результате клиника пополнилась новыми инструментами, дезинфекционной камерой и даже рентгеновским аппаратом! Благодаря Здановичу «лечебница для бедных», как называли клинику в народе, оказалась оснащённой по последнему слову медицинской техники. Пошла в гору и карьера доброго доктора. К началу XX века он стал старшим врачом богоугодных заведений Минска. Параллельно вёл частную практику. А заработки тратил на добрые дела. На собственные средства Зданович открыл родильный приют — роддом для малоимущих женщин. Иван Устинович сам обеспечивал учреждение необходимыми медикаментами и всем, что требовалось.
В 1897 году по инициативе и при непосредственном участии Здановича в Минске открылось первое Училище для незрячих детей из бедных семей. Иван Устинович организовал сбор средств и на собранные пожертвования приобрёл для училища дом и земельный участок. После масштабного ремонта в здании появились электричество и водопровод. Подобные удобства в конце 19 века не каждый мог себе позволить! Неподалёку от училища была построена церковь во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». Примечательно, что в строительстве храма принимал активное участие сам доктор. Об этом даже написала газета «Минское слово»: «С топором в руке он показывал плотнику, как рубить угол. Когда он брался за резец, у него выходили художественные вещи, которые были бы настоящим украшением местных выставок». Незрячих воспитанников училища обучали русскому языку, арифметике, истории, Закону Божьему. А кроме того, давали профессиональные навыки, чтобы в будущем выпускники училища могли самостоятельно зарабатывать на хлеб. Студенты плели корзины и мебель. Причём, настолько хорошо, что часто получали заказы от состоятельных минчан. За эту деятельность в 1904 году Зданович получил личную благодарность от императрицы Марии Фёдоровны.
За свою сравнительно недолгую жизнь Зданович сделал для людей столько, что всё невозможно и перечислить. Водная лечебница в окрестностях Минска, железнодорожная платформа, народная чайная. Он скончался за работой, в своём врачебном кабинете. Поистине, неутомимым человеком, живущим ради других, был Иван Устинович Зданович — «Доктор Доброта».
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива - 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 143. Богослужебные чтения

В каких делах мы должны призывать Бога на помощь? А в каких Его участие необязательно? Ответ на этот вопрос находим в 143-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 143.
Давида. [Против Голиафа.]
1 Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани,
2 милость моя и ограждение моё, прибежище моё и Избавитель мой, щит мой, — и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой.
3 Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нём, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?
4 Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень.
5 Господи! Приклони небеса Твои и сойди; коснись гор, и воздымятся;
6 блесни молниею и рассей их; пусти стрелы Твои и расстрой их;
7 простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных,
8 которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи.
9 Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятиструнной псалтири воспою Тебе,
10 дарующему спасение царям и избавляющему Давида, раба Твоего, от лютого меча.
11 Избавь меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи.
12 Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши — как искусно изваянные столпы в чертогах.
13 Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших;
14 да будут волы наши тучны; да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших.
15 Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.
Филистимляне были язычниками, которые жили на территории Палестины и долгое время досаждали богоизбранному народу. Однажды филистимская армия вторглась в пределы еврейского государства. Царь Саул выдвинул навстречу неприятелю свою силу. Два войска встретились и расположились друг перед другом в боевой готовности. Ни та, ни другая сторона не решалась первой ступить в бой. Тогда из лагеря филистимлян вышел воин по имени Голиаф. Он приблизился к израильским отрядам и потребовал, чтобы евреи выставили против него своего богатыря для схватки. Кто одолеет, того войско и будет победителем в противостоянии.
Никто не решался принять вызов. Дело в том, что Голиаф отличался нечеловеческой силой и огромным ростом. Писание говорит, что в нём было шесть с половиной локтей. То есть около двух метров и 80-ти см. Он был одет в броню, вес которой составлял пять тысяч сиклей меди. То есть около 57 кг металла. Один только наконечник копья, которым был вооружён Голиаф, весил 600 сиклей железа, то есть около 7 кг. Не человек, машина для убийства. Немудрено, что из еврейских воинов никто не вышел. Лишь один юноша по имени Давид принял вызов Голиафа. У Давида не было доспехов. Он был простой пастух. И его единственным оружием была праща — простая верёвка с петлёй для камня на конце. Однако при её помощи он совершил немыслимое — в мгновение ока одолел великана.
Псалом, который мы услышали, посвящён воспоминанию об этом событии. Давид приписывает свой подвиг не столько собственным силам, сколько Божественной поддержке и сверхъестественному вдохновению. По его словам, Бог управлял его действиями: «Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои — брани, ...щит мой, — и я на Него уповаю». И далее Давид продолжает. Не только в сражении с Голиафом ему помог Господь, но и в не менее сложных делах. В первую очередь — в управлении государством. «Он подчиняет мне народ мой», — пишет Давид.
На этом псалмопевец не останавливается. Он рассуждает о том, кем является человек без этой поддержки свыше? «Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень». То есть без Бога и Его Духа удел человека печален. Его жизнь хрупка и мимолётна. Она проносится, как лёгкий ветерок. Или же, скорее, напоминает бледную тень, которая исчезает после захода солнца.
Мы можем сказать: где мы, а где Давид? Он великий герой. И очевидно, что для таких значимых подвигов ему требовалась особая помощь. Нас это не касается в такой степени. Наша жизнь намного прозаичней, и задачи, которые стоят перед нами, скромнее. Однако Новый Завет подчёркивает и даже усиливает идею псалма. Апостол Павел ставит повседневную жизнь человека в прямую зависимость от Духа Божия. «Мы Им живём и движемся, и существуем», — говорит он. А Христос в Евангелии прямым текстом заявляет Своим ученикам: «без Меня не можете делать ничего». Так, Писание напоминает: то, как мы себя ощущаем в этом мире, напрямую зависит от нашей связи с Творцом. А потому нашей главной повседневной заботой должно быть то, как эту связь усилить и поддерживать. Ведь кто знает, какие подвиги и свершения Господь предопределил нам совершить?
Псалом 143. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 143. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 143. На струнах Псалтири
1 Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани,
2 милость моя и ограждение мое, прибежище мое и Избавитель мой, щит мой, — и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой.
3 Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?
4 Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень.
5 Господи! Приклони небеса Твои и сойди; коснись гор, и воздымятся.
6 Блесни молниею и рассей их; пусти стрелы Твои и расстрой их.
7 Простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных,
8 которых уста говорят суетное, и которых десница — десница лжи.
9 Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятиструнной псалтири воспою Тебе,
10 дарующему спасение царям и избавляющему Давида, раба Твоего, от лютого меча.
11 Избавь меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное,
и которых десница — десница лжи.
12 Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши — как искусно изваянные столпы в чертогах.
13 Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших;
14 да будут волы наши тучны; да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших.
15 Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.
2 апреля. О творчестве Ганса Христиана Андерсена

Сегодня 2 апреля. В этот день в 1805 году родился датский писатель Ганс Христиан Андерсен.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Перу Ганса Христиана Андерсона принадлежат более чем 170 сказок и историй, многие из которых признаны шедеврами мировой литературы. На сказках Андерсона во многих странах мира было воспитано не одно поколение детей и подростков. Его произведения положены в основу фильмов, мультфильмов, спектаклей и музыкальных постановок. Миллионы читателей хранят в памяти истории про Стойкого оловянного солдатика, Оле Лукойе, Русалочку, Свинопаса, Диких лебедей. Андерсон искал себя в разных видах творчества, пока не понял, что его призвание — сочинять сказочные истории. «Вы обладаете драгоценной способностью находить жемчуг в каждой канаве», — сказал Андерсону его современник-поэт Ингеман. Многие сказки Андерсона звучат как библейские притчи. Да и все его творчество можно оценивать как художественную проповедь христианского взгляда на мир и на отношения между людьми. Готовая на самопожертвование Герда из «Снежной Королевы» или герой сказок «Девочка со спичками», «Цветы маленькой Иды», «Девочка, наступившая на хлеб». Они говорят нам о присутствии Божьего промысла в жизни человека, о его ответственности перед ближними. И даже самые печальные сказки великого датчанина исцеляют души и дарят надежду своим читателям.
Все выпуски программы Актуальная тема