Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Рождение нового христианина — особая радость для каждой верующей семьи.
Картина «Крестины» кисти Ивана Тупылева посвящена как раз этому Таинству. Важность и торжественность события на фоне простого крестьянского быта впечатляет своим контрастом.

— Вот и ещё один раб Божий принял веру православную. Слава Богу!
— Спасибо, отец Иоанн, что окрестили моего внучатого племянника. И как смиренно и тихо вёл себя малыш, хотя ему всего-то два месяца. Внимательно рассматривал незнакомые лица и лики на росписях старинного храма, будто понимал, что с ним происходило.
— Младенцы ведут себя по-разному, Маргарита Константиновна. Уж сколько чад Божиих здесь покрестили за почти двести лет, что стоит этот храм — невозможно и сосчитать.
— И двести лет назад, наверное, всё происходило почти так же: те же молитвы, то же убранство... А знаете, в Третьяковской галерее, где я работаю, есть картина «Крестины». Её написал художник Иван Тупылев в 1800 (тысяча восьмисотом) году. По ней можно понять, как проходили крестины на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков. Хотите взглянуть? Я сейчас найду её в интернете...
— С радостью посмотрю...
— Вот она! Интересная работа, не правда ли?
— Колоритная! Правда, младенца крестят, как мы видим, не в храме, а прямо в крестьянской избе. Посреди просторной светлицы стоит купель, слева — священник с бородкой как у меня, он держит над купелью ребёнка, сейчас он будет трижды окунать его в освящённую воду. За действиями священника наблюдают родные малыша — справа от купели крёстная мать. Она, развернув полотенце, готовится принять на руки нового члена Церкви Христовой.
— Обратите внимание, как на фоне скромного убранства избы художник выделяет одежды священника и крёстной. Он — в красном пасхальном облачении, расшитом золотом. На крёстной матери — праздничная алая юбка и роскошный, отделанный жемчугом кокошник. Иван Тупылев подчёркивает тем самым значимость события для крестьянской семьи.
— В этой картине чувствуется пасхальная радость! А вот справа, на печи я вижу круглый медный самовар — он сияет, его начистили прямо к торжеству. Рядом — глиняный горшок на огне, в нём, вероятно, варится праздничное угощение.
— А посмотрите-ка, батюшка, справа от крёстной матери стоят босоногие ребятишки — это брат и сестра малыша. Они с любопытством наблюдают за таинством.
— Да. Я заметил, что выражения лиц детишек, переживающих за брата или сестру в такой важный момент жизни, не меняются с годами... Те же внимательные глазки, внутренний трепет... Дети, и большие, и маленькие, очень чутко воспринимают происходящее.
— И Иван Тупылев в своей работе «Крестины» тонко подмечает это.
— Уж очень радостная картина у него получилась! Этот художник писал только крестьянский быт?
— Как раз наоборот, картина «Крестины» едва ли не единственная в бытовом жанре, из созданных художником. Он писал в основном на исторические и религиозные темы. А ещё он расписывал храмы.
— Храмы? Интересно... И его иконописные работы сохранились?
— Да. Например, в Казанском соборе в Санкт-Петербурге. Он написал сюжет «Зачатие святой Анны» и «Воспитание Богородицы» в главном иконостасе. А ещё — «Явление воскресшего Христа апостолу Фоме» в иконостасе правого придела.
— Как хорошо, когда художник использует свой талант во славу Божию.
— И таких мастеров, которые, как и Иван Тупылев, прославляли Господа, очень и очень много. Приезжайте к нам в Третьяковскую галерею, я с удовольствием расскажу Вам о работах других замечательных русских художников и покажу подлинник картины Ивана Тупылева «Крестины».
— Спасибо за приглашение, Маргарита Константиновна. С радостью приеду.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Кор., 166 зач., XVI, 13-24.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Совместима ли любовь со строгостью? Зачастую в детстве, когда родители бывают строгими, нам кажется, что не совместима, но как дела обстоят на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 16-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 16.
13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.
14 Все у вас да будет с любовью.
15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),
16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.
17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,
18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.
19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.
20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.
21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно.
22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,
24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.
Люди, которые имеют опыт написания настоящих больших писем, легко расслышат в прочитанном отрывке интонации, которыми обычно эти самые письма завершаются. Апостол обращается к ученикам с последними наставлениями, кого-то рекомендует, кому-то передаёт приветы. Всё, как делаем мы сегодня, когда пишем письма. В то же время, по своему эмоциональному настрою и даже по самим рекомендациям, которые мы слышим, речь его может показаться непоследовательной. Я имею в виду следующее. Вначале апостол говорит ученикам, что всё у них должно быть с любовью... А в конце говорит: кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, то есть пусть будет отлучён от церковного общения. Какая-то странная выходит любовь, строгая, отлучающая. Но действительно ли в словах апостола есть непоследовательность?
Многие из нас знают слово «идентичность», которое обозначает соотнесение человеком себя с той или иной группой: религиозной, культурной, спортивной и любой другой. У группы, как это обычно бывает, есть отличительные признаки, которым человек призван соответствовать. Даже если это просто группа филателистов, тебя признают своим только если ты будешь собирать марки. В подобных вещах нет ничего плохого и вносящего лишние разделения, просто мы проводим границы, чтобы различать. Если никаких границ и признаков не будет, многие слова перестанут иметь всякий смысл: можно будет быть спортсменом, не занимаясь спортом или музыкантом, совершенно ничего не понимая в музыке. Впрочем, в современном мире всё чаще встречаются подобные вещи. Людям кажется, что реальность зависит от их внутренней позиции, от того, что они думают о себе. Называй себя верующим и даже христианином и верь во что хочешь... или наоборот не верь. Удивительным образом получается так, что можно встретить христианина, который не верит в воскресение мёртвых, не доверяет Священному Писанию, не считает Иисуса Христа Богочеловеком... Что приводит к размыванию самого понятия «христианин» и ко всё большему расхождению фантазий с реальностью, а значит и к тому, что плодов такая христианская жизнь приносить не будет. Но если это так, не будет ли как раз проявлением подлинной любви, то есть желанием блага и спасения, сказать такому человеку правду о его состоянии? Неслучайно ведь апостол с этого и начинает, когда призывает учеников быть внимательными, устойчивыми в вере, мужественными и твёрдыми. Все эти призывы, в разных формах, сводятся к тому, чтобы ученики Христовы не изменяли своему христианству и были верны апостольской проповеди. И уже тех, кого Павел призвал к этой верности, он призывает также к любви. «Всё, — говорит Павел, — да будет у вас с любовью». И под этим всем мы понимаем не только помощь, жертвенность и готовность служить, но также и честность с теми, кто, называя себя верующими, не хочет вере соответствовать. Здесь нет речи об обличении или осуждении, но о подлинной заботе, ведь только тот, кто понимает своё истинное положение, может осознанно и свободно последовать за Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сесть на коня, чтобы вновь научиться ходить

Андрей — ветеран специальной военной операции. В зоне конфликта он получил тяжёлые травмы позвоночника. На ноги мужчина встал, но его одолевала сильная боль.
Год назад он приехал в центр реабилитации «Целебный Ессентуки», который находится в Ставропольском крае. Это проект Пятигорской епархии. В центре бесплатно помогают детям и взрослым с инвалидностью. Однако реабилитация здесь не совсем обычная — она проводится при участии лошадей и называется иппотерапией. Её Андрею рекомендовал лечащий врач.
«Я не сильно верил в успех, но решился, — рассказывает мужчина. — Легче стало уже после второго занятия. А через три месяца занятий верхом прошла невыносимая боль».
Успех Андрея — не исключение. Иппотерапия помогает тяжелораненым восстанавливаться после травм и справляться с последствиями стресса. У них получается в разной степени возвращать утраченные навыки. Например, мужчина, который не мог даже сидеть, через год занятий начал ходить. Кроме этого, добрая атмосфера в центре, искреннее участие его сотрудников, общение с лошадьми способствуют и психоэмоциональному восстановлению. Многие взрослые, приезжая сюда, видят, как дети с инвалидностью упорно занимаются и добиваются невероятных результатов в развитии: пятерым воспитанникам сняли диагноз «аутизм». Мужество и успехи детей вдохновляют раненых и дарят им надежду!
Центр реабилитации «Целебный Ессентуки» работает уже 6 лет при поддержке добрых людей. Сейчас центру тоже необходима помощь. Чтобы проект продолжал работу, важно оплатить труд инструкторов и запасти корм для лошадей на зиму. Ваше участие подарит возможность людям, получившим тяжёлые ранения в зоне конфликта, вернуться к нормальной жизни. Поддержать проект можно на церковной платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«13-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (1Кор.16:13-24) и Евангельского (Мф.21:33-42) чтений в тринадцатое воскресенье по Пятидесятнице, о совершении молебна о сохранении творения Божия, о днях памяти Обора Московских святых, преподобного Пимена Великого, Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Седмица