
Фото: Huzeyfe Turan/Unsplash
Есть авторы, которым удаётся не просто писать увлекательные и захватывающие тексты, но и оживлять их, превращать в самостоятельный, отдельный микрокосм. Иван Шмелёв — определённо из таких. Его произведения как будто дышат; а закрывая книгу, долго ещё не можешь отделаться от ощущения, что расстался с её героями как с добрыми друзьями. Сборник рассказов писателя под названием «Свечка» не стал исключением.
Феноменальную особенность шмелёвской прозы оживать буквально на глазах не устают подчёркивать исследователи-литературоведы. А читатели с радостью путешествуют по его уютному миру, где в московском дворике на Якиманке плавают в большой луже гуси и утки, а неподалёку сидит, выстругивая деревянные ложки, старенький, седой плотник Горкин и что-то рассказывает примостившемуся около него маленькому мальчику Ване. Этим мальчиком, взрослым с тонкой и трепетной душой ребёнка, Шмелёв, кажется, оставался всю жизнь. И может быть, оттого проза писателя так глубоко трогает практически любого, кому хоть раз доводилось открыть книгу его произведений.
И это не обязательно касается упомянутых историй московского детства писателя, большинство из которых вошло в известный цикл «Лето Господне», хотя в сборнике «Свечка» есть, конечно, и они. Можно открыть любой рассказ, и всё равно ощущения будут те же: погружение с головой, радость и какой-то чистый, почти детский восторг. Такие чувства вызывает, к примеру, рассказ «Свет». Русский эмигрант, сумевший наладить свою жизнь за границей — бизнес, рестораны, скачки — однажды вдруг попадает под обломки обрушившегося от удара бомбы здания. Увы, неизвестно время, в которое происходит действие произведения. Возможно, автор не конкретизирует намеренно, создавая некую интригу, ведь рассказ имеет подзаголовок «Из разорванной рукописи». Герой думает, что умирает, но приходит в себя в тёмном подвале и видит рядом незнакомца, который оказывается его соотечественником — бывшим военным, капитаном, а теперь, в этой новой жизни в эмиграции — инвалидом и истопником, живущим в подвале при котельной. Он спас бизнесмена, случайно заметив его под обломками, и уже три дня, пока тот был без сознания, выхаживал раненого в своём подвальчике, уступив собственную постель. А как только обессиливший гость пришёл в себя, с готовностью поделился с ним единственным, что у него было — тремя варёными картофелинами. И это добро, явленное бескорыстно, человеческое милосердие, потрясает бизнесмена и открывает ему, а вместе с ним и читателю, подлинные жизненные ценности.
Сильнейшее впечатление производит рассказ «Свечка». Это история человека, который долгое время служил управляющим в барском имении. Он рассказывает о том, как бежал, спасаясь от расправы большевиков. Для героя всё могло бы закончиться трагедией, если бы не помощь знакомого кондуктора поезда, именно в его вагон он случайно заскочил на загородной станции. Кондуктор, рискуя жизнью, укрыл управляющего от погони в маленькой вагонной будочке. Там в темноте горел лишь крошечный огарок свечи, показавшийся герою в тот миг символом добра и милосердия, которые, уверен автор, рано или поздно рождаются в каждом сердце.
И в этом весь Иван Шмелёв: в мире его произведений всегда сияет свет. И даже если он маленький и трепетный, как огонёк от свечки, его хватит, чтобы прогнать тьму.
16 ноября. О действии Божьей благодати

В 8-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа после исцеления Им кровоточивой: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня».
О действии Божьей благодати — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Евангельский отрывок об исцелении больной кровотечением женщины раскрывает не только силу веры болящей, но и приоткрывает завесу действия Божией благодати. Как мы знаем, Вселенная сотворена Господом, Бог вездесущий, и в этом мире Он проявляет Себя через действия Божией благодати.
Иногда она бывает видима, как исходящий от Христа свет или слава, которую лицезрели апостолы на Фаворе. В данном случае эта благодать проявила себя как сила, исшедшая от Христа.
Конечно, мы не можем на себе прочувствовать, как сила благодати исходила из тела Христова, ведь мы не боги, но однозначно утверждаем, слова Господа об исходящей из Него силе сказаны для нашего понимания, что произошедшее было не обманом, призрачным явлением или шарлатанством.
Христос говорит о действительном исцелении женщины и открывает, какова причина её исцеления, то есть исшедшая из Него благодать. Хотя для самого Господа все было очевидным и не требовало исследования, кто прикоснулся к Нему, однако всё это Он проговаривает вслух, чтобы мы умели разбираться в невидимых нами, но действительных явлениях Божией благодати.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 ноября. О предназначении человека
Во 2-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».
О предназначении человека — протоиерей Владимир Кашлюк.
Святой апостол Павел отражает ключевую идею христианского учения о предназначении человека. Она объединяет несколько важных аспектов, а именно: связь с Богом через Иисуса Христа, созидательную природу человека и конкретизацию его миссии в совершении добрых дел.
В православном вероучении особое внимание уделяется теме обожения, то есть процессу преображения человека через сакральное соединение с Богом. Добрые дела в этом контексте становятся инструментом обновления не только окружающего мира, но и собственной человеческой души.
Предназначение человека, согласно христианскому учению, — это не пассивное существование, а активное соучастие в божественном замысле. Созданные во Христе, люди призваны через добрые дела, совершаемые с чистым сердцем, уподобляться Богу, преобразовывать мир и вести других ко спасению.
Как подчеркивает апостол Павел, у каждого человека есть уникальный план и цель, которые в конечном итоге приведут к славе Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 ноября. О подвиге Праведной Снандулии Персидской

Сегодня 16 ноября. Церковь чтит память Праведной Снандулии Персидской, жившей в четвёртом веке.
О её подвиге — протоиерей Максим Горожанкин.
Святая праведная Снандулия жила в Персии и исповедовала Господа нашего Иисуса Христа. Во время гонения на христиан более ста человек были арестованы и после полугодичного содержания в тюрьме казнены.
Саму Снандулию не арестовали, она была мирянкой, а целью гонений были аресты клириков, священников, диаконов, монашествующих. Царь Сапор полагал стратегически, что, арестовывая духовенство, он таким образом обезглавит Церковь. И церковная община, не имея иерархического возглавления, закончит своё существование естественным образом. Если некому совершать таинства, если некому рукополагать священников, то Церковь физически не сможет существовать.
Вот Снандулия, избежав ареста, узнала дату казни всех арестованных и организовала пышную трапезу. И каждому, кто приходил на эту трапезу, она дарила белоснежную одежду.
И в день казни, когда всех мучеников обезглавили, святая праведная Снандулия смогла выкрасть святые мощи этих мучеников и захоронить их, спася их тем самым от поругания и надругательств.
Все выпуски программы Актуальная тема







