Есть авторы, которым удаётся не просто писать увлекательные и захватывающие тексты, но и оживлять их, превращать в самостоятельный, отдельный микрокосм. Иван Шмелёв — определённо из таких. Его произведения как будто дышат; а закрывая книгу, долго ещё не можешь отделаться от ощущения, что расстался с её героями как с добрыми друзьями. Сборник рассказов писателя под названием «Свечка» не стал исключением.
Феноменальную особенность шмелёвской прозы оживать буквально на глазах не устают подчёркивать исследователи-литературоведы. А читатели с радостью путешествуют по его уютному миру, где в московском дворике на Якиманке плавают в большой луже гуси и утки, а неподалёку сидит, выстругивая деревянные ложки, старенький, седой плотник Горкин и что-то рассказывает примостившемуся около него маленькому мальчику Ване. Этим мальчиком, взрослым с тонкой и трепетной душой ребёнка, Шмелёв, кажется, оставался всю жизнь. И может быть, оттого проза писателя так глубоко трогает практически любого, кому хоть раз доводилось открыть книгу его произведений.
И это не обязательно касается упомянутых историй московского детства писателя, большинство из которых вошло в известный цикл «Лето Господне», хотя в сборнике «Свечка» есть, конечно, и они. Можно открыть любой рассказ, и всё равно ощущения будут те же: погружение с головой, радость и какой-то чистый, почти детский восторг. Такие чувства вызывает, к примеру, рассказ «Свет». Русский эмигрант, сумевший наладить свою жизнь за границей — бизнес, рестораны, скачки — однажды вдруг попадает под обломки обрушившегося от удара бомбы здания. Увы, неизвестно время, в которое происходит действие произведения. Возможно, автор не конкретизирует намеренно, создавая некую интригу, ведь рассказ имеет подзаголовок «Из разорванной рукописи». Герой думает, что умирает, но приходит в себя в тёмном подвале и видит рядом незнакомца, который оказывается его соотечественником — бывшим военным, капитаном, а теперь, в этой новой жизни в эмиграции — инвалидом и истопником, живущим в подвале при котельной. Он спас бизнесмена, случайно заметив его под обломками, и уже три дня, пока тот был без сознания, выхаживал раненого в своём подвальчике, уступив собственную постель. А как только обессиливший гость пришёл в себя, с готовностью поделился с ним единственным, что у него было — тремя варёными картофелинами. И это добро, явленное бескорыстно, человеческое милосердие, потрясает бизнесмена и открывает ему, а вместе с ним и читателю, подлинные жизненные ценности.
Сильнейшее впечатление производит рассказ «Свечка». Это история человека, который долгое время служил управляющим в барском имении. Он рассказывает о том, как бежал, спасаясь от расправы большевиков. Для героя всё могло бы закончиться трагедией, если бы не помощь знакомого кондуктора поезда, именно в его вагон он случайно заскочил на загородной станции. Кондуктор, рискуя жизнью, укрыл управляющего от погони в маленькой вагонной будочке. Там в темноте горел лишь крошечный огарок свечи, показавшийся герою в тот миг символом добра и милосердия, которые, уверен автор, рано или поздно рождаются в каждом сердце.
И в этом весь Иван Шмелёв: в мире его произведений всегда сияет свет. И даже если он маленький и трепетный, как огонёк от свечки, его хватит, чтобы прогнать тьму.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.