На картине «Утро в сосновом лесу» изображен заповедный лес острова Городомля. Иван Шишкин смог передать на нем восторг и любовь к родному краю. А вот медвежье семейство на этой работе написал Константин Савицкий. С согласия автора пейзажа, разумеется.

— Маргарита Константиновна, здравствуйте! Угощайтесь, пожалуйста.
— Настенька, здравствуй, дорогая! Спасибо тебе большое! «Мишка косолапый» — мои любимые конфеты. Но мне, право, неловко.
— У меня сегодня день рождения! А у нас в семье традиция такая — угощать в этот день всех, кого любишь. Я специально к вам в Третьяковскую галерею пришла.
— Поздравляю с днём рождения, детка. Желаю радости, оставайся всегда такой же любознательной и доброй. Что же тебе подарить?..
— А подарите мне рассказ о какой-нибудь картине!
— Что ж, пожалуй, я расскажу тебе про шедевр, по мотивам которого создали обёртку вот этой самой конфеты.
— Есть такая картина с мишками?
— Пойдём, я покажу её тебе... Вот, смотри — полотно Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу».
— Ой, мама-медведица и три медвежонка! Какие хорошенькие! Лазают по упавшей старой сосне, будто малыши играют на детской площадке. Но неужели художник так близко к ним подходил? Или он не с натуры рисовал?
— Шишкин всегда старался рисовать именно с натуры, чтобы создать предельно правдивое изображение. И пейзаж «Утро в сосновом лесу» не стал исключением. В 1889 году художник посетил остров Городомля на озере Селигер в Тверской губернии, и его поразила нетронутая природа этого уединенного местечка. Иван Иванович захотел отразить красоту заповедного леса на рассвете. Он рисовал по утрам, забравшись с этюдником в самую чащу. Но диких зверей, конечно же, так близко не видел. И это хорошо! Ведь встреча с медведицей могла бы закончиться для художника печально.
— Но если Шишкин был таким правдивым, зачем он мишек нарисовал, которых не видел?
— Медвежье семейство, Настенька, изобразил не автор картины, а его товарищ, живописец Константин Савицкий. Он предложил разнообразить лесной пейзаж фигурами зверей, и Шишкин согласился на это. Видимо, счёл, что так работа будет выглядеть эффектней.
— Почему же Шишкин позволил другому художнику рисовать на своей картине?
— Вероятнее всего, хотел поддержать друга материально, сделав его соавтором. Шишкин был успешным художником, его картины стоили дорого. «Утро в сосновом лесу» купил Павел Третьяков за четыре тысячи рублей, и четверть этой суммы получил Савицкий.
— Хорошо, что Савицкий нарисовал мишек! Они сделали картину интересней!
— Интересней — может быть. Но художественные достоинства этому полотну всё-таки придала кисть Ивана Шишкина. Это понимал и покупатель Павел Третьяков, и другие современники художника. Например, публицист Василий Михеев писал, что фигуры медведей мешают целостному восприятию картины, отвлекают от главного.
— А что здесь главное?
— Сам пейзаж. Он выглядит реалистично, но при этом кажется сказочным. Вглядись в него внимательней. Бледный изумруд хвои. Тёмная охра стволов. Молочный туман создаёт таинственность, а лучи солнца, льющиеся сверху, наполняют чащу радостным светом. Мы видим вековой лес глазами Ивана Шишкина, и в этих глазах — восторг и любовь к родному краю.
— На конфетной обертке этого, конечно, не разглядишь.
— И не нужно. У нас есть прекрасная возможность прийти в Третьяковскую галерею и увидеть шедевр в подлиннике. А конфеты созданы вовсе не для любования. Пойдём-ка мы с тобой, дружочек, чаю попьём!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Деяния святых апостолов

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Деян., 7 зач., III, 1-8

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Несмотря на нравственное падение и какой-то глубинный бытовой атеизм, который поражает сегодня светское общество, многие люди всё равно продолжают присматриваться к христианству, продолжают видеть в Церкви, пусть не во всех верующих, но хотя бы в святых, пример для подражания. А мы можем вести себя, как святые? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 3-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.
5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,
8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
Многим людям, знакомым с советской антирелигиозной пропагандой, известна фраза Карла Маркса «религия — есть опиум народа». При этом мало кто знает, что ещё до Маркса её употребляли в том числе и верующие авторы, подразумевающие под опиумом не столько средство одурманивания, сколько средство, облегчающее страдания, которых в жизни простого народа было немало. Сегодняшние борцы с религией часто говорят, что религия сделала своё дело, помогла непросвещённому, мало что понимающему и ограниченному в средствах человеку выжить в трудных условиях, но в наши дни человек может справиться сам. Сегодня у него есть наука, техника, медицина, психология, зачем ему религия? Зачем все выдумки людей древности? Обычно при этом говорящие знают, но не произносят вслух, что сама европейская наука возникла благодаря трудам людей, не только не сомневающихся в бытии Божии, но бывших епископами, священниками или простыми монахами. Например, одно из первых богоугодных заведений, включавших больницу, лепрозорий и странноприимный дом, создал святитель Василий Великий. Можно вспомнить пример священника Павла Флоренского, который сделал немало открытий именно как учёный. И надо сказать, что всё это они сделали не помимо и не вопреки, но именно благодаря своим религиозным убеждениям.
В сегодняшнем чтении из книги Деяний апостольских мы слышим историю о том, как апостолы Пётр и Иоанн идут в храм в час молитвы. Они проходят мимо нищего, болезнь которого родственники используют для того, чтобы зарабатывать. Его приносят к воротам храма, чтобы проходящие люди, проявляя благочестие и сострадание, подавали ему милостыню. Апостолы не имели с собой денег, однако они дали этому человеку нечто гораздо большее, чем деньги: они дали ему здоровье, причём не только физическое, но и духовное. Мы видим, как после исцеления этот человек не только самостоятельно ходит, за своё исцеление он воздаёт хвалу Богу.
Сегодня мы тоже бываем ограниченны в средствах. Кроме того, зачастую простой верующий не имеет той веры, того дерзновения, тех благодатных даров, которые были у апостолов. И как будто бы это означает, что он не может совершить никакое чудо. Однако главное чудо, которое проявили апостолы, заключалось в их любви и готовности по-настоящему сердечно участвовать жизни несчастного человека, лежащего перед ним. Обычно, не так сложно, потешив собственное благочестие, подать нуждающемуся и внутренне успокоившись, сказать себе: «Вот и о нищем позаботился». Много ли в такой подачке подлинной заботы и любви? Кажется, нет. Но апостолы не просто позаботились, они воззвали к Богу и, соединив собственное сердечное расположение с Его силой, действенно помогли страдающему человеку. Подражая их искренности, их вере, их любви, мы призваны участвовать в жизни людей, пусть далеко не всегда наше участие сопровождается явными чудесами, главное, чтобы оно сопровождалось искренними состраданием и любовью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сложные моменты первых лет христианской Церкви». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о сложных моментах первых лет существования христианской Церкви, описанных в книге Деяний Апостольских.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Деяний апостольских, первые главы которой читаются в храмах на Светлой седмице.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена началу проповеди Апостолов
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена зарождению христианской Церкви
Третья беседа со священником Стефаном Домусчи была посвящена тому, как первые христиане относились к ветхозаветному закону
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Христианские основы в управлении». Сергей Бочаров

Гостем рубрики «Вера и дело» был кандидат экономических наук, первый проректор мастерской управления «Сенеж» Сергей Бочаров.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере и о том, как христианские ценности и смыслы могут быть положены в основу образования и работы людей в сфере управления, в том числе государственного.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова