Иван Шишкин. «Утро в сосновом лесу» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Иван Шишкин. «Утро в сосновом лесу»

* Поделиться

— Маргарита Константиновна, здравствуйте! Угощайтесь, пожалуйста.

— Настенька, здравствуй, дорогая! Спасибо тебе большое! «Мишка косолапый» — мои любимые конфеты. Но мне, право, неловко.

— У меня сегодня день рождения! А у нас в семье традиция такая — угощать в этот день всех, кого любишь. Я специально к вам в Третьяковскую галерею пришла.

— Поздравляю с днём рождения, детка. Желаю радости, оставайся всегда такой же любознательной и доброй. Что же тебе подарить?..

— А подарите мне рассказ о какой-нибудь картине!

— Что ж, пожалуй, я расскажу тебе про шедевр, по мотивам которого создали обёртку вот этой самой конфеты.

— Есть такая картина с мишками?

— Пойдём, я покажу её тебе... Вот, смотри — полотно Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу».

— Ой, мама-медведица и три медвежонка! Какие хорошенькие! Лазают по упавшей старой сосне, будто малыши играют на детской площадке. Но неужели художник так близко к ним подходил? Или он не с натуры рисовал?

— Шишкин всегда старался рисовать именно с натуры, чтобы создать предельно правдивое изображение. И пейзаж «Утро в сосновом лесу» не стал исключением. В 1889 году художник посетил остров Городомля на озере Селигер в Тверской губернии, и его поразила нетронутая природа этого уединенного местечка. Иван Иванович захотел отразить красоту заповедного леса на рассвете. Он рисовал по утрам, забравшись с этюдником в самую чащу. Но диких зверей, конечно же, так близко не видел. И это хорошо! Ведь встреча с медведицей могла бы закончиться для художника печально.

— Но если Шишкин был таким правдивым, зачем он мишек нарисовал, которых не видел?

— Медвежье семейство, Настенька, изобразил не автор картины, а его товарищ, живописец Константин Савицкий. Он предложил разнообразить лесной пейзаж фигурами зверей, и Шишкин согласился на это. Видимо, счёл, что так работа будет выглядеть эффектней.

— Почему же Шишкин позволил другому художнику рисовать на своей картине?

— Вероятнее всего, хотел поддержать друга материально, сделав его соавтором. Шишкин был успешным художником, его картины стоили дорого. «Утро в сосновом лесу» купил Павел Третьяков за четыре тысячи рублей, и четверть этой суммы получил Савицкий.

— Хорошо, что Савицкий нарисовал мишек! Они сделали картину интересней!

— Интересней — может быть. Но художественные достоинства этому полотну всё-таки придала кисть Ивана Шишкина. Это понимал и покупатель Павел Третьяков, и другие современники художника. Например, публицист Василий Михеев писал, что фигуры медведей мешают целостному восприятию картины, отвлекают от главного.

— А что здесь главное?

— Сам пейзаж. Он выглядит реалистично, но при этом кажется сказочным. Вглядись в него внимательней. Бледный изумруд хвои. Тёмная охра стволов. Молочный туман создаёт таинственность, а лучи солнца, льющиеся сверху, наполняют чащу радостным светом. Мы видим вековой лес глазами Ивана Шишкина, и в этих глазах — восторг и любовь к родному краю.

— На конфетной обертке этого, конечно, не разглядишь.

— И не нужно. У нас есть прекрасная возможность прийти в Третьяковскую галерею и увидеть шедевр в подлиннике. А конфеты созданы вовсе не для любования. Пойдём-ка мы с тобой, дружочек, чаю попьём!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем