На картине «Утро в сосновом лесу» изображен заповедный лес острова Городомля. Иван Шишкин смог передать на нем восторг и любовь к родному краю. А вот медвежье семейство на этой работе написал Константин Савицкий. С согласия автора пейзажа, разумеется.

— Маргарита Константиновна, здравствуйте! Угощайтесь, пожалуйста.
— Настенька, здравствуй, дорогая! Спасибо тебе большое! «Мишка косолапый» — мои любимые конфеты. Но мне, право, неловко.
— У меня сегодня день рождения! А у нас в семье традиция такая — угощать в этот день всех, кого любишь. Я специально к вам в Третьяковскую галерею пришла.
— Поздравляю с днём рождения, детка. Желаю радости, оставайся всегда такой же любознательной и доброй. Что же тебе подарить?..
— А подарите мне рассказ о какой-нибудь картине!
— Что ж, пожалуй, я расскажу тебе про шедевр, по мотивам которого создали обёртку вот этой самой конфеты.
— Есть такая картина с мишками?
— Пойдём, я покажу её тебе... Вот, смотри — полотно Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу».
— Ой, мама-медведица и три медвежонка! Какие хорошенькие! Лазают по упавшей старой сосне, будто малыши играют на детской площадке. Но неужели художник так близко к ним подходил? Или он не с натуры рисовал?
— Шишкин всегда старался рисовать именно с натуры, чтобы создать предельно правдивое изображение. И пейзаж «Утро в сосновом лесу» не стал исключением. В 1889 году художник посетил остров Городомля на озере Селигер в Тверской губернии, и его поразила нетронутая природа этого уединенного местечка. Иван Иванович захотел отразить красоту заповедного леса на рассвете. Он рисовал по утрам, забравшись с этюдником в самую чащу. Но диких зверей, конечно же, так близко не видел. И это хорошо! Ведь встреча с медведицей могла бы закончиться для художника печально.
— Но если Шишкин был таким правдивым, зачем он мишек нарисовал, которых не видел?
— Медвежье семейство, Настенька, изобразил не автор картины, а его товарищ, живописец Константин Савицкий. Он предложил разнообразить лесной пейзаж фигурами зверей, и Шишкин согласился на это. Видимо, счёл, что так работа будет выглядеть эффектней.
— Почему же Шишкин позволил другому художнику рисовать на своей картине?
— Вероятнее всего, хотел поддержать друга материально, сделав его соавтором. Шишкин был успешным художником, его картины стоили дорого. «Утро в сосновом лесу» купил Павел Третьяков за четыре тысячи рублей, и четверть этой суммы получил Савицкий.
— Хорошо, что Савицкий нарисовал мишек! Они сделали картину интересней!
— Интересней — может быть. Но художественные достоинства этому полотну всё-таки придала кисть Ивана Шишкина. Это понимал и покупатель Павел Третьяков, и другие современники художника. Например, публицист Василий Михеев писал, что фигуры медведей мешают целостному восприятию картины, отвлекают от главного.
— А что здесь главное?
— Сам пейзаж. Он выглядит реалистично, но при этом кажется сказочным. Вглядись в него внимательней. Бледный изумруд хвои. Тёмная охра стволов. Молочный туман создаёт таинственность, а лучи солнца, льющиеся сверху, наполняют чащу радостным светом. Мы видим вековой лес глазами Ивана Шишкина, и в этих глазах — восторг и любовь к родному краю.
— На конфетной обертке этого, конечно, не разглядишь.
— И не нужно. У нас есть прекрасная возможность прийти в Третьяковскую галерею и увидеть шедевр в подлиннике. А конфеты созданы вовсе не для любования. Пойдём-ка мы с тобой, дружочек, чаю попьём!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело