В чём счастья идеал? По версии Ивана Шишкина, — в душевном мире.
Работа художника над картинами была живой беседой души с природой и Богом. Великий мастер смог с помощью красок передать ощущение душевного мира нам, своим зрителям.
— Здравствуйте, Леонид Сергеевич! Как прошли выходные? Вы говорили, что собирались в деревню к родственникам.
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Да, съездил. Давненько уже не бывал. Какая там красота! Гулял в полях. Теперь скучаю здесь, в Москве, без этих просторов...
— Леонид Сергеевич, но мы же в Третьяковской галерее! Здесь тоже можно полюбоваться просторами русской земли. Пойдёмте в 25-й зал. Я покажу вам замечательную картину.
— С радостью, Маргарита Константиновна!
— Вот мы и пришли. Взгляните сюда, Леонид Сергеевич! Как вам полотно?
— Какое всё знакомое, родное! Необъятное синее небо. Тропинка меж золотых колосьев, уходящая за горизонт. Маленький пруд, скромные полевые цветы. Я как будто снова в деревне, и чувствую запах тёплой земли, созревших трав, слышу шелест тяжёлых колосьев на ветру. Кто же автор этого потрясающего пейзажа?
— Иван Иванович Шишкин. Картина называется «Дорога во ржи». По всей вероятности, художник запечатлел на полотне один из уголков своей родины. А родился он в городе Елабуга Вятской губернии.
— Так это Шишкин! А я-то сразу и не понял. «Дорога во ржи»... Но я знаю другую его картину с похожим сюжетом — она называется просто «Рожь».
— Искусствоведы считают, что два этих полотна между собою связаны. Картина «Дорога во ржи» написана двенадцатью годами ранее, чем «Рожь» — в 1866-м. Образ привольно раскинувшейся родной земли Иван Иванович запечатлел после возвращения из путешествия по Европе. И говорил о том, как счастлив вновь почувствовать воздух Родины, увидеть сияние её красок, глубину и высь неба.
— Как тонко художнику удалось выразить ощущение торжественного покоя, красоты и величия природы! Причём, простой среднерусской равнины...
— «Природу нужно искать во всей её простоте», — говорил Шишкин. Великий мастер пейзажа признавался, что для него работа над картинами — это живая беседа души с природой и Богом.
— Действительно, глядя на полотно, чувствуется, что природа для художника — это, прежде всего, Божественное Творение. В каждом мазке, в каждой детали — столько благоговения, любви, столько души!
— Мне кажется, такое восприятие пейзажа на картине «Дорога во ржи» подчёркивает фигура странницы с посохом и котомкой, бредущей по тропинке. Скорее всего, это паломница. Она путешествует по святым местам.
— Вдали, у самого горизонта, виднеются крыши домов. Это деревенька или хутор. Может быть, там приютят странницу. А она будет молиться за тех, кто на долгом пути дал ей кров и пищу.
— Знаете, в 1893 году «Петербургская газета» провела блиц-интервью с Иваном Ивановичем Шишкиным. На вопрос, что для него является идеалом счастья, художник ответил: «Душевный мир». И мне кажется, когда Шишкин писал «Дорогу во ржи», он чувствовал мир в своей душе.
— И передал его нам через свою картину!
22 декабря. О духовном смысле праздника Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы
Сегодня 22 декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — священник Родион Петриков.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи