В чём счастья идеал? По версии Ивана Шишкина, — в душевном мире.
Работа художника над картинами была живой беседой души с природой и Богом. Великий мастер смог с помощью красок передать ощущение душевного мира нам, своим зрителям.

— Здравствуйте, Леонид Сергеевич! Как прошли выходные? Вы говорили, что собирались в деревню к родственникам.
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Да, съездил. Давненько уже не бывал. Какая там красота! Гулял в полях. Теперь скучаю здесь, в Москве, без этих просторов...
— Леонид Сергеевич, но мы же в Третьяковской галерее! Здесь тоже можно полюбоваться просторами русской земли. Пойдёмте в 25-й зал. Я покажу вам замечательную картину.
— С радостью, Маргарита Константиновна!
— Вот мы и пришли. Взгляните сюда, Леонид Сергеевич! Как вам полотно?
— Какое всё знакомое, родное! Необъятное синее небо. Тропинка меж золотых колосьев, уходящая за горизонт. Маленький пруд, скромные полевые цветы. Я как будто снова в деревне, и чувствую запах тёплой земли, созревших трав, слышу шелест тяжёлых колосьев на ветру. Кто же автор этого потрясающего пейзажа?
— Иван Иванович Шишкин. Картина называется «Дорога во ржи». По всей вероятности, художник запечатлел на полотне один из уголков своей родины. А родился он в городе Елабуга Вятской губернии.
— Так это Шишкин! А я-то сразу и не понял. «Дорога во ржи»... Но я знаю другую его картину с похожим сюжетом — она называется просто «Рожь».
— Искусствоведы считают, что два этих полотна между собою связаны. Картина «Дорога во ржи» написана двенадцатью годами ранее, чем «Рожь» — в 1866-м. Образ привольно раскинувшейся родной земли Иван Иванович запечатлел после возвращения из путешествия по Европе. И говорил о том, как счастлив вновь почувствовать воздух Родины, увидеть сияние её красок, глубину и высь неба.
— Как тонко художнику удалось выразить ощущение торжественного покоя, красоты и величия природы! Причём, простой среднерусской равнины...
— «Природу нужно искать во всей её простоте», — говорил Шишкин. Великий мастер пейзажа признавался, что для него работа над картинами — это живая беседа души с природой и Богом.
— Действительно, глядя на полотно, чувствуется, что природа для художника — это, прежде всего, Божественное Творение. В каждом мазке, в каждой детали — столько благоговения, любви, столько души!
— Мне кажется, такое восприятие пейзажа на картине «Дорога во ржи» подчёркивает фигура странницы с посохом и котомкой, бредущей по тропинке. Скорее всего, это паломница. Она путешествует по святым местам.
— Вдали, у самого горизонта, виднеются крыши домов. Это деревенька или хутор. Может быть, там приютят странницу. А она будет молиться за тех, кто на долгом пути дал ей кров и пищу.
— Знаете, в 1893 году «Петербургская газета» провела блиц-интервью с Иваном Ивановичем Шишкиным. На вопрос, что для него является идеалом счастья, художник ответил: «Душевный мир». И мне кажется, когда Шишкин писал «Дорогу во ржи», он чувствовал мир в своей душе.
— И передал его нам через свою картину!
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема