В чём счастья идеал? По версии Ивана Шишкина, — в душевном мире.
Работа художника над картинами была живой беседой души с природой и Богом. Великий мастер смог с помощью красок передать ощущение душевного мира нам, своим зрителям.

— Здравствуйте, Леонид Сергеевич! Как прошли выходные? Вы говорили, что собирались в деревню к родственникам.
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Да, съездил. Давненько уже не бывал. Какая там красота! Гулял в полях. Теперь скучаю здесь, в Москве, без этих просторов...
— Леонид Сергеевич, но мы же в Третьяковской галерее! Здесь тоже можно полюбоваться просторами русской земли. Пойдёмте в 25-й зал. Я покажу вам замечательную картину.
— С радостью, Маргарита Константиновна!
— Вот мы и пришли. Взгляните сюда, Леонид Сергеевич! Как вам полотно?
— Какое всё знакомое, родное! Необъятное синее небо. Тропинка меж золотых колосьев, уходящая за горизонт. Маленький пруд, скромные полевые цветы. Я как будто снова в деревне, и чувствую запах тёплой земли, созревших трав, слышу шелест тяжёлых колосьев на ветру. Кто же автор этого потрясающего пейзажа?
— Иван Иванович Шишкин. Картина называется «Дорога во ржи». По всей вероятности, художник запечатлел на полотне один из уголков своей родины. А родился он в городе Елабуга Вятской губернии.
— Так это Шишкин! А я-то сразу и не понял. «Дорога во ржи»... Но я знаю другую его картину с похожим сюжетом — она называется просто «Рожь».
— Искусствоведы считают, что два этих полотна между собою связаны. Картина «Дорога во ржи» написана двенадцатью годами ранее, чем «Рожь» — в 1866-м. Образ привольно раскинувшейся родной земли Иван Иванович запечатлел после возвращения из путешествия по Европе. И говорил о том, как счастлив вновь почувствовать воздух Родины, увидеть сияние её красок, глубину и высь неба.
— Как тонко художнику удалось выразить ощущение торжественного покоя, красоты и величия природы! Причём, простой среднерусской равнины...
— «Природу нужно искать во всей её простоте», — говорил Шишкин. Великий мастер пейзажа признавался, что для него работа над картинами — это живая беседа души с природой и Богом.
— Действительно, глядя на полотно, чувствуется, что природа для художника — это, прежде всего, Божественное Творение. В каждом мазке, в каждой детали — столько благоговения, любви, столько души!
— Мне кажется, такое восприятие пейзажа на картине «Дорога во ржи» подчёркивает фигура странницы с посохом и котомкой, бредущей по тропинке. Скорее всего, это паломница. Она путешествует по святым местам.
— Вдали, у самого горизонта, виднеются крыши домов. Это деревенька или хутор. Может быть, там приютят странницу. А она будет молиться за тех, кто на долгом пути дал ей кров и пищу.
— Знаете, в 1893 году «Петербургская газета» провела блиц-интервью с Иваном Ивановичем Шишкиным. На вопрос, что для него является идеалом счастья, художник ответил: «Душевный мир». И мне кажется, когда Шишкин писал «Дорогу во ржи», он чувствовал мир в своей душе.
— И передал его нам через свою картину!
Деяния святых апостолов

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Деян., 7 зач., III, 1-8

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Несмотря на нравственное падение и какой-то глубинный бытовой атеизм, который поражает сегодня светское общество, многие люди всё равно продолжают присматриваться к христианству, продолжают видеть в Церкви, пусть не во всех верующих, но хотя бы в святых, пример для подражания. А мы можем вести себя, как святые? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 3-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.
5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,
8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
Многим людям, знакомым с советской антирелигиозной пропагандой, известна фраза Карла Маркса «религия — есть опиум народа». При этом мало кто знает, что ещё до Маркса её употребляли в том числе и верующие авторы, подразумевающие под опиумом не столько средство одурманивания, сколько средство, облегчающее страдания, которых в жизни простого народа было немало. Сегодняшние борцы с религией часто говорят, что религия сделала своё дело, помогла непросвещённому, мало что понимающему и ограниченному в средствах человеку выжить в трудных условиях, но в наши дни человек может справиться сам. Сегодня у него есть наука, техника, медицина, психология, зачем ему религия? Зачем все выдумки людей древности? Обычно при этом говорящие знают, но не произносят вслух, что сама европейская наука возникла благодаря трудам людей, не только не сомневающихся в бытии Божии, но бывших епископами, священниками или простыми монахами. Например, одно из первых богоугодных заведений, включавших больницу, лепрозорий и странноприимный дом, создал святитель Василий Великий. Можно вспомнить пример священника Павла Флоренского, который сделал немало открытий именно как учёный. И надо сказать, что всё это они сделали не помимо и не вопреки, но именно благодаря своим религиозным убеждениям.
В сегодняшнем чтении из книги Деяний апостольских мы слышим историю о том, как апостолы Пётр и Иоанн идут в храм в час молитвы. Они проходят мимо нищего, болезнь которого родственники используют для того, чтобы зарабатывать. Его приносят к воротам храма, чтобы проходящие люди, проявляя благочестие и сострадание, подавали ему милостыню. Апостолы не имели с собой денег, однако они дали этому человеку нечто гораздо большее, чем деньги: они дали ему здоровье, причём не только физическое, но и духовное. Мы видим, как после исцеления этот человек не только самостоятельно ходит, за своё исцеление он воздаёт хвалу Богу.
Сегодня мы тоже бываем ограниченны в средствах. Кроме того, зачастую простой верующий не имеет той веры, того дерзновения, тех благодатных даров, которые были у апостолов. И как будто бы это означает, что он не может совершить никакое чудо. Однако главное чудо, которое проявили апостолы, заключалось в их любви и готовности по-настоящему сердечно участвовать жизни несчастного человека, лежащего перед ним. Обычно, не так сложно, потешив собственное благочестие, подать нуждающемуся и внутренне успокоившись, сказать себе: «Вот и о нищем позаботился». Много ли в такой подачке подлинной заботы и любви? Кажется, нет. Но апостолы не просто позаботились, они воззвали к Богу и, соединив собственное сердечное расположение с Его силой, действенно помогли страдающему человеку. Подражая их искренности, их вере, их любви, мы призваны участвовать в жизни людей, пусть далеко не всегда наше участие сопровождается явными чудесами, главное, чтобы оно сопровождалось искренними состраданием и любовью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сложные моменты первых лет христианской Церкви». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о сложных моментах первых лет существования христианской Церкви, описанных в книге Деяний Апостольских.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Деяний апостольских, первые главы которой читаются в храмах на Светлой седмице.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена началу проповеди Апостолов
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена зарождению христианской Церкви
Третья беседа со священником Стефаном Домусчи была посвящена тому, как первые христиане относились к ветхозаветному закону
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Христианские основы в управлении». Сергей Бочаров

Гостем рубрики «Вера и дело» был кандидат экономических наук, первый проректор мастерской управления «Сенеж» Сергей Бочаров.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере и о том, как христианские ценности и смыслы могут быть положены в основу образования и работы людей в сфере управления, в том числе государственного.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова