Иван Васильевич Лешко-Попель посвятил всего себя спасению жизней. Его прозвали «друг бедных», он не жалел сил ни для кого, день и ночь был готов прийти на помощь страждущим и болящим.
Иван Васильевич окончил Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге и поступил на службу в Екатеринослав (ныне Днепр), где в 1886 году стал земским врачом. Он работал в больнице, а после приема посещал больных. Иван Васильевич бесплатно принимал неимущих, а гонорары, полученные от состоятельных пациентов, раздавал бедным.
Врач-утешитель ушел из жизни вследствие заражения крови, которое он получил в ходе проведения очередной операции. Какими были последние слова Ивана Васильевича?
В больнице Екатеринослава — ныне это украинский город Днепр — с утра толпился народ: бедняки-рабочие, мастеровые, старухи-торговки с рынка, прачки, нищие в оборванной одежде. С появлением в ноябре 1886 года нового земского врача, доктора Ивана Васильевича Лешко-Попеля, такую картину можно было наблюдать едва ли не каждый день. «И откуда только у бедноты взялись вдруг деньги на визит к лекарю?» — недоумевали более состоятельные пациенты. Денег у этих людей, конечно, не было. Доктор Лешко-Попель лечил их бесплатно.
«Друг бедных» — так Ивана Васильевича называли в народе. Родом из белорусского города Рогачёва, он окончил Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге и был направлен на службу в Екатеринослав. Жители города сразу полюбили внимательного, доброжелательного доктора. Едва завидя Ивана Васильевича на улице, каждый почтительно с ним раскланивался. А встретить его — невысокого, худощавого, всегда спешащего — можно было повсюду. Но чаще всего — на городских окраинах, где жили бедняки. Лешко-Попель отправлялся туда после приёма в больнице, который продолжался с семи часов утра и до обеда. Если путь предстоял неблизкий, доктор садился на старенький велосипед. Домой после этих визитов часто возвращался уже затемно. Супруга Ивана Васильевича, Зинаида Никифоровна, вспоминала, что после длинного рабочего дня муж буквально валился с ног. А среди ночи — звонок в дверь. Срочно врача, куда-нибудь на окраину. И доктор вставал, одевался, шёл. А наутро, в семь часов — снова в больницу. И так — каждый день.
Впрочем, богатых и высокопоставленных пациентов у Лешко-Попеля тоже было немало. На гонорары от их лечения доктор вполне мог бы скопить себе приличное состояние. Но не скопил. «В больших деньгах соблазну много», — часто повторял он. И почти всё, что зарабатывал у состоятельных клиентов, раздавал бедным. Известен, например, такой случай. Однажды на приём к Ивану Васильевичу пришла дочка швеи. Худенькая, бледная. Доктор диагностировал малокровие и прописал железо в пилюлях. Принимать велел строго перед едой. Потупив глаза, пациентка призналась, что вся их с матерью пища за день — кусок хлеба с водой. У Ивана Васильевича слёзы на глаза навернулись. Он дал девочке денег. Сказал: «Отдай маме — пусть купит продуктов». А когда приём закончился, пошёл в мясную лавку и оплатил доставку свежего мяса в дом швеи на два месяца вперёд.
Лешко-Попеля называли врачом-утешителем. Одну пациентку, умирающую от чахотки, Иван Васильевич посещал каждый день, несмотря на то, что вылечить её было уже нельзя, а жила она очень далеко. Девушка радовалась приходу доктора, на какое-то время ей даже становилось лучше. Мать больной, зная всю горькую правду, сказала доктору: «Вы тратите своё драгоценное время, приходя к нам в такую даль. Зачем вы утруждаете себя напрасно?» Лешко-Попель ответил: «Это вовсе не напрасно, если даёт больной хоть сколько-нибудь радости». Ради этой радости других людей Иван Васильевич был готов на всё.
Он попросту забывал о себе. Забывал порой даже поесть. Часто его собственные пациенты пытались усадить Ивана Васильевича за стол, накормить. Доктор вежливо отвечал: «Премного благодарен, но — некогда, некогда. Больные ждут!» И убегал. Однажды он поранился. Порез был пустяковым, и доктор быстро перестал о нём думать. А на следующий день оперировал больного. И скоро сам почувствовал недомогание. Вердикт был неутешительным — заражение крови. В Екатеринослав из Харькова прислали профессора медицины. Но и он не смог спасти «друга бедных». Через несколько дней Лешко-Попель скончался. «Не то жалко, что умираю, а что много дела остаётся. Поработать бы ещё!» — были его последние слова.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В современном языке слово «святое», или «святыня», давно перестало ассоциироваться с религией. Святыней человек может назвать что-то очень для себя дорогое и важное. Иногда употребление этого слова даже не предполагает какого-то трепета, речь может идти просто о том, без чего нельзя обойтись. Например, кто-то может сказать: «Для меня выходные — это святое». Но что же такое «святыня» в изначальном своём смысле и как это слово понимается в христианстве? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Как известно, понимание любого текста зависит от того, в какой перспективе он читается. Иногда что-то важное можно понять, если обратиться к контексту главы, иногда к контексту всей евангельской истории. Однако отрывок, который мы только что услышали, обретает особенное звучание в контексте праздника Покрова Пресвятой Богородицы, который мы празднуем сегодня.
Обращаясь к своим ученикам и желая объяснить им разницу Ветхого и Нового заветов, апостол Павел говорит об устройстве ветхозаветной скинии и о богослужении, которое было с нею связано. Он напоминает, что в ней было два особенных помещения: святое и святое святых, в котором хранилась главная святыня всего народа: Ковчег Завета, содержащий сосуд с манной небесной, расцветший жезл Аарона и скрижали завета, полученные Моисеем от Бога на Синае. В описании, данном апостолом Павлом, очень хорошо заметно классическое религиозное отношение к святыне. Мир оказывается разделён на профанное и сакральное, человеческое и божественное, и второе сокрыто от первого, спрятано от потребительского отношения, от грубого использования, от всего временного и в итоге смертного. Чтобы стать ближе к Святому необходимо было приготовиться и очиститься. Войти в Святое Святых мог вообще только первосвященник один раз в году. Через святыню людям открывалась божественная благодать, напоминающая о Боге, но Сам Бог был от них сокрыт. Да, в Ковчеге Завета хранились знаки Его милости — манна, которая помогла выжить в пустыне, жезл Ааронов как символ избранности левитов (колена рода священников) и скрижали Завета, содержащие заповеди, соблюдение которых помогало человеку оставаться в союзе с Богом. Но при этом само понятие святыни в Ветхом Завете указывает на недосягаемость Бога, который Свят и в этом смысле совершенно отделён от мира.
Почему же текст апостола Павла о ветхозаветных святынях читается в богородичный праздник? Потому что Бог, Который был совершенно отделён и воспринимался как бесконечно далёкий, получает через Деву Марию человеческую плоть и во всей полноте и реальности входит в нашу жизнь. Неслучайно и святыни, которые упоминает апостол, в Церковном Предании становятся символами Матери Божией. Она стала истинным сосудом с манной, потому что Христос — наша истинная пища, Она — жезл Аарона, потому что из Неё иссохшему миру воссияла новая жизнь, Она — скрижали Завета, потому что подлинно слагала слова Божии в Своём сердце.
Как же изменилось восприятие святыни в Новом Завете по сравнению с Ветхим? Неверно сказать, что традиционное понимание святыни не сохранилось. Как в Евангелиях, так и в иных новозаветных текстах упоминаются вещи и явления, освящённые благодатью. Однако Новый Завет предполагает и новое понимание святыни, радикально отличное от всего прежнего, ведь Тот, Кто единственно Свят по природе, от Кого происходит само понятие святыни, входит в наш мир и становится человеком, открывая каждому из нас путь к святости.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Волонтёры в помощь людям с ментальными нарушениями
Оксана Артеменко из Мурманска — куратор в проекте «Особые встречи». Он создан фондом Андрея Первозванного для поддержки людей с особенностями развития и расстройствами в ментальной сфере. Оксана и волонтёры из разных городов с помощью видеосвязи устраивают для подопечных из социальных учреждений онлайн-встречи. Дают им возможность общаться, осваивать важные для жизни навыки, творчески выражать себя, дистанционно бывать на экскурсиях, мастер-классах и других событиях. Также участники проекта навещают подопечных лично.
Оксана помогает особенным людям уже давно. В Мурманске женщина проводит для детей и взрослых с умственными нарушениями творческие, развивающие занятия. «К сожалению, многие не хотят с ними работать — не видят смысла. Да, они другие, но у них есть свои способности — кто-то вышивает, кто-то разбирается в технике и так далее. И, конечно, каждый просто нуждается в поддержке, добром слове и участии ближних», — говорит женщина.
О проекте «Особые встречи» Оксана узнала из соцсетей — увидела объявление о наборе добровольцев и откликнулась. Сегодня она организует дистанционные и живые встречи подопечных и волонтёров. «По видео связи мы разговариваем, вместе путешествуем и не только. Также с командой проекта мы навещаем детей и взрослых лично. В прошлом году сделали сюрприз для жителей интернатов в Московской области. Они были несказанно рады увидеть нас вне экрана. Мы вместе пели, танцевали, играли. Очень тёплые воспоминания», — делится Оксана Артеменко.
Присоединяйтесь к волонтёрскому проекту «Особые встречи» и наполняйте жизнь особенных людей творчеством и радостью. Узнать об этом больше можно в группе «Особые встречи» в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/vstrechafap
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Андрей Платонович Платонов». Елена Антонова
У нас в студии была старший научный сотрудник Института мировой литературы, кандидат филологических наук Елена Антонова.
Разговор шел о судьбе и творчестве писателя, журналиста, военного корреспондента Андрея Платоновича Платонова и о том, как в его произведениях отразилась история первой половины 20-го века.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Андрей Платонович Платонов». Елена Антонова
- «Генерал Константин Константинович Мамонтов (Мамантов)». Константин Залесский
- «Поэт Николай Тряпкин». Анастасия Чернова
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов