...Литератор, чьё стихотворение я вам сегодня прочитаю, прожил на земле почти весь 19-й век, — родившись в те времена, когда поэт Александр Пушкин был ещё младенцем, а отошёл к Господу в 1884-м, когда при императоре Александре III учредили церковно-приходские школы, Чехов написал «Драму на охоте», а Марк Твен — роман «Приключения Гекльберри Финна».
Литератор этот забыт более, чем прочно, и упоминается лишь при подробных исследованиях биографии Николая Гоголя. Зовут его Иван Кулжинский.
В своё время сын дьякона Иван Григорьевич Кулжинский много преподавал: он был учителем Гоголя и писателя Евгения Гребёнки в нежинской гимназии высших наук (учил их латинскому языку). Затем, как сообщает энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, читал лекции по русской словесности в харьковском университете, побывал директором и ряда закавказских училищ.
Свои стихотворения и статьи он начал публиковать с 1825 года, а в 1833-м выпустил и роман «Федюша Мотовильский», о котором друг Пушкина, поэт Кюхельбекер высказался буквально так: «...Я на нём отдохнул от модных ужасов и мерзостей». Конец цитаты. Выходит, мерзости и двести лет назад были в моде...
Уроженец Черниговской области, Иван Григорьевич Кулжинский много писал о малороссийской словесности, изучал историю Польши и обличал вольнодумство в русской литературе, — что сподвигло поэта и критика Аполлона Григорьева помянуть старого консерватора в статье «Оппозиция застоя».
Но как же плодовиты и работоспособны были отечественные литераторы!
Этот литератор оставил после себя около сотни произведений, представляете? Чуть менее сотни. Где они?.. Вот названия некоторых его сочинений (я приведу из разных жанров — публицистика, проза, поэзия, критика):
...«Малороссийская деревня», «Казацкие шапки», «Последний день Помпеи», «Очная ставка русским обычаям: православным и заморским, старым и новым», «О значении России в семье европейских народов», «Поездка из Малороссии в Грузию», «Болезни, вопли и молитвы», «Современные басни», «Наши прогрессисты», «О преобразованиях и улучшениях в духе святого православия»...
В последние годы своей долгой жизни, Иван Григорьевич Кулжинский издавал в Харькове, вместе с сыном, журнал «Благовест».
Там изредка появлялись его духовные стихотворения — «Подражание 19-му псалму», «Душе моя, что спиши...», «Пасхальная песнь».
Увы, я знаю эти стихи только по названиям, — благодаря тому биографического словаря «Русские писатели», выпущенного в середине 1990-х годов.
Правда, в 2021 году питерский профессор-историк Александр Котов написал небольшую учёную монографию о Кулжинском, куда поместил пару отрывков из его охранительных басен. Спасибо и на том.
А мы помянем этого «старинного черниговского семинариста», как он сам себя называл, упокоенного в Благовещенском монастыре города Нежин — единственным его стихотворением, отыскиваемым сегодня всемирной сетью. По-моему, славным:
Страшно бушует житейское море!
Буйные волны качают ладью...
В ужасе смертном, в отчаянном горе,
Боже мой, Боже, к Тебе вопию.
Сжалься над нами! Спаси и помилуй.
С первых дней жизни доселе — борюсь,
Дальше бороться нет уже силы...
Сжалься, помилуй! — Тебе я молюсь! —
К пристани тихой Твоих повелений
Путь мой направь и меня успокой...
Ты среди всяких житейских волнений
Путеводитель, Спаситель Ты мой!
Иван Кулжинский, «Тихая пристань», 1870-е годы
Все выпуски программы Рифмы жизни
2 декабря. О поучениях святого Порфирия Кавсокаливита

Сегодня 2 декабря. День памяти преподобного Порфирия Кавсокаливита, жившего в двадцатом веке.
О поучениях святого Порфирия — протоиерей Владимир Быстрый.
Преподобный Порфирий Кавсокаливит оставил богатое наследие духовных наставлений, многие из которых были собраны и опубликованы его учеником, архимандритом Ефремом. И вот поучение из его произведений.
О любви к Богу преподобный Порфирий пишет: «Мы любим Господа, потому что Он любит нас. Его бесконечная любовь к нам заставляет наши души воспламеняться божественным огнём».
Действительно, в сердцевине христианского мировоззрения лежит не человеческое стремление, а божественное откровение. И преподобный указывает на эту тайну, говоря, что мы любим Господа не по собственному произволению, но потому, что Он прежде возлюбил нас. Наша любовь — это всегда ответ, отзвук в душе на бесконечную любовь, которая излилась на нас от Творца.
Она подобна тихому ручью, который начинает журчать, согретый лучами солнца, не создаёт своего тепла, но лишь отражает свет, дарованный ему свыше. Эта божественная любовь не есть нечто отвлечённое. Апостол Иоанн провозглашает её сущностью самого Бога, говоря: «Бог есть любовь». И эта любовь была явлена миру в действии столь великом, что навсегда изменила отношение между Творцом и творением. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 декабря. О духовном смысле праздника Собора новомучеников и исповедников Крымской митрополии

Сегодня 2 декабря. Собор новомучеников и исповедников Крымской митрополии.
О духовном смысле праздника — протоиерей Владимир Кашлюк.
Собор новомучеников и исповедников Крымской митрополии — это особое торжество в жизни Православной Церкви Благословенной Тавриды, посвящённое прославлению тех, кто пострадал за веру в Крыму в XX веке.
Это прежде всего священнослужители, монашествующие и миряне, которые в годы гонений на Церковь не отреклись от Христа, претерпели мучения, тюрьмы, ссылки, а многие и приняли мученическую смерть. Их исповедничество — это свидетельство непоколебимой веры и стойкости.
Крым имеет свою уникальную историю, и именно здесь многие верующие столкнулись с жестокими преследованиями. Поэтому Собор святых объединяет память о подвигах тех, кто жил и служил на этой земле, а также отдаёт дань уважения и памяти тем, кто своей жизнью и смертью явил примеры христианской любви и верности. Их подвиг напоминает нам о ценности веры и о том, что даже в самые тяжелые времена можно остаться верным и преданным Богу. Этот Собор — живое свидетельство того, что вера в Бога неистребима, и что подвиг исповедников и мучеников продолжает жить в памяти Церкви Христовой.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 декабря. О почитании и истории Иконы Божией Матери «В скорбях и печалях Утешение»

Сегодня 2 декабря. День памяти Иконы Божией Матери «В скорбях и печалях Утешение».
О почитании и истории иконы — протоиерей Илья Кочуров.
Множество из этих икон являются чудотворными и почитаемыми. Связано это с тем, что Пресвятая Богородица является Ходатаицей за род христианский. И Она, незримо нам помогая, зримым образом присутствует для нас в этих образах. Мы как бы можем взирать на пречистый лик Пресвятой Богородицы.
Икона «В скорбях и печалях Утешение» ведёт свою историю со Святой горы Афон. Она была келейной иконой первого настоятеля и создателя русского Андреевского скита, иеросхимонаха Виссариона.
В Россию эта икона попала благодаря тому, что иеромонах Паисий отправился для сбора средств и, приехав в город Вятку, отправился в небольшой уездный городок Слободской. И там, в Христорождественском женском монастыре, произошло первое чудо. Ну, по крайней мере, первое чудо, зафиксированное. Исцеление 18-летнего сына одного из местных священников.
Известно, что от этой иконы происходило очень большое количество исцелений. И в связи с этим почитание её распространилось, ну, наверное, на всю территорию России. И мы можем видеть литографии XIX, конца XIX, начала XX века и списки этой иконы. Таким образом, мы видим, что Пресвятая Богородица даже через, казалось бы, незначительные маленькие образы, которые стояли где-то в келье чьей-то, Пресвятая Богородица всё равно показывает нам Свою милость, Свою защиту, Свою помощь. А мы, конечно, будем прибегать к ней всегда с упованием и надеждой.
Все выпуски программы Актуальная тема











