Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Славно мы поколесили с тобой по северному краю, дядя Андрей! И так приятно вспоминать наше путешествие здесь, в Архангельском музее «Художественная культура Русского Севера». Многие картины передают колорит здешних мест.
— Да, смотришь на полотно, и кажется, будто пейзаж знакомый.
— Я вот как раз пытаюсь вспомнить — мы видели деревянную церковь, что изобразил художник Иван Котов на картине «Седая старина», которая как раз перед нами?
— Нет, Паша, сюда мы пока не добрались. Это в сорока километрах от Каргополя, село Лядины. Древний Богоявленский храм, на который ты обратил внимание на картине — главная его достопримечательность. Посмотри внимательно — он словно шишечками, украшен небольшими главками, расположенными в два яруса. Всего их двенадцать.
— А справа на картине, за домами, виднеются ещё два островерхих купола.
— Это Покровско-Власьевский храм и отдельно стоящая шатровая колокольня. Вернее сказать — стоявшая. Оба здания сгорели в 2013 году от удара молнии. От древнего ансамбля осталась только церковь Богоявления. Пожарным чудом удалось спасти её.
— А картину «Седая старина» Иван Котов создал задолго до пожара?
— Задолго, да. В 1975-ом. Иван Семёнович на тот момент был уже зрелым мастером, членом Союза художников СССР. Он много лет писал окрестности Архангельска и Каргополя, разбирался в зодчестве Русского Севера. И смог в своей работе показать, насколько ценно древнее наследие. И насколько оно хрупко...
— А как он это показал?
— А вот, смотри. На заднем плане картины «Седая старина» — грозовое небо. Дощатые храмы гораздо светлее свинцового фона. Стены отливают благородным серебром. При этом тонкие силуэты выглядят хрупкими, как будто вырезанными из бумаги. В работе художника явно прозвучал призыв беречь уникальное достояние.
— Иван Котов как будто предвидел будущее бедствие. Он в таких подробностях зарисовал церковный комплекс, что, кажется, его можно восстановить по картине!
— Можно и нужно. Облик архитектурного ансамбля в Лядинах запечатлён не только на полотне «Седая старина», но и на многочисленных фотографиях. К тому же, сохранились точные замеры утраченного храма и колокольни. Хочется верить, что когда-нибудь их отстроят заново.
— Жаль только, что это будет всего лишь копия древних шедевров. Деревянный храм, срубленный в восемнадцатом веке — совсем не то, что повторяющее его очертания современное здание.
— Я бы не стал рассуждать так категорично. Списки древних икон часто не уступают оригиналу по художественным достоинствам и тоже бывают чудотворными. И храм ценен в первую очередь тем, что под его сводами совершается Литургия.
— Но древние святыни больше привлекают паломников! И Иван Котов недаром назвал свою картину «Седая старина».
— У этого полотна есть ещё одно название, менее известное — «Сказ о Севере». Этот сказ — не только о прошлом. Он о цельном характере северян-поморов. Об их умении славить Бога плотницким искусством. И этот дар не иссякнет, пока жива христианская вера в сердцах людей.
Картину Ивана Котова «Седая старина» можно увидеть в Архангельске, в Государственном музейном объединении «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России
«Не спешу»
Это утро застало меня в дороге. Я возвращался в Москву после праздников, проведённых с родителями. Поезд отбывал из Смоленска в 7:03, и я отчаянно опаздывал. Утренние сборы затянулись, такси приехало позже, а прямо перед поворотом на вокзал мы неожиданно для семи утра встали в пробку. Окончательно мне испортило настроение колёсико чемодана. Оно сломалось и отлетело на проезжую часть, когда я доставал багаж из машины.
«Всё, — подумал я. — Пропущу поезд. Значит, не нужно мне ехать на нём. Возможно, это воля Божья». От таких мыслей мне сразу полегчало, и мрачное настроение внезапно улетучилось, а в душе разливалось тепло уверенного спокойствия.
С лёгкой улыбкой и сломанным чемоданом я зашёл в здание вокзала. И решил так: «выпью не спеша горячего чаю в кафетерии вокзала, а потом возьму новый билет». И в этот момент услышал объявление, которое делал диктор вокзала:
— ...Внимание! Отправление поезда 358 до Москвы задерживается на 10 минут. Поезд отправится с третьей платформы пятого пути в 7 часов 13 минут. Повторяю...
«Я успел!» — внезапно пришло осознание. Быстрым шагом прошёл через здание вокзала, вышел на перрон. В поезд я зашёл последним, волоча за собой хромой чемодан.
— Доброе утро. Похоже, мы Вас ждали! — улыбнулся мне проводник, протягивая руку за билетом.
Все выпуски программы Утро в прозе
20 января. Об иконографии Иоанна Предтечи
Сегодня 20 января. Собор Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии Иоанна Предтечи — протоиерей Андрей Ефанов.
Предтеча Господень Иоанн — один из самых почитаемых в христианстве святых. Сам Христос говорил об Иоанне Крестителе, что он человек величайший среди всех рожденных. В иконописных подлинниках, в специальных руководствах для иконописцев, так описан образ Иоанна Предтечи: ликом еврей средних лет, телом и лицом очень худ, борода черная, волосы черны, густы, кудрявы, одежда из грубой шерсти, подпоясан кожаным поясом. Чаще всего Иоанну Предтечу изображают с жезлом, который заканчивается крестом в знак того, что Предтеча проповедовал о Христе и крестил его в воде Иордана.
Этому событию посвящены многие иконы, где Иоанн изображен возлагающим руку на голову Спасителя. Страданиям и смерти Иоанна Крестителя посвящен другой цикл икон, где наиболее интересным можно назвать сюжет, когда Иоанн Предтеча держит свою отрубленную по приказанию Ирода голову, принося ее в жертву Богу. Также есть иконы, где изображаются события обретения его честной головы. Отдельно хочется отметить иконографию Иоанна Предтечи где он, подобно ангелу, изображен с крыльями, которые символизируют непорочность его жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 января. О славе и проповеди покаяния Святого Иоанна Крестителя
Сегодня 20 января. О славе и проповеди покаяния Святого Иоанна Крестителя в день Церковного празднования в его честь — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы слышим имя святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, уже из этих слов у каждого верующего сердца складывается понимание того, какую роль святой пророк, святой Иоанн Креститель играет в церковной истории, в евангельской истории и в священном предании.
Иоанн не был чудотворцем, так о нем пишет святитель Иоанн Златоуст. И святитель Иоанн Златоуст подмечает это усиливая другую сторону служения святого Пророка и Предтечи. Не будучи чудотворцем, Иоанн творил другое чудо. Чудо, которое сотворить гораздо сложнее. Это чудо изменения человеческого сердца. Покаяние — это и есть изменение. И те люди, которые приходили к Иоанну креститься, меняли свою жизнь. И вот это и было самое главное чудо по молитвам святого Пророка и Предтечи.
Церковью высоко ценится подвиг святого Крестителя Господня. Когда мы заходим в храм Божий, в иконостасе мы всегда увидим Господа нашего Иисуса Христа. По правую его руку будет Пресвятая Богородица, а по левую руку будет святой Иоанн Предтеча. Дай Господь и нам, чтобы мы слышали слова Господни, чтобы мы слышали проповедь Иоанна Крестителя, и чтобы в нашей жизни каждый день происходило самое главное чудо — чудо покаяния, чудо изменения и чудо единения со Христом.
Все выпуски программы Актуальная тема