Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Славно мы поколесили с тобой по северному краю, дядя Андрей! И так приятно вспоминать наше путешествие здесь, в Архангельском музее «Художественная культура Русского Севера». Многие картины передают колорит здешних мест.
— Да, смотришь на полотно, и кажется, будто пейзаж знакомый.
— Я вот как раз пытаюсь вспомнить — мы видели деревянную церковь, что изобразил художник Иван Котов на картине «Седая старина», которая как раз перед нами?
— Нет, Паша, сюда мы пока не добрались. Это в сорока километрах от Каргополя, село Лядины. Древний Богоявленский храм, на который ты обратил внимание на картине — главная его достопримечательность. Посмотри внимательно — он словно шишечками, украшен небольшими главками, расположенными в два яруса. Всего их двенадцать.
— А справа на картине, за домами, виднеются ещё два островерхих купола.
— Это Покровско-Власьевский храм и отдельно стоящая шатровая колокольня. Вернее сказать — стоявшая. Оба здания сгорели в 2013 году от удара молнии. От древнего ансамбля осталась только церковь Богоявления. Пожарным чудом удалось спасти её.
— А картину «Седая старина» Иван Котов создал задолго до пожара?
— Задолго, да. В 1975-ом. Иван Семёнович на тот момент был уже зрелым мастером, членом Союза художников СССР. Он много лет писал окрестности Архангельска и Каргополя, разбирался в зодчестве Русского Севера. И смог в своей работе показать, насколько ценно древнее наследие. И насколько оно хрупко...
— А как он это показал?
— А вот, смотри. На заднем плане картины «Седая старина» — грозовое небо. Дощатые храмы гораздо светлее свинцового фона. Стены отливают благородным серебром. При этом тонкие силуэты выглядят хрупкими, как будто вырезанными из бумаги. В работе художника явно прозвучал призыв беречь уникальное достояние.
— Иван Котов как будто предвидел будущее бедствие. Он в таких подробностях зарисовал церковный комплекс, что, кажется, его можно восстановить по картине!
— Можно и нужно. Облик архитектурного ансамбля в Лядинах запечатлён не только на полотне «Седая старина», но и на многочисленных фотографиях. К тому же, сохранились точные замеры утраченного храма и колокольни. Хочется верить, что когда-нибудь их отстроят заново.
— Жаль только, что это будет всего лишь копия древних шедевров. Деревянный храм, срубленный в восемнадцатом веке — совсем не то, что повторяющее его очертания современное здание.
— Я бы не стал рассуждать так категорично. Списки древних икон часто не уступают оригиналу по художественным достоинствам и тоже бывают чудотворными. И храм ценен в первую очередь тем, что под его сводами совершается Литургия.
— Но древние святыни больше привлекают паломников! И Иван Котов недаром назвал свою картину «Седая старина».
— У этого полотна есть ещё одно название, менее известное — «Сказ о Севере». Этот сказ — не только о прошлом. Он о цельном характере северян-поморов. Об их умении славить Бога плотницким искусством. И этот дар не иссякнет, пока жива христианская вера в сердцах людей.
Картину Ивана Котова «Седая старина» можно увидеть в Архангельске, в Государственном музейном объединении «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 210 зач., IV, 8-21.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Человек может не только развиваться, но и деградировать. Причём деградация может быть как интеллектуальной, так и нравственной, может она быть и духовной. Именно с духовным упадком галатийских христиан боролся апостол Павел в своём к ним послании. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 4-й главы Послания апостола Павла к Галатам. Давайте послушаем этот отрывок и обратим внимание на причины духовного оскудения адресатов Послания к галатам.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Из павловых посланий мы знаем, что у него была какая-то хроническая болезнь, о существе которой выдвигаются самые разные предположения. Нет особого смысла рассуждать о диагнозе апостола, нам важно лишь помнить об очевидном факте: любая болезнь затрудняет жизнь и делает труд человека менее эффективным. В только что прозвучавшем отрывке апостольского послания к галатам Павел снова упомянул свою болезнь, и написал, что он проповедовал в Галатии в первый раз в состоянии «немощи плоти». Однако эта немощь отнюдь не помешала людям услышать и должным образом воспринять апостольскую проповедь, и Павел хвалит христиан Галатии за такую отзывчивость.
В самом деле: больной проповедник редко бывает хорош, и трудно рассчитывать на успех его миссии там, где с ним ещё не знакомы. Немного тех людей, которые готовы обращать внимание не на внешнее, а на суть, и потому христиане Галатии действительно заслуживают похвалы. Эти люди обрели благодать Духа Святого благодаря проповеди больного на тот момент апостола, это стало выражением их веры, очевидным доказательством того, что только вера может привести человека ко спасению.
Увы, но в какой-то момент адресаты апостола Павла обо всем этом забыли. Пришедшие из Иерусалима проповедники внушили им, что одной веры недостаточно, что необходимы дела, но не дела любви, а дела исполнения ветхозаветного закона, поверив этим проповедникам, христиане Галатии начали свой путь духовной деградации, они начали отказываться от жизни по духу ради жизни по плоти, полагая, что такая жизнь может иметь хоть какой-то высший смысл.
Здесь мы видим, что далеко не всякая проповедь бывает полезной и спасительной. Далеко не все те, кто говорит убедительно, заслуживают доверия, а если верить каждому красноречивому оратору, то можно вместо духовного восхождения начать противоположный путь.
Как же быть? Как не ошибиться? Ответ очень прост, и его нам дал апостол Павел в 1-й главе Послания к галатам: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Апостольское учение — вот тот единственно верный духовный камертон, Церковь Христова в полной мере восприняла это учение, а потому лишь пребывание в единстве с Церковью способно помочь человеку избежать тех искушений, которым подверглись адресаты Послания апостола Павла к галатам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Византия и Древняя Русь — взаимное влияние». Дмитрий Казанцев
У нас в гостях был византинист Дмитрий Казанцев.
Разговор шел о взаимном влиянии и культур Византии и Древней Руси. Чем интересно это влияние и как прослеживается в различных областях, в частности в религиозной.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Поддержка отечественного кино». Федор Соснов
У нас в студии был исполнительный директор «Фонда Кино» Федор Соснов.
Мы говорили о государственной поддержке отечественного кинематографа, как развивается российское кино сегодня и насколько востребованы фильмы с христианскими смыслами.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова