Немало примечательных книг, посвященных последнему русскому Императору, его Семье, царствованию и мученической кончине было выпущено у нас в новом веке. Начало столетия памятно прославлением государя (вместе с женою и детьми) в лике святых Русской православной церкви. Они прославлены как страстотерпцы.
Напомню, что Святая Церковь толкует подвиг страстотерпчества как страдание за исполнение Заповедей Божьих. Уже в самом названии подвига заключен его глубинный смысл: беззлобие и непротивление врагам, смирение перед Промыслом Божиим.
Итак, книг — немало. Отмечу, пользуясь случаем, и уникальный труд историка Константина Капкова «Духовный мир Императора Николая II и его семьи», выпущенный усилиями светлого радио «Вера» к столетию мученической кончины царственных страстотерпцев, и замечательный фотоальбом «Государь. Двадцать три ступени вверх», составленный Владимиром Долматовым... Но есть среди всех этих изданий — особенное. Его было бы правильнее именовать переизданием, так как книга изначально была написана по-французски и вышла впервые в 1931 году в Париже. Она называется «Николай II и революция».
Её автор — Иван Павлович Якобий, русский историк, родившийся во Франции, учился в России (окончил Императорское училище правоведения), и эмигрировал в ту же Францию после большевистского переворота. В 1938 году труд Якобия (выдержавший несколько иностранных изданий) был переведен на русский язык и выпущен крохотным тиражом в Европе. Сохранились свидетельства, что среди немногих самых дорогих вещей (ладанок с Русской землёй, царских наград, документов, писем и фотографий) у русских эмигрантов были и потрепанные томики Ивана Якобия.
«...Ни одна книга об этой революции, — писал о её первом издании генерал Борис Геруа (тоже эмигрант) — не воспроизводит ее преступной глупости и ужасов с такой яркостью и точностью, притом в такой сжатой форме, как книга Якобия...» Конец цитаты.
Слова генерала, мне кажется, не устарели. Я положил свою закладку в самую середину, можно сказать, в «сердце» книги, в историю с задержкой Царского поезда во Пскове, где Государя начали склонять к разным формам отречения от власти. Читает Сергей Агапов:
«...Среди всех этих людей, обуреваемых различными чувствами — честолюбием, страхом, негодованием, надеждой, — один только государь сохранял спокойствие.
За эти ужасные 24 часа, проведённые на затерянной, глухой станции, вдали от Ставки, от столицы, от семьи, в ожидании и тревоге, он больше научился познанию человеческой души, чем за 20 лет царствования. На его глазах верность, преданность присяге всех тех, на кого он вправе был рассчитывать, обращались в прах.
Но как бы ни были горьки его чувства, вызванные „изменой, трусостью и обманом“, государь ничем этих чувств не выдал.
Эти часы скорби и смирения наложили на лицо императора Николая II ту печать умиротворённого спокойствия, которое освещает лики отшедших от мирских сует угодников, то внутреннее сияние, перед которым опускали глаза самые свирепые палачи, выражение того истинного величия, с которым он прошёл через все испытания, унижения, муки, чтобы встретить смерть и войти в бессмертие».
Отрывок из книги Ивана Якобия «Николай II и революция», выпущенной из печати ещё в 1931 году, нам читал Сергей Агапов.
На прощание не могу не сказать, что я записывал нашу программу в день памяти главных героев этой замечательной книги. Так чудесно совпало.
Царственные страстотерпцы, молите Бога о нас.
24 января. О предстательстве Богородицы
Сегодня 24 января. Церковь чтит Елецкую Икону Божией Матери.
О предстательстве Богородицы — священник Стахий Колотвин.
В истории было неоднократно, когда люди уповали на какую-то святыню, но не соотносили праведность своей жизни, а точнее, увы, неправедность, с тем, что ты недостойно рядом с этой святыней находиться. Ведь Елецкая икона Божией Матери по преданию добыта в Чернигове, и даже прошлое название Черниговская. А как она в Ельце оказалась? Чернигов разграбили, разрушили. Вот в Елеце ее и спасли. Смотрим обратно и видим, а так это была икона еще у самого Антония Печерского в Киеве! А как же из Киева ее ученики преподобного Антония отдали-то, ну, такую великую святыню? Так тоже нет хорошей жизни. Значит, тоже пришли, разграбили, разрушили. А как же? И неужто святыня не защитила? Так не святыня защищает нас, а сама Пресвятая Богородица. Но защищает нас от земных проблем только тогда, когда решение этих земных проблем не помешает решению проблем нашей души. А если наши земные проблемы нам ниспосланы Богом для того, чтобы душу исправить, то нам придется через этот путь пройти.
Если ты не хочешь каяться, пока у тебя все хорошо, и молишься перед чудотворной иконой, то Пресвятая Богородица обязательно тебе поможет. Но поможет она тем, что ты пройдешь через какие-то страдания, задумаешься и подумаешь, ой, Пресвятая Богородица, лучше я буду жить праведно и приходить тебя почаще благодарить.
Все выпуски программы Актуальная тема
Соборное послание святого апостола Иакова
Иак., 52 зач., II, 1-13.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Есть те места Священного Писания, которые обличают очень многих людей. Одно из таких мест — звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 2-й главы Соборного послания святого апостола Иакова. В этом отрывке говорится о том, каким образом христианину надлежит относиться к другим людям.
Глава 2.
1 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
2 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,
3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих,
4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?
5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, хорошо делаете.
9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.
10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.
12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.
Только что прозвучавшие слова апостола Иакова просты и понятны, их нельзя толковать каким-то иным способом, кроме буквального. Впрочем, обиднее всего не это, а то, что слова апостола не теряют своей актуальности, ведь до сих пор мы судим о людях по их внешнему виду, а также по другим внешним признакам, к примеру, по автомобилю, по занимаемой должности, по брендовой одежде или же по стоимости дома. Апостол совершенно прав в своих размышлениях, действительно, мы с радостью предоставляем успешным в мирском смысле людям лучшие места, мы говорим с ним уважительно, первые устремляемся им на встречу, а знакомством с такими людьми гордимся и хвастаем перед менее удачливыми друзьями. Всё это привычно, и так поступают если не все, то абсолютное большинство.
Стоит заметить, что апостол Иаков отнюдь не советует полностью переключить внимание на нищих и убогих, апостол написал иначе: отношение к человеку не должно зависеть от каких бы то ни было внешних факторов, оно должно проистекать из заповеданной Богом любви к ближнему. Если же мы смотрим на людей как-то иначе, то это, по мнению апостола, грех лицеприятия, ну а если мы согрешаем этим грехом, то «становимся виновными во всём», потому как заповедь Божия едина, и нарушивший что-то незначительное нарушил заповеданное Богом, а потому понесёт ответственность.
Тот факт, что написанные почти две тысячи лет назад слова апостола Иакова звучат сегодня чрезвычайно актуально, указывает на какой-то существенный изъян, свойственный абсолютному большинству людей. Наверное, этот изъян можно определить как страх доверия Богу, вместо этого мы склонны доверять понятным и очевидным внешним атрибутам, одними из которых и являются упомянутые апостолом богатство и власть. Очень хочется надеяться, что в конечном итоге мы научимся смотреть на людей не как на некий ресурс, а как на возлюбленных чад Божиих, созданных по Его образу и подобию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Донецк. Протоиерей Александр Матвеевский
Город Донецк был образован в 1869 году как рабочий поселок Юзовка. Особую роль в истории этого селения сыграл протоиерей Александр Матвеевский. Священник поселился в Юзовке со своей большой семьёй в то время, когда здесь ещё не было церкви. Отец Александр собирал людей на богослужения у себя в доме. Он вдохновил паству на строительство храма — сначала деревянного, а затем и каменного. Став настоятелем собора Преображения Господня в Юзовке, Александр Матвеевский устроил школу для детей, организовал православное братство. Прихожане любили пастыря за доброту и самоотверженность. Особенно ярко она проявилась в 1892 году, когда во время эпидемии холеры город охватили бунты. Отец Александр с распятием в руках вышел навстречу обезумевшей толпе и призвал прекратить насилие. Смелый поступок священника многих тогда заставил отрезвиться. Уважение людей — главное наследство, которое Александр Матвеевский оставил своим двенадцати детям. Десять его сыновей стали по примеру отца священниками. Их имена также вошли в историю Донецка.
Радио ВЕРА в Донецке можно слушать на частоте 102,6 FM