Немало примечательных книг, посвященных последнему русскому Императору, его Семье, царствованию и мученической кончине было выпущено у нас в новом веке. Начало столетия памятно прославлением государя (вместе с женою и детьми) в лике святых Русской православной церкви. Они прославлены как страстотерпцы.
Напомню, что Святая Церковь толкует подвиг страстотерпчества как страдание за исполнение Заповедей Божьих. Уже в самом названии подвига заключен его глубинный смысл: беззлобие и непротивление врагам, смирение перед Промыслом Божиим.
Итак, книг — немало. Отмечу, пользуясь случаем, и уникальный труд историка Константина Капкова «Духовный мир Императора Николая II и его семьи», выпущенный усилиями светлого радио «Вера» к столетию мученической кончины царственных страстотерпцев, и замечательный фотоальбом «Государь. Двадцать три ступени вверх», составленный Владимиром Долматовым... Но есть среди всех этих изданий — особенное. Его было бы правильнее именовать переизданием, так как книга изначально была написана по-французски и вышла впервые в 1931 году в Париже. Она называется «Николай II и революция».
Её автор — Иван Павлович Якобий, русский историк, родившийся во Франции, учился в России (окончил Императорское училище правоведения), и эмигрировал в ту же Францию после большевистского переворота. В 1938 году труд Якобия (выдержавший несколько иностранных изданий) был переведен на русский язык и выпущен крохотным тиражом в Европе. Сохранились свидетельства, что среди немногих самых дорогих вещей (ладанок с Русской землёй, царских наград, документов, писем и фотографий) у русских эмигрантов были и потрепанные томики Ивана Якобия.
«...Ни одна книга об этой революции, — писал о её первом издании генерал Борис Геруа (тоже эмигрант) — не воспроизводит ее преступной глупости и ужасов с такой яркостью и точностью, притом в такой сжатой форме, как книга Якобия...» Конец цитаты.
Слова генерала, мне кажется, не устарели. Я положил свою закладку в самую середину, можно сказать, в «сердце» книги, в историю с задержкой Царского поезда во Пскове, где Государя начали склонять к разным формам отречения от власти. Читает Сергей Агапов:
«...Среди всех этих людей, обуреваемых различными чувствами — честолюбием, страхом, негодованием, надеждой, — один только государь сохранял спокойствие.
За эти ужасные 24 часа, проведённые на затерянной, глухой станции, вдали от Ставки, от столицы, от семьи, в ожидании и тревоге, он больше научился познанию человеческой души, чем за 20 лет царствования. На его глазах верность, преданность присяге всех тех, на кого он вправе был рассчитывать, обращались в прах.
Но как бы ни были горьки его чувства, вызванные „изменой, трусостью и обманом“, государь ничем этих чувств не выдал.
Эти часы скорби и смирения наложили на лицо императора Николая II ту печать умиротворённого спокойствия, которое освещает лики отшедших от мирских сует угодников, то внутреннее сияние, перед которым опускали глаза самые свирепые палачи, выражение того истинного величия, с которым он прошёл через все испытания, унижения, муки, чтобы встретить смерть и войти в бессмертие».
Отрывок из книги Ивана Якобия «Николай II и революция», выпущенной из печати ещё в 1931 году, нам читал Сергей Агапов.
На прощание не могу не сказать, что я записывал нашу программу в день памяти главных героев этой замечательной книги. Так чудесно совпало.
Царственные страстотерпцы, молите Бога о нас.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











