«История Переяславля» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«История Переяславля»

* Поделиться

Дмитрий Володихин

Гость программы — доктор исторических наук, председатель историко-просветительского общества «Радетель» Сергей Алексеев.

Мы говорили об истории одного из городов Древнерусского государства — Переяславля.

Ведущий: Дмитрий Володихин


Д. Володихин

— Здравствуйте дорогие радиослушатели, это Светлое радио, Радио ВЕРА. В эфире передача «Исторический час», с вами в студии я, Дмитрий Володихин, и сегодня мы поговорим о древнем Переяславле. Не о том Переяславле, который называется Залесским и лежит на Владимирской земле, а о том Переяславле, который является его предком и находился на юге Руси, прославился в древние времена, как один из столичных городов Древнерусского государства. Ну и для того, чтобы поговорить об этом со знанием дела, мы сегодня пригласили в студию доктора исторических наук, председателя Историко-просветительского общества «Радетель» Сергея Викторовича Алексеева. Здравствуйте.

С. Алексеев

— Здравствуйте.

Д. Володихин

— Ну что ж, давайте начнём с древности, то есть Переяславль — город былинный, летописный, знаменитый своей древностью гораздо больше, чем своей современностью.

С. Алексеев

— Время основания Переяславля — X век, причём конкретное время основания представляет некоторую научную загадку. С одной стороны, есть убедительные свидетельства того, что город Переяславль построен во времена Владимира Святого, возведён самим великим князем, более того, известна и точная дата — 992-й или 993-й год, об этом рассказывается уже в древнейшем житии Владимира, написанном в XI веке одним из первых русских писателей Яковом Мнихом. Яркое предание об этом событии в начале XII века было включено в «Повесть временных лет». Согласно этому преданию, основание Переяславля связано с нападением печенегов на Русь, когда Владимир, вернувшийся из дальнего похода, был вынужден оборонять от печенегов окрестности своей столицы и между князем и ханом печенегов было решено решить войну поединком лучших бойцов. Против печенежского богатыря Владимир долго искал своего поединщика, наконец, один из пожилых воинов его войска сказал, что дома у него остался младший сын, который однажды, когда мял кожу руками и был чем-то рассержен, разорвал кожу быка (рабочий материал кожевника) своими руками. Владимир испытал силу богатыря на живом быке.

Д. Володихин

— И тот вырвал у него кусок бока, да?

С. Алексеев

— Да. И после этого кожемяка вышел против печенежина, и, несмотря на то, что по сравнению с бахвалившимся врагом, был средним телом, тем не менее с одного удара врага победил. Печенеги побежали, а в честь победы Владимир заложил город Переяславль, по одним спискам «Повести временных лет» потому, что молодого богатыря звали Переяславом, по другим версиям потому, что он перенял, как бы отнял славу у печенегов. Собственно, этот образ богатыря-кожемяки вошел в русский, в великорусский, в малороссийский эпос, и предания о нем распространены от Киевщины и до Поволжья, где часто Кожемяка уже сражается не с реальным вражеским богатырем, а с чудовищным змеем, которого необходимо обуздать для того, чтобы Русь жила спокойно.

Д. Володихин

— Ну, печенеги для того момента, собственно, и были таким змеем, нависающим над южными землями Руси.

С. Алексеев

— Ну да, и, конечно, образ реальных врагов слился с какими-то древними мифологическими образами. Никоновская летопись в XVI уже веке присваивает ему имя Ян Усмошве́ц. И, судя по тому, что мы читаем в Никоновской летописи, в богатырских преданиях того времени, вот этот безымянный большей частью отрок древнего сказания играл примерно ту же роль, которую в русских былинах XVII и позднейших веков играет Илья Муромец, как роль главного богатыря Владимира, который плечом к плечу, допустим, с Александром Поповичем защищает Русь уже не только от печенегов, но и от половцев, хотя половцы исторически появились позже времен Владимира. В позднейших преданиях он обычно именуется либо Никита Кожемяка, либо Кирилл Кожемяка. Из богатырского эпоса, из былин он ушел, но вот остался в прозаических преданиях, очень широко распространенных по всем землям Древней Руси.

Д. Володихин

— Красивое, действительно, предание, и появление города привязано к сражению, привязано к определенной дате, но вот вопрос: а что говорят археологи? Они принимают эту версию или говорят, что там что-то было и раньше?

С. Алексеев

— Так вот загадочность заключается в том, что да, археологи версию принимают, и действительно, Переяславль, судя по всему, был возведен во времена святого Владимира и сразу как большой город, однако дело в том, что у нас есть более ранние упоминания Переяславля. И если в том, что Переяславль был одним из городов, от имени которых князь Олег в 907 году заключал договор с Византией, а ученые сомневаются: всё-таки это соглашение, в отличие от более известного договора 911 года, сохранилось только в пересказе летописца, то вот с тем, что Переяславль упоминается в договоре князя Игоря с Византией 944 года, разделаться уже несколько сложнее.

Д. Володихин

— Ну что, получается так, что был ещё какой-то более древний Переяславль или какой-нибудь иной «славль», который был перенесён на новое место?

С. Алексеев

— Вот очень вероятно, или новый город был назван в честь старого, который располагался где-то, скорее всего, на том же участке Днепровского торгового пути, а участок этот важный, там есть и броды, там есть перевозы, там есть торговые стоянки по обеим берегам, использовавшиеся с очень давних времён.

Д. Володихин

— Так что же такое Переяславль, в большей степени это город купцов или это город воинов?

С. Алексеев

— И то, и другое, поскольку при всей важности Переяславля на торговых путях, именно в силу этой важности данный участок надо было и защищать, и данный участок для любых правителей Среднего Поднепровья важно было держать под контролем. Возможно, в первой половине X века с этой задачей справлялось городище на правом берегу Днепра, немного выше Переяславля, которое называется в науке городище Монастырёк, по местному населённому пункту. Это было действительно такое крупное военно-торговое поселение, напоминающее другие форпосты Руси, распространённые по всему пути от варяг в греки.

Д. Володихин

— Ну вот тогда вопрос дополнительный: хорошо, этот Переяславль перенял славу то ли у печенегов, то ли от более древнего города в этих местах, ну а что касается Северного Переяславля, как он связан с Южным?

С. Алексеев

— Это тоже вопрос. Традиционно считается, что и Переславль-Залесский, и Переяславль-Рязанский, названные в честь Переяславля Южного и основаны выселенцами оттуда. Относительно Переславля-Залесского можно отметить, что на протяжении всей его ранней истории местные жители, местные князья эту связь в каком-то смысле сознавали.

Д. Володихин

— Там река Тру́беж.

С. Алексеев

— Да, действительно, есть и совпадение речных названий, что подтверждает версию о переселенцах, поэтому относительно Переславля-Залесского это более-менее возможно. И известно, что князья Переславля-Залесского считают для себя честью покняжить и в Переяславле Южном. С другой стороны, реальное происхождение названия города, оно действительно от личного имени, от княжеского имени Переяслав, которое уже в средневековом историческом древнерусском государстве перестало быть княжеским, не вошло в число имен Рюриковичей, это не их имя, но осталось одним из имен высшей знати.

Д. Володихин

— Ну и кто же там был Переяслав, который построил новый город?

С. Алексеев

— А вот что это были за Переяславы или что это был за Переяслав, мы не знаем. Ранний Переяславль первой половины X века, скорее всего, действительно был основан каким-то вождем славянским, которого звали Переяслав. Видимо, название этой крепости, если это действительно городище Монастырёк, вот оно пришло в упадок в середине X века, и позднее в его честь был назван новый город на левом берегу, построенный, в общем, в тех же видах: держать под контролем этот участок речного пути и быть южным форпостом от нападений кочевников. В принципе, это действительно мог быть один из тех князей русских, сущих под первыми русскими князьями Рюриковичами, под Олегом и Игорем. Например, если сопоставлять текст договора Игоря князей-отправителей, упомянутых в начале этого договора с перечнем городов Руси, то получится, что Переяславлю соответствует княжеская чета Владислав и Предслава, которые упомянуты на третьем месте после княжеской четы и племянника Игоря. Вот, собственно, видимо, были вот такие местные племенные князья, которые могли сидеть в том числе и в раннем Переяславле. Но когда в конце X века святой Владимир строил свой Переяславль, он, конечно, строил его уже как часть государственной системы вполне оформленного уже на тот момент или завершавшего своё оформление древнерусского государства. И вот роль Переяславля в этот момент, она интересна, поскольку, в общем, Переяславль с самого начала строился, мы бы сказали, по нынешним временам как мегаполис.

Д. Володихин

— Дорогие радиослушатели, вскоре мы вернёмся к разговору о мегаполисе Переяславле, и, не пугаясь этого слова, действительно, некоторые средневековые города были по-настоящему больших размеров и сложной структуры. Ну, а сейчас, мне кажется, будет правильным, если мы послушаем оперу Александра Порфирьевича Бородина, фрагмент из неё, оперу «Князь Игорь».

Звучит фрагмент из оперы «Князь Игорь»

Д. Володихин

— Дорогие радиослушатели, это Светлое радио, Радио ВЕРА, в эфире передача «Исторический час», с вами в студии я, Дмитрий Володихин. У нас в гостях доктор исторических наук, председатель Историко-просветительского общества «Радетель» Сергей Викторович Алексеев. Мы разговариваем о городе Переяславль, чтобы было ясно: город Переяславль Южный и о древней Переяславской земле. Мы возвращаемся к теме: какую роль этот огромный город, а он есть в летописях в огромном количестве упоминаний, есть он в былинах, так вот, какую роль этот город в действительности играл на юге Руси. Итак, он строился как город-мегаполис, что это значит?

С. Алексеев

— Даже Киев не обладал в то время такой территорией, оцепленной стенами и валами, как Переяславль, это десятки гектар земли, по тем временам это очень много, а территория города позднее еще и росла. Причем город застраивался в рост, то есть изначально была застроена сомнительно малая часть этой территории, но постепенно осваивалась и остальная. И здесь довольно интересный вопрос: а собственно, если это даже военный торговый форпост на важнейшем участке, зачем строить его настолько впечатляющим? В связи с этим не лишена, возможно, основания идея, что Переяславль с самого начала задумывался как город митрополичий, как церковная столица Руси. Мы знаем, что в Переяславле позднее, во всяком случае, во второй половине XI века была митрополия, сосуществовавшая с Киевской. Еще одна митрополия в то время была в Чернигове, и это было связано с тем, что эти три важнейших центра Южной Руси управлялись тремя сыновьями Ярослава Мудрого, вроде как соправительствовавшими, и вот это был период трех митрополитов.

Д. Володихин

— Да, несколько десятилетий, такая странность у нас была.

С. Алексеев

— Но, с другой стороны, есть, например, гипотеза, что один из первых митрополитов Руси времен Владимира Святого — Леонтий или Леон сидел в Переяславле. И у нас сохранился труд, подписанный именем Леона, митрополита Переяславля на Руси, который направлен против латинских заблуждений. И, в общем, есть версия, что этот Леон или Леонтий относился как раз к тем митрополитам второй половины XI века Переяславским, а есть версия, что это тот Леон или Леонтий, который был митрополитом во времена Владимира Святого.

Д. Володихин

— Ну вот какой вопрос: мне приходилось слышать идею, согласно которой просто-напросто население восточнославянское в этих местах было достаточно значительным, то есть это не были редко заселенные земли, это были земли давно освоенные, таких традиционных древних пахотных центров, и город был большой, потому что и округа была густо заселена.

С. Алексеев

— Это скорее преувеличение. Тут проблема заключается в том, что заселено-то в основном было правобережье, а там, в принципе, были свои центры, и, например, неподалёку от Монастырька древнего, практически на его территории существовал русский город Зару́б, уже древнерусский город Заруб, вверх по течению дальше был Ка́нев, то есть, в общем, там были такие центры притяжения, куда можно было бы селить людей. Левобережье всегда было заселено меньше, оно было больше открыто набегам из степи, естественно, люди там не очень селились. Колонизация этих земель в немалой степени связана именно с выстраиванием той системы обороны Южной Руси, которой начало положил святой Владимир, и которую продолжил Ярослав Мудрый, и Ярослав Мудрый сажает в Переяславле князем своего любимого сына, Всеволода Ярославича, отца Владимира Мономаха, человека, который сам потом сидел на Великом Киевском престоле. И вот, собственно, со Всеволода Ярославича начинается уже история Переяславского княжества.

Д. Володихин

— Ну вот это момент любопытный. Если я правильно помню, какое-то время на Древней Руси была практика своего рода перепархивания с младшего престола на старший, то есть умирает старший представитель рода, освобождается старший престол, его занимает человек, который моложе него, на его место передвигаются те, кто еще моложе, и с этой точки зрения Переяславль выглядел соблазнительно. Мне кажется, он считался в Древней Руси третьим по значимости престолом после Киева и Чернигова.

С. Алексеев

— Это действительно так, и в немалой степени благодаря своей близости к Киеву. В отличие от Чернигова, Переяславль юридически всегда продолжал считаться киевским уделом, то есть это не было отдельное великое княжество. Но фактически ситуация была немного сложнее, потому что Переяславль с конца XI века окончательно закрепился в качестве отчины потомков Всеволода Ярославича и, соответственно, его единственного, пережившего его надолго сына — Владимира Мономаха. То есть это был, да — стол, с которым можно было, как вы сказали, «перепорхнуть» в Киев, но это вместе с тем был и стол, который был закреплен только за одной из княжеских линий, на Киев претендующей. Это, конечно, не страховало от усобиц за него. После смерти великого князя Мстислава Владимировича, сына Мономаха, в 1132 году, когда в этот момент разодралась вся русская земля, и начались бесконечные усобицы за Киев, их объектом был и Переяславль, и разные представители конкурирующих ветвей самого Мономахова дома, прежде всего волынские Мономашичи с одной стороны, и Владимиро-Суздальские Мономашичи, тогда еще Ростово-Суздальские Мономашичи в лице Юрия Долгорукого и его детей с другой, вот они боролись за Переяславль. В итоге, однако, эта борьба кончилась победой именно Суздальской ветви, причем в дальнейшем уже неоспариваемой, по крайней мере, неоспариваемой успешно. В 1154 году, в последний раз закрепившись в Киеве, Юрий Долгорукий утвердил в Переяславле своего сына Глеба, и вот с этого времени Переяславль, формально оставаясь Киевским уделом, фактически превратился в оплот Суздальских, затем Владимиро-Суздальских князей на юге Руси. Им правил сначала Глеб Юрьевич, правил долго для удельной эпохи, тем более для Киевского удела, откуда вообще раньше дольше двух-трех лет там трудно было усидеть.

Д. Володихин

— Да некоторые там могли усидеть две-три недели.

С. Алексеев

— Так вот, Глеб правил пятнадцать лет.

Д. Володихин

— Ну, это уникум вообще-то.

С. Алексеев

— В 1169 году, когда войска княжеской коалиции под предводительством его племянника Мстислава Андреевича, сына Андрея Боголюбского, взяли Киев, по решению Андрея Боголюбского Глеб был переведен в Киев княжить. Он там прожил недолго, видимо, разделив судьбу своего отца, отравленного киевскими боярами.

Д. Володихин

— Предположительно отравленного.

С. Алексеев

— Ну, про отца более-менее очевидно, про Глеба есть вопросы, то есть там в летописи не утверждается, в отличие от Юрия, ни прямо, ни косвенно, что он был отравлен, однако фактом является то, что он действительно в Киеве прожил очень недолго. Но он оставил своему сыну Владимиру Переяславский престол, и Владимир владел Переяславлем следующие полтора десятка лет, и играл очень значительную роль в обороне южно-русских земель от половцев. Именно с этим была связана и его, без преувеличения, героическая смерть, когда он, обороняя земли своего княжества в 1185 году от половецкого нашествия, это то самое нашествие, которое описано в «Слове о полку Игореве», где упоминается и стояние Владимира, он в битве с половцами был тяжело ранен, и позднее от этих ран умер.

Д. Володихин

— Ну а сам город, несмотря на всю эту политическую борьбу, насколько я понимаю, город постепенно растёт, расширяется, и междоусобные войны не способны нанести ему смертельный ущерб.

С. Алексеев

— Во всяком случае, после того, как стабилизировалось правление Юрьевичей, династия Юрьевичей в Переславле, Суздальской династии, то город действительно процветает. Взять его на щит никому не удавалось, было несколько оборон от враждебных князей, но в целом сам Переяславль стоял. Были обороны и от половцев, но Переславль стоял. Естественно, город расширялся, в нём велось активное строительство, в том числе храмостроительство, мы сравнительно мало об этом знаем, потому что дошедшая до нас Переяславская летопись заканчивается серединой XII века.

Д. Володихин

— Очевидно, каменные храмы всё-таки были.

С. Алексеев

— Да, конечно, конечно. И, собственно, археологи находят их фундамент.

Д. Володихин

— Ну, хорошо, летопись. Это ведь богатырское пограничье Древнерусского государства, и какие-то отголоски и действительные истории тех времён могли задержаться в былинах.

С. Алексеев

— Переяславль иногда упоминается и в былинном эпосе, хотя, конечно, не надо преувеличивать знакомства северных или даже сибирских, казачьих сказателей с географией Древней Руси. Уже то, что отдельные упоминания Переяславля, например, какой-то богатырь говорит о себе, что он из Переяславля, в былинах сохранились, уже это показывает, что память эпическая о нём была крепкой и долгой.

Д. Володихин

— То есть город был очень значительным, это была одна из звёзд на небосклоне Средневековой Руси. Дорогие радиослушатели, напоминаю вам, что это Светлое радио, Радио ВЕРА, в эфире передача «Исторический час», с вами в студии я, Дмитрий Володихин, и мы ненадолго прерываем наш с вами разговор, чтобы буквально через минуту вновь встретиться в эфире.

Д. Володихин

— Дорогие радиослушатели, это Светлое радио, Радио ВЕРА, в эфире передача «Исторический час», с вами в студии я, Дмитрий Володихин. У нас в гостях замечательный историк, знаток русского Средневековья, доктор исторических наук, председатель Историко-просветительского общества «Радетель» Сергей Викторович Алексеев, и мы беседуем с ним на тему о древней Переяславской земле и о самом городе Переяславле. Насколько я понимаю, город процветал до Батыева нашествия, тогда ему нанесен был смертельный удар или, во всяком случае, удар, который заставил его постепенно зачахнуть, не сразу, но достаточно быстро.

С. Алексеев

— На самом деле процветание города уже в первой трети XIII века начинает сходить на нет. После Владимира Глебовича в городе ещё княжил другой племянник к тому времени сильнейшего на Руси князя Всеволода Большое Гнездо Владимиро-Суздальского — Ярослав. В начале XIII века несколько лет прокняжил отец Александра Невского и сын Всеволода Большое Гнездо, тоже Ярослав, а вот потом Южная Русь была охвачена огнём усобицы, сначала только за Киев, а потом ещё и за Галич.

Д. Володихин

— А потом вообще за всё, что там было, по большому счёту.

С. Алексеев

— Владимиро-Суздальские князья пытались, конечно, удержать свой главный форпост в Южной Руси, но сил на это не всегда хватало, а в середине 10-х годов ещё и в самой Владимиро-Суздальской земле произошла пусть скоротечная, но очень тяжёлая и кровавая усобица, поэтому Переславль снова начал переходить из рук в руки, на него теперь претендовали ещё и Черниговские князья, просто потому, что могли его захватить.

Д. Володихин

— Они были ближе, они были могущественны, и, насколько я понимаю, примерно в это время княжит святой Михаил Черниговский, который был достаточно крупной фигурой на доске большой политики Руси и у него хватало дружин для того, чтобы взять множество городов, соседствующих с его княжеством.

С. Алексеев

— В общем, Переяславль переходил из рук в руки, и к моменту ордынского нашествия оказался потрёпанным и, судя по всему, в заброшенном состоянии. В 1239 году, когда монголы подступили к Переяславлю, судя по летописным известиям об этом событии, в городе вообще не было князя.

Д. Володихин

— Ну, тогда и в Киеве не было князя, в 1240 году.

С. Алексеев

— Верно, и вероятно, это связанные между собой события.

Д. Володихин

— Докатились в своих междоусобных войнах, что два богатейших южно-русских города оказались вне прямого ясного княжеского управления, сидели какие-то, я уж прости, господи, не знаю, наместники, представители соседних князей, которые не позаботились об обороне обоих городов.

С. Алексеев

— Кто сидел в Переяславле вообще не ясно, летопись упоминает только епископа Симеона. Переяславль, тем не менее, попытался обороняться, монголы взяли его штурмом и, как обычно в таких ситуациях, разорили город, уничтожили кафедральный собор святого Михаила, убили епископа Симеона, и, судя по тому, что мы видим по археологическим материалам, просто уничтожили большую часть города, угнав или истребив почти всё не разбежавшееся население. После этого судьба Переяславля была незавидной, мы не знаем, что там происходило в подробностях. Понятно по археологическому материалу, что город превратился в деревню на развалинах.

Д. Володихин

— Зачах.

С. Алексеев

— И в принципе, долгое время считалось, что жизнь полностью прекратилась на этом месте. Какое-то население, вероятно, всё-таки оставалось ещё, вернулось на пепелище, потому что в середине 40-х годов, когда князь Даниил Галицкий ехал в Орду к Батыю, он переправился именно в Переяславле, и он высадился в Переяславлю, город называется, что вот что-то там есть.

Д. Володихин

— Летопись отмечает: «И вышел он в Переяславле...»

С. Алексеев

— Да. А вот в окрестностях Переяславля его встречают посланцы правителя здешних земель от имени Орды, «Курымсы», так его называют русские летописи, подлинное имя его было, видимо, Курмиши или Курмыши, это был племянник Бату, сын его старшего брата О́рду, и Переяславль, видимо, был его форпостом на левобережье, потому что, вообще-то, его кочевья располагались, как мы знаем из других источников, к западу от Днепра.

Д. Володихин

— То есть получается так, что Переяславль, исконно русский, старинный русский город, к тому времени уже можно сказать «старинный», фактически был выведен из-под власти русских князей, оказался в прямом подчинении Орде и даже стал своего рода тыловым городом ордынцев.

С. Алексеев

— Да, потому что на левом берегу кочевал уже другой старший родственник Курымсы, которого русские летописи называют Могуче́й, и, в общем, судя по всему, они находились не в идеально дружеских отношениях. Ну вот Переяславль и его окрестности, видимо, были важны для Курымсы, как форпост возможный для противостояния старшей родни.

Д. Володихин

— Насколько я понимаю, это не последнее упоминание Переяславля перед долгой ночью, которая опустится на его развалинах?

С. Алексеев

— Да. В 1269 году, когда, собственно, занимавшийся духовным окормлением русских полоняников и проповедью среди татар епископ Сарайский Митрофан ушел на покой, назначенный на его место митрополитом Кириллом епископ Феогност был поставлен, как сообщает летопись, «епископом Переяславля Русского и Сарая».

Д. Володихин

— То есть, иными словами, его что, поставили на эту деревню, или там всё-таки ещё какая-то городская жизнь была?

С. Алексеев

— Вероятно, его поставили с тем, чтобы возродить город, как можно предположить. То есть идея была в том, чтобы возродить Переяславскую епархию, объединив её с Сарайской и, по всей видимости, сделать Переяславль возможной базой для распространения христианства в Орде, что тогда ещё было возможно.

Д. Володихин

— Ну или, может быть, речь идёт о том, что если удастся выкупить русских пленников, не доводя их далеко, сажать их вот на эту землю в Переяславских пределах.

С. Алексеев

— Возможно, мы не знаем. Мы мало что можем выжить, как вы понимаете, из единственного летописного упоминания. Так или иначе, эта идея не получила развития, мы знаем, что позднейшая Сарайская епархия не называлась уже Переяславской, а стала Сарской и Подонской в итоге. Наконец, в конце XIII века или в начале XIV, после того, как сыновья Курымсы погибли в ордынской междоусобице между ханом Тахтой и темником Ногаем, в Переяславле вроде бы вновь появляется русский князь, во всяком случае, русский князь, титулующийся Переяславским появляется. Это был некто Иван Дмитриевич, и, судя по древним помянникам Черниговских князей, происходил он из рода князей Новгород-Северских.

Д. Володихин

— Ну, то есть из черниговского рода, по большому счёту.

С. Алексеев

— Да, причём из той его ветви, которая правила другим, практически до тла разорённым русским городом, Новгородом-Северским. Фактически один князь пепелища завладел другим пепелищем.

Д. Володихин

— Ну и что у нас получается? У нас получается то, что 1239 год — это страшный удар по Переславлю-Залесскому, это древняя, омытая кровью богатырей земля, земля богатая, становится захолустьем, потому что жители погибли и Орда слишком близко, или Орда уже просто вступает во власть этой территории, там жить чрезвычайно сложно. Город умирает медленно, превращается в деревню, и уже, вот уточните, пожалуйста, дату, в XIV веке надолго вообще исчезает из каких бы то ни было источников.

С. Алексеев

— Мы не знаем даты, поскольку последнее упоминание — это действительно княжеский помянник, где дата кончины князя не указана.

Д. Володихин

— Но это ещё до воцарения хана Узбека.

С. Алексеев

— Безусловно. По всем расчётам, это конец XIII-начало XIV века.

Д. Володихин

— Ещё несколько десятилетий после катастрофы Батыева похода. Менее века.

С. Алексеев

— Ну, а вскоре на эти земли пришла новая война и новые катастрофические изменения. Сначала князь Гедими́н начинает совершать набеги на древнюю Киевскую землю, литовский великий князь, а в 60-х годах XIV века новый литовский князь О́льгерд Гедиминович завладевает Киевской и Переяславской землёй.

Д. Володихин

— Но при этом Переяславль при нём не возрождается?

С. Алексеев

— Не возрождается. Позднейшие предания, отразившиеся в западно-русских летописях уже XVI века, утверждают, что якобы в Переяславле сидел ещё некий князь Олег, который воевал с Гедимином, был им разгромлен вместе с другими южно-русскими князьями, но это...

Д. Володихин

— Темна вода в облацех.

С. Алексеев

— Да, это родовые поедания литовской знати, возможно, какие-то эпические сказания, имена в них очень путаются других князей, мы это знаем, поэтому не ясно, какова цена этим сведениям.

Д. Володихин

— Ну, а археологи что говорят?

С. Алексеев

— Археологи говорят, что в XIV веке на месте Переяславля скорее всего никто не жил.

Д. Володихин

— То есть даже деревни не было?

С. Алексеев

— Даже деревни не было. Поселение снова возникает только в XV веке.

Д. Володихин

— Итак, город Переяславль опустился в пучину разорения, разгрома и почти что забвения, в былинах он остался, в летописях он остался. Сама земля, возможно, у местного населения ассоциировалась в памяти с неким давним таинственным исчезнувшим городом Переяславлем. Но в тот момент, о котором мы говорим, этот Переяславль оставался в основном, в исторической памяти народа, а на месте его, я извиняюсь, лопух рос. Дорогие радиослушатели, мы всё-таки оживим эту печальную историю. Думаю, будет правильным, если вновь в эфире прозвучит фрагмент из оперы Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь».

Звучит фрагмент из оперы «Князь Игорь»

Д. Володихин

— Дорогие радиослушатели, это Светлое радио, Радио ВЕРА, в эфире передача «Исторический час», с вами в студии я, Дмитрий Володихин. У нас в гостях доктор исторических наук, председатель Историко-просветительского общества «Радетель», замечательный специалист по истории русского Средневековья Сергей Викторович Алексеев. Мы рассказываем вам о судьбе древней Переяславской земли. Дорогие радиослушатели, мне кажется, существуют города, которые любит Господь наш, и в любви Своей дает им порой вторую судьбу, третью судьбу, когда первая судьба их уже исчерпана. Ну вот с этим повезло как раз и Переяславлю, он много раз менял свои названия, вторая его судьба казачья, казачья твердыня, город Переяслав. Позднее, уже в советское, постсоветское время, он в значительной степени будет нести бремя третьей судьбы, музейной, мемориальной, но это уже ближе к современности, и мы затрагивать эти времена не будем. Одно только напомню, что какое-то время на протяжении нескольких десятилетий в середине 20-го-начале 21-го века этот город носил имя Переяслав-Хмельницкий, и мы сейчас поговорим, почему и как он связан с именем гетмана Богдана Хмельницкого, сейчас это просто Переяслав. Но теперь возвращаемся к тем временам, когда город Переяславль, будущий Переяслав, начал возрождаться из пепла головешек, бурьяна и лопухов.

С. Алексеев

— Для литовских великих князей Переяславская земля, конечно, была далёкой окраиной, редко заселённой, занятой отчасти диким полем...

Д. Володихин

— Не очень нужной.

С. Алексеев

— Ну да, не очень нужной. Земледельческого населения мало, значительная часть занята либо кочевыми тюркскими племенами, кипча́ками, татарами, либо всё возрастающей в числе, на первых порах очень разноплеменной вольницей, которой на протяжении XV века в этих краях становится всё больше и которая уже в XVI веке станет казачеством. В XV веке на месте Переяславской цитадели возрождается жизнь, но, судя по всему, это было сельское население. Может быть, кто-то из обитателей окрестностей решил освоить просто более безопасное место, а безопасные места были нужны, потому что время было неспокойное.

Д. Володихин

— Когда-то в этих местах была Золотая Орда, потом Большая Орда, на окраинах этих двух исчезнувших государств исчезли грозные ордынские войска, естественно, земля стала как бы ничейной, стоило её освоить. С другой стороны, опять-таки, пока начали с новой деревни, уже второй, на пепле и головешках древнего большого города.

С. Алексеев

— Об истории этого места мы ничего толком не знаем, поскольку в источниках оно не упоминается, мы о нём знаем в основном по археологическому материалу. Надо отметить, что территория была не просто ничейной, я повторю, что она была опасной. Земледельцы, земледельческое русское население, которое сохранилось на этом участке левобережья, жило под постоянной угрозой набегов как отдельных разбойных отрядов, так и возрастающего в силе и с конца XV века уже имевшего за своей спиной мощь Османской державы Крымского ханства. И, конечно, эта территория не настолько прикрытая и не настолько интересная великим князьям литовским, как крупные городские центры правобережья, Киев в первую очередь. Она была благодатна для того, чтобы угонять полон, брать пусть скудную, но надёжную добычу ,причём как для крымцев, повторяю, так и для любых разбойных отрядов, которые бродили по территории распавшейся Орды. В начале XVI века политическая ситуация изменилась, и великие князья литовские задумались о том, что с той частью левобережья, которая осталась под их контролем (сейчас скажу, почему) надо что-то делать. Дело в том, что они понесли очень тяжёлые поражения от Московского государства, границы нового Российского государства теперь подходили вплотную к Днепру, Чернигов стал русским городом снова.

Д. Володихин

— Чернигов стал частью России, да и не только, и Новгород-Северский, и множество других городов.

С. Алексеев

— Естественно, и то, что к северу и северо-востоку от Чернигова. А вот этот участок всё-таки остался под контролем Литвы, и здесь нужен был какой-то форпост, и нужны были какие-то силы, чтобы защищать эту территорию. Именно в первых десятилетиях XVI века литовские великие князья предпринимают некоторые усилия по организации исповедующей христианство части вольницы, бродящей по южно-русским землям, собственно, ещё с конца XV века эти усилия начались, в войско, на которое либо можно положиться, как на служилых людей, будущие реестровые казаки...

Д. Володихин

— Либо положиться нельзя, но всё равно оно будет здесь скорее защищать литовские рубежи, чем нападать на них.

С. Алексеев

— Да, или их можно использовать в частности против крымцев в войне против Османской империи: османы воюют руками крымского хана, а вот литовские князья решили воевать руками запорожского казачества. В это время, опять же, точно непонятно когда, в Переяславле появляются новые укрепления.

Д. Володихин

— Значит, крепость первая после середины XIII века появляется где-то ближе к середине XVI века.

С. Алексеев

— Да, и судя по тому, что мы знаем, об этом возрождении Переяславля: ключевой силой в его возрождении были казаки. Для служилых казаков, для реестровых будущих казаков это был важный государственный пункт, где они непосредственно контактировали с государственной властью. Для вольного казачества запорожского это был удобный форпост на левобережье, который они могли использовать в своих интересах, в том числе как базу для набегов на крымские и ногайские территории.

Д. Володихин

— Ну и там же можно было сбывать добычу.

С. Алексеев

— Верно. Ну вот такое вольное и полувольное существование этой первоначальной и очень, видимо, еще небольшой крепостицы продолжалось до 1585 года. В 1569 году, как известно, произошли новые политические изменения: Литва окончательно объединилась в одно двуединое государство с Польшей.

Д. Володихин

— В его главе стоял крайне воинственный король Стефан Бато́рий.

С. Алексей

— Да, к 1585 году уже Стефан Баторий. В процессе этого объединения польская корона забрала себе все земли Малороссии у Литвы.

Д. Володихин

— Ну, на Переяславль, то есть уже на Переяслав обратив внимание, там есть крепость, там есть деньги, там есть люди, там есть налогообложение, ура! Ну да, там еще, правда, казаки, но это проблема второго порядка.

С. Алексеев

— В 1585 году Стефан Баторий возводит в Переяславле каменно-деревянную крепость и, собственно, начинает возрождение города. Надо отметить, что после этого, поскольку именно при Стефане Батории, особенно при его преемнике Сигизмунде III начало нарастать противостояние польской короны и запорожского казачества.

Д. Володихин

— Ну и Католической Церкви и Церкви Православной, которую это казачество защищало.

С. Алексеев

— Верно, это прежде всего проблема, вставшая остро при Сигизмунде III, который развернул политику активного принуждения православных к унии. В итоге Переяславль превратился из возможного оплота запорожцев во враждебную им силу, в 1591 году запорожцы взяли крепость и сожгли ее. Но после этого она была восстановлена довольно быстро, и польские власти проявляют заинтересованность в том, чтобы не только сосредоточить в городе значительные силы войск, в том числе реестровых казаков, но и в том, чтобы город стал форпостом польского влияния на вот этой левобережной окраине польских окраин, Малороссии.

Д. Володихин

— А вот этого не вышло.

С. Алексеев

— Ну, изначально казалось, что выходит. Город получил Магдебургское право, как и, собственно, все ключевые городские центры Речи Посполитой, в городе уже в XVII веке был основан иезуитский коллегиум — учебное заведение, призванное, естественно, и давать духовное образование, но в первую очередь насаждать католицизм на этой территории. Ну а потом начались восстания запорожских казаков, в итоге переросшие в массовое освободительное движение в Малороссии под руководством гетмана Богдана Хмельницкого, казаки завладели Переяславлем, и для Хмельницкого это стала фактически его столица.

Д. Володихин

— И именно здесь произошло историческое совещание Переяславской Рады.

С. Алексеев

— Да, после которого запорожцы обратились к Москве с призывом о помощи и с согласием принять присягу на верность русскому царю.

Д. Володихин

— Ну что ж, впоследствии Переяслав долгое время был казачьим центром, достаточно крупным административным центром Гетманщины, то есть казачьего квазигосударства. Позднее он просто стал городом в рамках Российской империи, красивым богатым провинциальным городом с очень хорошей историей, древностями и с могилами, которым много сотен лет. Дорогие радиослушатели, время нашей передачи подходит к концу, мне хотелось бы, чтобы вы запомнили Переяславль, он же Переяслав, древнерусский город, там, на погостах почиют останки богатырей русских. Помните о том, что у этого города славная история, помните о том, что он попал в былины, помните о том, что это город русских князей, который на протяжении столетий своей истории был не только городом-купцом, но и, что, наверное, важнее: городом-стражем, а впоследствии — оплотом казачества Днепровского. Мне остаётся от вашего имени поблагодарить Сергея Викторовича Алексеева и сказать вам: спасибо за внимание, до свидания.

С. Алексеев

— До свидания.


Все выпуски программы Исторический час

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем