
Фото: Niko Nieminen / Unsplash
В 1803-м году известный прозаик и поэт Николай Михайлович Карамзин указом императора Александра I получил официальное звание придворного историографа. На этом поприще его ждала колоссальная работа. Карамзину предстояло создать многотомный исторический труд, который прославится не только в своё время, но и в веках, оставаясь востребованным по сей день — «Историю государства Российского».
Это была идея и горячее желание самого Карамзина — исследовать прошлое Отечества и рассказать о нём русскому обществу. Исследовать во всей полноте, от самого зарождения государства до Петровской эпохи — такую хронологию обозначил сам автор в одной из своих записных книжек. Кроме того, Карамзин хотел популяризовать русскую историю. Написать о её событиях так, чтобы они стали интересны и понятны самому широкому кругу читателей. Задумку поддержал император своим назначением. Должность придворного историографа открыла Карамзину свободный доступ к государственным архивам и монастырским библиотекам — а значит, к уникальным историческим источникам.
Основная работа началась в 1804-м году. Друг Карамзина, поэт Иван Дмитриев в письме к историку и публицисту Михаилу Погодину рассказывал, что в те дни Карамзин «ни об чём не мог думать, ни об чём не мог говорить, ничего не мог понимать, кроме предмета своих занятий». Писатель превратился в настоящего затворника — по его собственному признанию, он совершенно оставил светскую жизнь и общался только с детьми и супругою. Которая, кстати, не только морально поддерживала Карамзина в его напряжённой работе, но и помогала мужу практически — переписывала набело его рукописи.
Как исследователь, Карамзин тщательно изучал исторические источники. А дело это в то время было непростым. Как писал Погодин, библиотеки не имели каталогов, источники никто не систематизировал, летописи не были исследованы. Можно только представить себе, каким колоссальным в подобных условиях был исследовательский труд Карамзина! При этом он не только тщательно изучил уже известные источники, но и открыл ряд новых. Так, например, Николай Михайлович обнаружил два неизвестных прежде списка Ипатьевской летописи, ввёл в научный оборот Лаврентьевскую летопись, Судебник Ивана III и многие другие документы. Подчас такие неожиданные открытия служили причиной того, что приходилось переделывать уже готовые главы и даже целые тома. Карамзин с готовностью шёл на это — в историческом труде он не мог терпеть вымысла и неточностей.
Первые 8 томов «Истории Государства Российского» увидели свет в 1818 году. Их читателями стали не только дворяне, но и грамотные простолюдины, даже крестьяне! Именно этого и хотел Карамзин. Во введении к своему труду он писал: «Простой гражданин должен читать Историю. Она... утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, ... и Государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и располагает душу к справедливости». Уже тогда «Историю...» переводили на иностранные языки — немецкий, французский, итальянский и даже китайский! Как отмечал историк Арсений Гулыга, Карамзин увидел в истории художественное начало, вдохнул в неё живую жизнь. Сам же Николай Михайлович писал: «Мы одно любим, одного желаем: любим отечество; желаем ему благоденствия,... да не изменится никогда твёрдое основание нашего величия... правила мудрого Самодержавия и Святой Веры... да цветёт Россия...»
Все выпуски программы Открываем историю
30 апреля. О жизни и подвиге святого Акакия Мелитинского

Сегодня 30 апреля. День памяти преподобного Акакия, епископа Мелитинского.
О жизни и подвиге святого — протоиерей Владимир Быстрый.
Преподобный Акакий жил в конце IV-го, в начале V-го века. Родился он около 370 года, в древнем армянском городе Мелитина, который расположен в верховьях реки Евфрат. Мелитина был один из древнейших городов Армении. Акакий происходил из благочестивой семьи, которая долгое время оставалась бездетной. И следуя древнему обычаю, родители дали обет посвятить своего будущего ребенка Богу. И Господь даровал им сына. Когда он подрос, они отдали его на воспитание святому Отрию, епископу Мелитинскому. Святой Отрий воспитал Акакия и по истечении времени рукоположил его в сан священника. После кончины святого Отрия Акакий был избранным епископом Мелитинским. Он ревностно служил Богу и Церкви и был отмечен даром чудотворений. Например, во время наводнения разлившаяся река достигла лишь того места, которое отметил преподобный Акакий и не затопила город. В жизни преподобного Акакия можно выделить еще два важных момента. Во-первых, его учеником был великий подвижник, аскет, преподобный Евфимий Великий. Кроме того, Акакий принимал участие в Третьем Вселенском Соборе, где отстаивал православное учение о двух естествах Господа нашего Иисуса Христа — Божественном и Человеческом, и о бессемянном рождении Иисуса Христа от Приснодевы Марии.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 апреля. О духовной нищете

В 5-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».
О духовной нищете — игумен Лука (Степанов).
Начало Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа и первая из заповедей блаженств ублажает нищих духом, поскольку им принадлежит Небесное Царство. Удивительное слово «нищета», которое предполагает по человеческому пониманию самое бедственное состояние человека, оказывается причиной царствования или соцарствования с Богом в небесах. Это новое слово, это Господне откровение о том, что только всей душой, устремленный к благам небесным, благам, подаваемым Иисусом Христом, человек, сознающий свою полную нищету и беспомощность, самому оказаться победителем греха и смерти, только тот и будет увенчан. Таким образом, нищий — это тот, кто признает себя ничего не имеющим, но всю надежду свою возлагает на Господа и к Нему устремляется всем своим упованием.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 апреля. О служении пожарных

Сегодня 30 апреля. День пожарной охраны России.
О служении пожарных — игумен Назарий (Рыпин).
Служение пожарных — это особое служение, ведь не случайно Христос говорит: «Нет большей любви, кто положит душу свою за друзей своих». И как раз нашим пожарным выпала такая миссия, рискуя собственной жизнью спасать других людей. Конечно, иногда они тушат какие-то объекты, где нет людей, но всё равно это забота о ближнем. Всё равно рискуя своей жизнью, своим здоровьем, они пытаются предотвратить какую-то порчу имущества, чтобы другим сделать жизнь легче, чтобы бремя каких-то лишних материальных затрат не ложилась на чужие плечи. Поэтому, безусловно, это служение крайне необходимое и совершенно явно христианское. Порой даже люди, не зная Христа, исполняя заповедь Христову, и это очень большое подспорье в их жизни, и Господь зачастую даёт благодать за это.
Все выпуски программы Актуальная тема