Исполнился еси мира, о Слава света горнего, и гнев земли не в силах нарушить его.
Мало в смертных мира, оттого и гнев множится. В недрах превозношения гнев вьёт гнездо себе, в недрах гнева лежит убийство.
Всякий грех ведёт к убийству, но ни один грех не обитает к убийству ближе гнева.
Близорукие законы земные не наказуют гнев, ибо убийцы не видят в нём. Твой закон прозорливый, Слава света горнего, гнев убийством именует.
День и ночь, под солнцем и под месяцем, стараюсь проникнуть в тайну закона Твоего. С тех пор как старания мои истощили надежды мои земные, чувствую, как убивает меня гнев соседей моих.
Рабы — чада гнева, сыновья — чада мира. Потому Премудрость Твоя и зовёт неустанно: сыновьями станьте!
Ибо сын на лицо отца смотрит и по нему своё лицо исправляет. И если видит лицо отца мирным, как, не отвратившись от него, может своё исказить гневом? Гнев двоим немощь приносит — тому, кто в гневе и тому, на кого гнев изливается. А немощь — смерти предвестница
Чудотворец чуда среди детей гнева не совершит, ибо немощь его разбивает в присутствии их.
Друзья мои, отчего вы силу ощущаете среди любящих вас и немощь среди тех, у кого присутствие ваше гнев вызывает?
Не оттого ли, что любящие жизни добавляют, а гневные похищают от жизни?
Потому и возлюбил я быть с Тобой, Слава света горнего, ибо в Твоём лишь присутствии я не убиваю и меня не убивают.
Также как за каплей капля, точит вода скалу неприступную, так разъедает гнев жизнь двоих.
Словно убийца в засаде, так затаился гнев в сердце гордом.
Воистину, превозношение знает вину свою, оттого и поставило гнев на стражу, чтобы охранял его.
Знает превозношение вину свою, оттого и сделало другой грех адвокатом своим.
Смирением сердце моё исполни, о Слава света горнего, смирением ангела, пред Твоим престолом предстоящего. Ибо нет у смирения для гнева ни ночлега, ни убежища.
Дай мне смирение сыновнее, да устыжусь на рабов гневаться и убивать. Облеки мя в броню мира Твоего, его же гнев гневных не поколеблет.
4 октября. О любви апостола к своим ученикам
В 4-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы».
О любви апостола к своим ученикам, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
4 октября. О личности святителя Димитрия Ростовского
Сегодня 4 октября. Обретение мощей святителя Димитрия Ростовского, жившего в XVI веке.
О его личности, — священник Захарий Савельев.
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 210 зач., IV, 8-21.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Человек может не только развиваться, но и деградировать. Причём деградация может быть как интеллектуальной, так и нравственной, может она быть и духовной. Именно с духовным упадком галатийских христиан боролся апостол Павел в своём к ним послании. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 4-й главы Послания апостола Павла к Галатам. Давайте послушаем этот отрывок и обратим внимание на причины духовного оскудения адресатов Послания к галатам.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Из павловых посланий мы знаем, что у него была какая-то хроническая болезнь, о существе которой выдвигаются самые разные предположения. Нет особого смысла рассуждать о диагнозе апостола, нам важно лишь помнить об очевидном факте: любая болезнь затрудняет жизнь и делает труд человека менее эффективным. В только что прозвучавшем отрывке апостольского послания к галатам Павел снова упомянул свою болезнь, и написал, что он проповедовал в Галатии в первый раз в состоянии «немощи плоти». Однако эта немощь отнюдь не помешала людям услышать и должным образом воспринять апостольскую проповедь, и Павел хвалит христиан Галатии за такую отзывчивость.
В самом деле: больной проповедник редко бывает хорош, и трудно рассчитывать на успех его миссии там, где с ним ещё не знакомы. Немного тех людей, которые готовы обращать внимание не на внешнее, а на суть, и потому христиане Галатии действительно заслуживают похвалы. Эти люди обрели благодать Духа Святого благодаря проповеди больного на тот момент апостола, это стало выражением их веры, очевидным доказательством того, что только вера может привести человека ко спасению.
Увы, но в какой-то момент адресаты апостола Павла обо всем этом забыли. Пришедшие из Иерусалима проповедники внушили им, что одной веры недостаточно, что необходимы дела, но не дела любви, а дела исполнения ветхозаветного закона, поверив этим проповедникам, христиане Галатии начали свой путь духовной деградации, они начали отказываться от жизни по духу ради жизни по плоти, полагая, что такая жизнь может иметь хоть какой-то высший смысл.
Здесь мы видим, что далеко не всякая проповедь бывает полезной и спасительной. Далеко не все те, кто говорит убедительно, заслуживают доверия, а если верить каждому красноречивому оратору, то можно вместо духовного восхождения начать противоположный путь.
Как же быть? Как не ошибиться? Ответ очень прост, и его нам дал апостол Павел в 1-й главе Послания к галатам: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Апостольское учение — вот тот единственно верный духовный камертон, Церковь Христова в полной мере восприняла это учение, а потому лишь пребывание в единстве с Церковью способно помочь человеку избежать тех искушений, которым подверглись адресаты Послания апостола Павла к галатам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов