Сегодня у нас в гостях был настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин.
Мы обсуждали Евангельский фрагмент, в котором Спаситель говорит о тех знаках, которые будут сопровождать приближение конца мира, и говорили о том, нужно ли стараться распознавать и искать знаки и знамения, посылаемые от Бога.
______________________________________________________________
В. Емельянов
— Здравствуйте! «Светлый вечер» на радио «Вера». В студии Владимир Емельянов и Алла Митрофанова.
А. Митрофанова
— Добрый «Светлый вечер»!
В. Емельянов
— Наш сегодняшний гость — и ваш, и наш старый хороший знакомый: протоиерей Игорь Фомин — настоятель храма святого Александра Невского при МГИМО.
Прот. Игорь Фомин
— Добрый вечер!
А. Митрофанова
— Сегодня у нас тема интригующая, посвящённая знакам: знакам судьбы, знакам свыше или знакам не свыше, которые случаются в нашей жизни, — как к ним относиться, стоит ли вообще на это обращать внимание. А также, я надеюсь, мы поговорим о таких вещах, как сглаз, порча и прочее, прочее — всё то, что порой беспокоит нас в нашей жизни. И как к этому беспокойству тоже относиться, обращать ли на это внимание. Каков, в принципе, христианский подход к таким вещам. Сны, которые, может быть, оказываются пророческими и так далее. Как трезво оценивать подобные знаки свыше. Это тема у нас выросла из евангельского чтения: в пятницу, 19 февраля, в храмах читается такой фрагмент, где Христос указывает в Иерусалиме на здание и говорит о том, что пройдёт время и не останется здесь камня на камне. На что Его ученики Пётр, Иаков, Иоанн и Андрей задают Ему вопрос: «А скажи нам, когда это будет, и какой признак, что всё должно совершиться?» Эти признаки конца света, прихода Антихриста, не знаю чего, периодически в нашей жизни возникают, причём на протяжении всех двух тысяч лет, сколько есть христианство. Периодически возникает такая пора, когда нам кажется: вот оно, вот это самое, скоро всё наступит. И об этом тоже сегодня хочется поговорить.
Прот. Игорь Фомин
— Да, поговорить о признаках, когда это возникает. Признаках в твоей душе, в твоей жизни, когда это вдруг начинает волновать.
А. Митрофанова
— А есть такие признаки?
Прот. Игорь Фомин
— Да, когда тебя начинает это волновать, наверное, признак это тому, что ты ослаб в духовном делании, духовном трезвении. Тебе хочется чего-то «жаренного», тебе хочется, чтобы адреналин как-то в кровь пустил. И что ты должен уже готовиться к скорым мучениям, которые принесёт с собой Антихрист или какое-то другое событие, и тому подобное. И нас, конечно, это очень сильно заводит, очень сильно нас это волнует. Мы просто прям желаем чего-то такого особого увидеть. Я всегда говорю, что это как бы информационный повод. Есть два таких события: если мы где-то услышим, что собака укусила попа — обычное, в общем, событие, дело. Но если поп укусил собаку — это уже интересно, это уже завораживает. Это неправдоподобно, но это, в общем-то, завораживает, и признак, наверное, каких-то последних времён, когда уже священники начинают кусать не только своих прихожан, но уже и собак. Всё это, конечно, смешно и грустно, на самом деле. Потому что искания каких-либо необычайных событий в нашей жизни, которые нас должны сподвигнуть к какому-то или счастью, или к несчастью, или к каким-то другим событиям — к смерти или, наоборот, к вечной жизни. Это признак того, что человек устал от той необходимой работы, которую ему, скажем так, оставляет Господь: соблюдать Заповеди Божьи. Уже в этой студии не раз звучали слова апостола Павла, причём именно эти замечательные слова о том, что «я не сужу никого, есть на то судящий меня Господь. Я даже себя не сужу». То есть он как бы говорит, что не его дело разбираться в том, стал ли он лучше или хуже, что-то там наступило или не наступило — есть на то судящий и любящий его Господь. У меня есть заповеди, я должен в них усердствовать, в них возрастать. Именно с этими заповедями я должен идти по жизни, а всё остальное мы должны возложить на Волю Божию. Где здесь мы должны найти ответ по поводу знаков? Наверное, мы сейчас как-то поговорим по знакам, и можно будет закончить передачу часовую сразу!
А. Митрофанова
— Но можно потом ещё о дорожных знаках поговорить — они нас тоже беспокоят!
Прот. Игорь Фомин
— Да. Дело в том, что все вот эти знаки... Естественно, Господь приходит в мир, и многие иудеи, когда Он пришёл в мир, увидели и определили, что это именно Мессия, что это именно Христос — Тот, Кого они ждали, по определённым, естественно знакам. Но и до сих пор, кстати, очень многие переходят в Православие, когда изучают, допустим, Тору. Изучают её какие-нибудь иудеи и вдруг понимают, что, Господи, вот же все знаки свершились на Том Христе, Который пришёл, и переходят. Причём и богословы очень много переходят. У нас, кстати, они очень известны. Мы пользуемся трудами тех людей, которые перешли в Православие именно из иудаизма. Причём очень интересные есть вещи, просто потрясающие. Кто же может вот эти знаки увидеть и определить? Это тоже очень важный момент для понимания: надо ли их искать. Эти знаки могут увидеть люди святой жизни. Эти знаки могут определить те, которые достигли определённого духовного качества. Если я достиг определённых каких-то высот, я... Как помните: Господь, когда сходит с горы Преображения Фавор, Он встречает то событие, когда Его ученики не смогли исцелить одного отрока болящего. И они Его спрашивают: «Господи, а почему мы не смогли?» И Он говорит, что сей род изгоняется только постом и молитвой. То есть для того, чтобы выступить на борьбу с лукавым, чтобы начать видеть Господа, для того, чтобы начать видеть какую-то духовную жизнь, какие-то духовные делания, у тебя должно быть чистое сердце. Что для этого нужно? Господь очень чётко говорит: пост и молитва. К этому надо прибавить смирение, потому что, когда Он сошёл с горы, апостолы были в недоумении: «Мы только что ходили на проповедь — Ты нас посылал. Мы изгоняли бесов, врачевали болезни. А здесь не можем справиться с каким-то ребёнком маленьким». То есть Он говорит: «Доколе буду с вами? Доколе терплю вас?» Тем самым выражая, что отсутствие смирения у апостолов, оно им даёт как бы запрет на совершение тех дел, тех событий, которые только что у них получались. Смиренный человек разве будет искать в своей жизни каких-то знаков, которые скажут, что здесь он преуспел в молитве, допустим? «Что я теперь — горы могу переставлять? Вот теперь я верующий». Вот жизнь человека духовного, она не подвергается никаким знакам. Самый главный знак Господь нам уже даровал, совершил — это Воскресение, это вера человека в него.
А. Митрофанова
— Отец Игорь, а если в практическую плоскость перевести наш разговор?
В. Емельянов
— В повседневную жизнь.
Прот. Игорь Фомин
— Давайте!
А. Митрофанова
— Смотрите, человек хочет принять решение и колеблется. К примеру, реальный случай, который мы здесь, в редакции, даже обсуждали, когда готовились к этому разговору: люди думают о том, переезжать ли им в Италию, в Испанию, не знаю, куда. И как только они начинают склоняться к тому, что, пожалуй, нужно переехать, тут же начинаются какие-то знаки с разных сторон. Например, выезжает машина, на которой написано «Испания». Включают радио, а там испанская песня звучит. Что-то ещё такое происходит: приходят в магазин книжный, а там самоучитель испанского языка. Но очевидно же, что это всё знаки! С другой стороны, может быть, и раньше всё это имело место в их жизни, но поскольку такого вопроса не стояло, то они на это не обращали внимания. Может быть, точно также рядом с этим путеводителем или с самоучителем испанского языка лежал самоучитель по португальскому языку или немецкому, или английскому, или японскому. Хотя самоучитель по японскому, мне кажется, это жёстко, но ладно. И как к этому относиться? Это действительно знаки какие-то или это некий настрой внутренний на то, чтобы принять решение и самих себя убедить? Что это такое?
В. Емельянов
— Может, мозг сам выискивает как бы эти знаки, просто выхватывает их? Потому что он... У него сознание...
Прот. Игорь Фомин
— Сконцентрировано.
В. Емельянов
— Да. Я бы даже сказал, что забетонировано таким образом, что у него всё испанское. И поэтому он на всё испанское обращает внимание. Или, как Алла говорит, это действительно какие-то вот такие указания?
Прот. Игорь Фомин
— Но надо было, наверное, немножечко проследить за машиной, на которой написано «Испания», за поворот заглянуть — не разбилась ли она там, в аварию не попала ли.
А. Митрофанова
— Я надеюсь, что нет. Не надо аварии!
Прот. Игорь Фомин
— И заглянуть, сколько стоит самоучитель по испанскому, может быть, это будет тебе неподъёмная цена купить, или тоже в этом можно увидеть знак, что Испания дорогая всё-таки страна, и так далее. Конечно, это всё, мне кажется, смешно — строить свою жизнь на каких-то вот таких знаках, которые там написаны на машине, на заборе. И где там ещё? В подъезде... Есть даже такой вид гадания: открывается Библия на любом месте...
А. Митрофанова
— Есть, да!
Прот. Игорь Фомин
— ...И вот что мне там написано, так я, в общем-то, поступлю в том или ином деле и событии. Даже это не является для нас с вами той путеводной звездой, на которую мы можем, скажем так, уповать.
А. Митрофанова
— А почему, отец Игорь? Ведь если речь идёт о Евангелии, разве не стоит уповать на то, что там написано?
Прот. Игорь Фомин
— Во-первых, у нас Евангелие читают очень многие люди, его толкуют очень многие люди. Есть даже и еретические движения, которые используют Евангелие, их очень много в мире, которые используют его именно под себя. Но можно с помощью цитат из Евангелия доказать, что надо обязательно покончить жизнь самоубийством.
А. Митрофанова
— Серьёзно?
Прот. Игорь Фомин
— Да, это не так сложно, на самом деле. Там же пишется, что Иуда повесился. Потом можно открыть другую цитату апостола Павла «и вы поступайте также». Так что... Не в каких-то выдёргиваниях цитат, не в каких-то внешних знаках заключается наша духовная жизнь. Она заключается в изменении, или
скажем даже по-другому: в обожении себя или в перестройке своего внутреннего греховного человека на лад Божий. Какая мне разница, где я буду спасаться, по большому счёту? В Испании я буду хорошим человеком или в России я буду плохим человеком. Пожалуйста, если у тебя так складываются обстоятельства, что ты едешь в Испанию, тебе это необходимо по здоровью, по учёбе, по работе, ещё по чему-либо. Да ничтоже сумняшеся сел, поехал в Испанию, взял благословение, помолился и поехал. Если тебе не надо будет туда ехать, даже не надо искать никаких знаков — Господь тебя и так оставит здесь другими методами, другими способами. Но я полностью уверен, что Священное Писание, которое говорит, что во Христе Иисусе нет ни мужеского пола, ни женского, ни эллина, ни иудея, но новая тварь, точно также не ограничивает нас и территориально или как-то по-другому. Оно ограничивает нас, скажем так, событийно нашими поступками — то, что мы должны совершить. Вот здесь, действительно, мы должны посмотреть очень серьёзно. Если надо ехать в Испанию и для этого придётся пройти по чьим-то головам или не один раз локоть свой сбить, то, может, лучше и не ехать, может, всё-таки отложить эту поездку. Может, она не будет тебе полезной или благословенной там уже. Допустим, но освящение воды мы читаем замечательное Евангелие, когда Господь рассказывает о том, как сходил Ангел Господень один раз в купель Силоам. И первый человек, один человек, который туда опускался, получал исцеление от любой болезни. Я представляю, какой ажиотаж был! То есть все ждали, пока это возмутится, надо было первому туда попасть, отпихнуть ближнего и тому подобное. Что у нас сейчас происходит, допустим, в храме на водосвятном молебне или на крещении? У нас каждому подаётся эта благодать, абсолютно каждому. Одно только условие: смирение и любовь к ближнему. И тогда тебе будет польза. Не надо толкать локтями, не надо кого-то распихивать и тому подобное — не одному из всей массы людей будет дана благодать, а всем, кто проявит смирение, всем, кто пропустит своего ближнего. И поэтому первый, кто ринется с бидоном или с бутылочкой...
В. Емельянов
— С ведром.
Прот. Игорь Фомин
— С ведром, канистрой или ещё с чем-то...
В. Емельянов
— Чтобы побольше, впрок!
Прот. Игорь Фомин
— Здесь, может быть, и не получит он благодать. А тот, кто поможет другому, тот и получит.
В. Емельянов
— Вы знаете, меня удивляет, вот вы говорите про освящение воды и про людей, которые ломятся, действительно, чуть ли не по головам, через головы людей. Вот то же самое можно и за причащением иногда можно наблюдать, потому что тоже не всегда это происходит чинно, если можно так сказать. Тоже какие-то давки возникают, кто-то кого-то толкает. Ты просто воочию наблюдаешь, что нет никакого смирения, нет никакой любви к ближнему. Не в осуждение, естественно, я всё это говорю, но просто я же вижу, я же не слепой! Вот такие моменты огорчают, скорее.
Прот. Игорь Фомин
— Я думаю, что это всё-таки работа и воспитание на приходе. Я вот могу о своём приходе сказать. Всё-таки мне отрадно видеть, что то, о чём выговорите, взрослой части населения нашего прихода не присуще. Присуще, скорее всего, детской части прихода. Я думаю, это они уже по такой привычке пытаются друг друга пододвинуть. Всё это шутя, а не, скорее всего, рвутся они за благодатью. Я думаю, что это должен приход как-то работать, на это смотреть, об этом говорить.
А. Митрофанова
— Протоиерей Игорь Фомин — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО сегодня в программе «Светлый вечер» на радио «Вера». Мы говорим о знаках: знаках свыше, знаках судьбы, знаках от Бога или не от Бога, которые в разной степени возникают в нашей жизни. А также, я надеюсь, мы сегодня о таких практических вещах поговорим, как вещие сны, приметы и так далее. Отец Игорь, ведь бывает же такое, что знак от Бога? Бывает. Бывают и вещие сны тоже. Как в некоторых житиях их называют «тонкие сны»: в тонком сне он увидел, что нужно идти ему в такое-то место и там крестить такого-то ребёнка. Как к этому относиться? Это же тоже знак определённый, который человек услышал и последовал ему. Если бы отнёсся так, что сны — это всё ерунда, то остался бы ребёнок некрещёным, например.
Прот. Игорь Фомин
— Мы можем из житий святых или из житий даже икон — вот если взять житие иконы, если можно так сказать, или повествование об иконе «Казанской» Божией Матери, мы можем узнать, что девочке Матроне трижды являлась Божия Матерь и уже как бы настаивала: «Иди и копай! Достань Мою икону!» Что я хочу сказать? Если это сон от Бога, он будет у тебя повторятся и повторятся. Но есть очень определённый критерий этого сна, если он от Бога. Сон от Бога всегда настраивает тебя только на положительный момент. Если тебе во сне приснился твой близкий человек, почивший духовник, твои родители, какой-нибудь святой — Серафим Саровский — и тому подобное, сказал: «Ты знаешь, тебе не надо курить. Хоть у тебя и стаж 50 лет, и организм весь перестроился, но вот не надо тебе курить!» Поверьте мне: надо в это поверить! Надо в это поверить и бросить курить. Но если тот же святой тебе явился в тонком сне раз пять или десять и сказал: «Ты знаешь, обязательно надо выпороть тебе ребёнка!» Не торопитесь выполнять это благословение, подождите чуть-чуть. Вот чуть-чуть подождите, посмотрите, может, ребёнок сам исправится лет через десять. А потом, лет через 15, попробуйте его выпороть.
В. Емельянов
— Лет десять подождите?
Прот. Игорь Фомин
— Да. Лет десять подождите.
В. Емельянов
— Просто, так он, значит, будет безумствовать, а вы подождите?
Прот. Игорь Фомин
— Именно такое благословение подождите... Я о чём хочу сказать? У каждого из нас есть очень серьёзный орган внутри, в сердце — это совесть. Он реальный, он присутствует, он есть абсолютно у каждого. И у всех святых он есть, и у маньяков — совесть есть абсолютно у всех. И ей надо пользоваться, причём пользоваться так очень серьёзно.
А. Митрофанова
— Это неудобно.
Прот. Игорь Фомин
— Да, это не всегда, в общем-то удобно, потому что она всегда безапелляционная, её можно заглушить, забросать и тому подобное, но она всё равно начинает тебя тревожить, эта совесть. Это, конечно, иногда бывает очень страшно. А чаще всего это очень полезно — к ней прислушиваться. То есть, если человек её слушается, то он совершенно замечательным становится. И вот этот орган, эта совесть тебе всегда подскажет, что это было за тонкое видение, что это был за знак, что это было, в общем-то, за событие, произошедшее в твоей жизни, которое тебя вдруг изумило. Но я хочу повторить, что всё-таки мы очень часто обращаемся к каким-либо толкователям сна. Если, слава Богу, мы ещё не ходим ко всяким бабкам — кто там толкует у нас эти сны? Всякие экстрасенсы, наверное, и тому подобное? Или какие-то знаки — кто там толкует? Сонники и ещё что-то такое. То мы очень часто приходим к какому-то духовному лицу, в надежде на то, что он расскажет нам тот или иной сон. Но для этого духовное лицо должно быть, как минимум, пророком Даниилом, который может толковать сны или какие-либо события. А для этого он должен быть подвижнической жизни, он должен быть постником, он должен быть молитвенником. В нём должна видимо действовать благодать. То есть в нём должна присутствовать радость о Христе, и многие, многие такие признаки, чуть ли не вплоть до чудотворения, должны присутствовать в том человеке, к которому мы обращаемся. То есть у кого мы можем спросить из духовных лиц? Только у своего духовника. Это очень такой важный момент. Если у тебя нет духовника, то лучше со своими какими-то такими вопросами-расспросами не обращаться ни к кому.
В. Емельянов
— Сейчас модно ездить ко всяким старцам, у них узнавать судьбу, Волю Божию.
А. Митрофанова
— Есть такой тренд, это правда.
В. Емельянов
— Как к этому относиться? И как вы к этому относитесь?
Прот. Игорь Фомин
— Это очень хорошие, в общем-то, поступки. Только то, что они благословляют, надо выполнять, а не то, что тебе удобно, надо выполнять. У меня есть такой очень замечательный пример перед глазами, как один старец, действительно, такой всероссийский признанный старец из Троице-Сергиевой лавры, вот ещё в те далёкие советские годы, когда к нему стояли на исповеди, он вдруг из толпы вынул одного семинариста и одну девушку и соединил их руки, сказал: «Вы созданы друг для друга, благословляю повенчаться!» Духовник — старец, в общем-то, благословил, они повенчались.
А. Митрофанова
— И что?
Прот. Игорь Фомин
— У неё оказался огненный характер, она такая была огонь. Естественно, они продолжали ездить к этому батюшке. Матушка его смиряла — своего избранника. Он рукоположился, стал священником. Они ездили к этому духовнику, он пытался их как-то всё — уговаривал, примирял друг перед другом.
А. Митрофанова
— А ссорились, да, они?
Прот. Игорь Фомин
— Не ссорились, а, скорее всего, у него такой очень мягкий характер, а у неё, в общем, такой огонь.
А. Митрофанова
— Вот попал-то парень!
Прот. Игорь Фомин
— Да, попал. Скажем так, парень в рясе попал!
А. Митрофанова
— Простите, священник, конечно!
Прот. Игорь Фомин
— Прошло 30 лет, этот духовник поехал к ним домой пожить. Тот уже батюшка был митрофорный, такой заслуженный, у них было множество детей, они все там повырастали почти. И пожил у них недельку, потом старец встаёт на колени перед этим священником, говорит: «Отец, прости! Я ошибся!» Он говорит: «Да что вы, отче! — поднимает его. — Зато я приобрёл великую добродетель — смирение. Я вам тоже благодарен!» То есть выполнить благословение старца — это не значит, скажем так, что тебе будет легко. Это не значит, что ты будешь как кот в масле на Сырной Седмице, то есть у тебя будет всё хорошо и замечательно. Это значит, что результат твоего смирения — поездки к старцу — должен привести тебя к спасению. А мы знаем, что всё великое зарабатывается только очень кропотливым трудом. Хочешь получить образование? Вкалывай. Хочешь, чтобы твоя семья как-то была обеспечена чем-то? Вкалывай. Хочешь построить дом? Вкалывай. Хочешь быть добродетельным человеком? Опять вкалывай!
В. Емельянов
— А когда лафа-то будет?
Прот. Игорь Фомин
— Лафа будет именно в тот момент, когда ты будешь вкалывать. Я не могу вам сказать, что будет в Царствии Небесном, но, скорее всего, тоже будем вкалывать, но уже на другом поприще.
В. Емельянов
— Вы, наверное, да!
Прот. Игорь Фомин
— Ну, куда... вместе! Я один не буду вкалывать.
В. Емельянов
— Отец Игорь, вот хотелось бы спросить. Да, это всё очень хорошо, но бывает в жизни так называемая чёрная полоса. Реально надвигается просто непруха — не так что-то со здоровьем происходит, на работе какие-то то ли конфликты, то ли подсиживают тебя, выживают тебя. Тут ещё навалилось, что ребёнок ходит в школу, а в школе проблемы, может быть, с дисциплиной и так далее, и так далее. И очень часто люди впадают в такой соблазн и начинают вопрошать: за что, почему, чего такое-то? А могут ли предшествовать какие-то знаки, которые посылает Бог? Может, человек где-то сделал промах сам? Может, он ошибся? Было ему какое-то указание, знак, сигнал которые можно так расценить, а он их или проигнорировал, или не сумел считать его, и вот так всё пошло наперекосяк.
Прот. Игорь Фомин
— Я всё-таки склоняюсь к последнему вашему утверждению, что, скорее всего, не сумел считать.
В. Емельянов
— Как учиться считывать?
Прот. Игорь Фомин
— Да, вот как учиться считывать. Я пытался об этом сказать в предыдущий момент. Для того чтобы считывать знаки, надо быть очень духовным человеком, надо быть, действительно, добродетельным.
А. Митрофанова
— Это же единицы, отец Игорь, так, положа руку на сердце-то!
Прот. Игорь Фомин
— Да, давайте попробуем посмотреть, какие знаки нам посылает Господь. Вот у тебя, допустим, непруха на работе где-нибудь, во взаимоотношениях с людьми. Что к этому привело? Может быть, привёл к этому тот знак, который ты сам дал, в общем-то, людям? Небрежение какое-то или желание, чтобы тебя поняли и пожалели. То есть все эти знаки мы, на самом деле, сами себе как бы так устанавливаем, даём себе такую установку. То, что с нами будет происходить завтра, мы закладываем сегодня. Является это знаком для нас, что завтра будет какая-то непруха? Вот ты расслабился, а завтра у тебя что-то плохое. Ты сегодня не помыл посуду, а завтра у тебя точно заведутся тараканы. Они придут от соседей, скажут: «Здесь лучше!»
В. Емельянов
— Сытно!
Прот. Игорь Фомин
— Да, «сытнее здесь!» Был ли знак, что придут тараканы? Был знак — твоя лень! Ты проявил какое-то такое пренебрежение. Ты проспал воскресный день на Литургию? По какой причине? По той причине, что ты пошёл кому-то помогать? Значит, если ты пошёл кому-то помогать — не запланировано, естественно. Ты на воскресенье запланировал помогать потому, что в другой день лучше так не утруждаться. А вот так вот получилось. Как один епископ говорит: «Что такое не работать по воскресным и праздничным дням? Не планировать ничего на этот день. Но если тебя куда-то позовут — встать и идти». Очень хороший такой, в общем-то, православный подход. Вот если ты не пошёл на воскресную Литургию и вдруг с тобой что-то произошло, посмотри, а может быть, ты просто нарушил какое-то богообщение? Может быть, ты дал возможность лукавому, своим прихотям ворваться в твою жизнь и сделать её именно такой чёрной полосой? Как это можно изобразить? Можно изобразить так, что идёт маленький человечек, держится за маму или за папу, держится за руку. И вдруг он говорит: «Я сам могу ходить, я сам такой уже взрослый и самостоятельный! Дай-ка я побегу куда-то — собачку поглажу, бультерьерчика какого-нибудь, или на дорогу выбегу». Что с ним будет? Он даже не представляет, что с ним будет. Вроде ему хорошо и весело, но он даже не представляет тех событий, которые его там поджидают. Кто такие родители? Родители — это те, которые его оберегают. Кто такой Бог? Это наш Родитель — Тот, Который нас рождает в духовной жизни, Который нас оберегает. То есть как только мы отпускаем Бога — точный знак того, что с нами что-то случится.
А. Митрофанова
— Протоиерей Игорь Фомин — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО в программе «Светлый вечер» на радио «Вера». Мы о знаках сегодня говорим и о том, как к ним относиться. Знаки разные бывают — знаки от Бога и не от Бога. Как их различать — вот об этом наш сегодняшний разговор. Владимир Емельянов, я — Алла Митрофанова. Буквально через минуту вернёмся.
В. Емельянов
— Мы продолжаем нашу сегодняшнюю встречу с настоятелем храма святого князя Александра Невского при МГИМО протоиереем Игорем Фоминым. В студии Владимир Емельянов и Алла Митрофанова. А давайте вспомним такие знаки, отец Игорь, как, предположим, люди видят, как икона мироточит или плачет икона. Это же можно расценивать как знак Бога?
Прот. Игорь Фомин
— Да, действительно, это можно расценивать как знак Бога. Но, возвращаясь к своему утверждению, если ты духовный человек — ты его можешь как-то истолковать. Если ты, скажем так, не считаешь себя таковым, то лучше с радостью, смирением и благодарностью ко Господу на это всё взирать, к этому прибегать и благодарить за укрепление тебя в этой вере, как именно такой знак. Но, честно говоря, не более. Не надо смотреть, что раз что-то замироточило, значит, что-то должно случится, не надо этого ждать. Надо опять действовать, надо действовать на ниве Евангелия, на ниве Заповедей Господних.
А. Митрофанова
— Отец Игорь, вы всё время говорите, что знаки может толковать человек духовной жизни. А как это, чтобы здравомыслящий человек мог про себя сказать, что он — человек духовной жизни?
Прот. Игорь Фомин
— Когда человек говорит, что он — человек духовной жизни, наверное, он тогда не духовной жизни! Кто такой человек духовной жизни? Человек смиренный.
А. Митрофанова
— Так он про себя так никогда не скажет ни в коем случае!
Прот. Игорь Фомин
— Да, естественно.
В. Емельянов
— А это видно по его поведению?
Прот. Игорь Фомин
— Да, по поведению видно, что человек достиг какой-то духовной высоты. Естественно, как мы видим спортсменов, которые достигли каких-то вершин, их силу, ловкость, сноровку или людей учёных, которые получили всякие звания, степени, а может, не получили, но достигли каких-то определённых знаний. Как было очень замечательно сказано одним из наших академиков российских, он указывал на шкаф книжный и говорил: «У него знаний больше, чем у меня, но академик я, а не он!» Действительно, иметь знания и ими пользоваться — это совершенно разные такие вещи и особенности человека. Духовный человек не только погружается в этот духовный мир, он ещё им пользуется в полной мере, он может его выдавать на гора. Обычно, если ты придёшь, спросишь: «Так, батюшка, а вы — духовный человек?» Я могу сказать на 50%, что, наверное, в этот момент духовный человек — батюшка — шмыгнёт носом, показывая свою невоспитанность, и скажет: «Да что ты, что ты!» А может, ещё и прогонит какими-то такими тумаками тебя. Духовный человек, к нему по-другому, наверное, надо подходить. К нему подходишь, видишь, что он, действительно, говорит от Бога, хотя даже Серафим Саровский говорил, что «когда я говорю от Бога, я говорю истину. Когда я говорю от себя, я ошибаюсь и ошибаюсь часто». Он Мотовилову в этом признаётся. Но всё равно же, такой человек, как Серафим Саровский, всё равно же давал благословения и говорил какие-то вещи, наставления. И вспоминая вот эту историю про нашего батюшку, которую я рассказал, какая была польза от его ошибки? Была польза та, что тот священник, тот семинарист исполнил благословение в полной мере. И приобрёл, наверное, не меньшую добродетель, чем у этого признанного всероссийского старца. Может быть, Господь специально как-то закрыл глаза на эту ошибку, по человеческим меркам, но открыл совсем другую добродетель в другом человеке — вот именно смирение. Через этого священника теперь уже многие и многие люди принимают Спасение, приходят не только в храм, но и приходят, я полностью уверен, ко вратам рая.
В. Емельянов
— А как же должен был чувствовать себя старец, когда он понял, что он, по его мнению, дал неверный совет и встал на колени, и просил прощения? Он же потом уехал к себе или ушёл, он же, значит, соответственно, думал на эту тему. Вот как ему жилось-то вообще с этим?
Прот. Игорь Фомин
— Видите, да, скорби посещают не только людей простых, но и людей святых.
В. Емельянов
— Вообще, он, наверное, на то и старец, чтобы так мужественно признать свою неправоту?
А. Митрофанова
— Встать на колени.
Прот. Игорь Фомин
— Да, да.
В. Емельянов
— Потому что можно ведь: «Ну ладно, я посоветовал там. Вроде как детей более-менее вырастили, ну и хорошо!» А тут человек нашёл в себе, действительно, силы встать на колени и человеку, моложе себя, сказать «прости».
А. Митрофанова
— Отец Игорь, а можно к тяжёлой артиллерии перейти? У нашего разговора много граней.
В. Емельянов
— Мне страшно!
А. Митрофанова
— Мне тоже! Про конец света хочется спросить. Во все времена были, в каждую эпоху были какие-то очевидные признаки и знаки, которые указывали на то, что конец света приближается. Если мы на наше время посмотрим, при желании, можно тоже немало подтверждений тому найти. Как к этому относиться? Где истинное подтверждение? И какова та грань, за которую если мы переступим, то это уже точно оно?
Прот. Игорь Фомин
— Грань, когда мы точно поймём, что это оно — наша личная смерть. То есть у каждого человека есть свой конец света — временного этого — и начало продолжения будущего света. Причём я хочу всех заверить, что после конца света всеобщего жизнь будет продолжаться, умереть нам не удастся. Вот это самая большая трагедия человечества, что смерти, как таковой, не существует. В том понимании, как мы это пытаемся трактовать, понимать и так далее. Смерть можно даже назвать по-другому — это второе, третье рождение. Если второе рождение — это крещение, тогда смерть — это пусть будет третье рождение нас уже в вечность, к Богу. Хотя кто-то, конечно, к смерти подойдёт как ко второму рождению. Поэтому здесь искать признаков конца света... Даже Евангелие разделяет как бы на личное — окончание твоей жизни — и общественное, как Новой Земли — начало новой эры, нового существования, когда мы воскреснем в новых телесах, как мы читаем в Священном Писании, когда всё будет по-другому. Но это в будущем. А как узнать, да, конец света?
А. Митрофанова
— Войны, бедствия, голод, бегство людей с одной территории на другую...
В. Емельянов
— Но Господь говорит, что это начало болезни!
Прот. Игорь Фомин
— Да, это начало болезни, и тому подобное. Что будут говорить «мир и безопасность» — не верьте этому, и так далее, и тому подобное. Если все эти жизненные обстоятельства мы будем встречать без Бога, без Христа, конечно, это трагедия. Конечно, нам надо тогда попробовать найти те признаки конца света, чтобы как-то обезопаситься — запастись солью, макаронами, бинтами, лекарствами какими-то...
А. Митрофанова
— Домик на острове купить.
Прот. Игорь Фомин
— Да, домик на острове купить, и так далее, и тому подобное. Если ты встречаешь это со Христом, то у нас есть очень много свидетельств того, что одни и те же обстоятельства для двух разных людей: тот, кто их проходит с Богом, тот, кто их проходит без Бога — они совершенно по-разному выглядят. Я могу привести очень простой пример и очень знакомый для всех наших радиослушателей — это Варлам Шаламов, его «Колымские рассказы». Ведь когда их читаешь, ты понимаешь, что это обида, злость.
В. Емельянов
— Конечно!
Прот. Игорь Фомин
— Да. И отец Михаил Труханов — «Мои первые сорок лет жизни», — если я не ошибаюсь, так у него книжка называется. Условия, ещё не известно, где были тяжелее. То есть описание отцом Михаилом, как он там умирал.... Но после этой книжки почему-то хочется жить. Вот если после Варлама Шаламова тебя охватывает ужас и такой вот трепет какой-то, и думаешь: «Господи, помилуй!» То после книжки отца Михаила Труханова понимаешь, что, оказывается, человек — это очень красивое творение Божие, очень прекрасное, очень замечательное. И любые жизненные обстоятельства, они, в общем-то, будут нипочём, если рядом с тобой будет находиться Христос. Вот надо ли нам бояться конца света? Можем ли мы бояться пришествия Антихриста, если мы будем со Христом? Я думаю, нет. Когда нам надо бояться пришествия Антихриста? Тогда, когда мы выгоним Бога полностью из нашей жизни, из нашей души, из нашей и общественной, и личной жизни. Когда это произойдёт? Когда мы перестанем бороться с личным грехом. Это вот моё полное убеждение.
В. Емельянов
— Смотрите, вот это — то, что происходит сейчас: и содомия вот эта, и вот эти однополые браки, и так далее. Это не в эту сторону всё?
Прот. Игорь Фомин
— Скорее всего, в эту сторону — человечество деградирует. Господь творит первых людей Адама и Еву, насаждает их в раю, поднимает их на такую величину, даёт заповедь возделывать Эдемский сад, рай, то есть трудиться. Происходит грехопадение и начинается такая деградация человечества. Она приводит к тому, что через несколько тысячелетий человек уже не может своими силами никак восстановить свой падший образ, не может изменить себя так, чтобы обожиться и войти опять в радость Господню. Для этого надо, чтобы приходил Господь на Землю, воплощался, претерпевал крестные страдания, проливал кровь, воскресал. И после этого человечество опять человечество поднимается на очень серьёзную высоту. Мы даже можем судить по тем заповедям, которые Господь даёт ветхозаветному человечеству: не убий, не укради — это же заповеди другого плана, плана «глаз за глаз», «зуб за зуб», и тому потому подобное. Это же очень гуманные заповеди того времени.
В. Емельянов
— И крадут, и убивают, и так далее, и так далее.
А. Митрофанова
— Надо просто понимать, что когда Господь говорит «око за око, зуб за зуб».
Прот. Игорь Фомин
— Это очень гуманно!
А. Митрофанова
— Это в то время, когда тебе выбили зуб, ты можешь выбить всю челюсть в ответ. Это было нормально.
Прот. Игорь Фомин
— Ты мог вырезать всё семейство. Здесь наоборот очень гуманные заповеди.
А. Митрофанова
— Очень важное такое ограничение.
Прот. Игорь Фомин
— И с этим человечество приходит к Пришествию Христа. Господь приходит и резко поднимает человечество, опять на высокую вершину поставляет. Теперь для нас это немыслимо — то, о чём, в общем-то говорит... посмотрите, для всего человечества немыслимо. Нас пытаются вернуть сейчас в эти кровавые семейные разборки. Как это называется у нас на Кавказе?
В. Емельянов
— Родовая месть?
Прот. Игорь Фомин
— Да, вот это. Пытаются нас вернуть.
В. Емельянов
— Кровная месть.
Прот. Игорь Фомин
— Да, кровная месть. Но это совершенно не наш путь. И, Бог даст, человечество никогда не вернётся именно на этот путь. То есть Христос совершенно по-другому к нам относится, нас изменяет.
А. Митрофанова
— Новозаветные заповеди — они же о любви практически все.
Прот. Игорь Фомин
— Да, они о счастье. Блаженны, то есть счастливы будут те, которые... Ну, эти 10 заповедей мы с вами на Литургии каждый раз слышим, когда поём третий антифон.
А. Митрофанова
— Протоиерей Игорь Фомин — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО в программе «Светлый вечер» на радио «Вера». Отец Игорь, вы знаете, какой парадокс получается? Вот вы говорите о том, что, когда мы будем бояться или не бояться конца света и всего остального. Мне кажется, что сейчас есть такая тенденция, что в нас этого страха перед тем, что что-то такое случится, гораздо больше, чем любви ко Христу. Для любви как-то места внутри уже не остаётся, потому что мы боимся того, боимся другого, боимся, что мы с кем-то там объединимся, что нас кто-то под себя подомнёт, что весь мир на нас ополчился. Где тут место для любви? Как тут исполнять эти заповеди о любви, которые нам даны в Новом Завете? Понимаете, это же проблема.
Прот. Игорь Фомин
— Любовь — это же не просто какое-то чувство. Нас пытаются склонить к этому чувственному восприятию Христа. Как там у Терезы сказано: «Мы посмотрели друг на друга, — то есть она говорит про Христа «друг на друга», — и всё поняли. Я — Его, Он — мой». То есть такой, можно сказать, какой-то эротизм привносится в эти взаимоотношения. У нас же совсем всё по-другому. У нас любовь очень конкретная, она состоит только из дел. Как мы можем любить Христа? Строить храмы? Нет. Строить какие-то богадельни? Нет. Как мы можем любить Христа? Мы можем любить Христа, когда мы начинаем выполнять Его заповеди, когда мы делом своим доказываем, что мы Его любим. Когда мы начинаем работать в этих богадельнях ради ближнего.
В. Емельянов
— Ради ближнего или ради Христа?
Прот. Игорь Фомин
— Ради Христа, по любви ко Христу, по любви к ближнему. Это, кстати, тоже очень важный момент. Мы даже по себе знаем, что по-разному можно подать милостыню другому человеку. Можно дать 10 рублей, и каждый из двух получит пользу. А можно подать 1000 рублей, но бросить её так, что лучше бы ты этого не делал — и для одного, и для другого это будет плохо. То есть я хочу сказать, что любовь деятельна, она не чувственная, она деятельная. Лежит муж на диване, а вокруг бегает жена с пылесосом. И муж начинает декларировать: «О, дорогая, я тебя люблю! Твои синие глаза так прекрасны и замечательны, твой стан так восхитителен...»
А. Митрофанова
— Гибок, с пылесосом!
Прот. Игорь Фомин
— Да. «...Там закипел чайничек на кухне. Ты сейчас туда пойдёшь, выключи, а на обратном пути...»
В. Емельянов
— «Пельмешки закинь!»
Прот. Игорь Фомин
— Да. «...На обратном пути захвати чашечку». Что сделает жена? Естественно, это же не любовь, правильно? Это какая-то такая декларация или даже самолюбовь, наверное, — упражнение в каком-то таком поэтическом отношении ко всему. Наша любовь другая — она деятельная. Наша любовь должна быть похожа на любовь Христа, когда человек приходит и подражает Христу, распинаясь со своими страстями, похотями, желаниями и так далее, греховными желаниями, ради ближнего, ради Христа. Эта любовь, конечно, совсем отличается от той, о которой мы очень часто говорим.
А. Митрофанова
— Очень сложно мне сейчас лично с моей любимой темы про любовь переключаться на тему более локальную, которая магистральна для нашего сегодняшнего разговора, но тем не менее у нас есть ещё несколько аспектов, которые касаются знаков — знаков судьбы, знаков свыше, которых мы ещё не коснулись. Например, сглазы и порчи. Распространённые вещи, которые периодически слышишь от людей, казалось бы, абсолютно здравомыслящих. Они видят определённые знаки в том, что если они заболели, значит кто-то сглазил. Или нужно пойти в храм для того, чтобы тебя не сглазили, и так далее. Как к этому относиться? Причём, понимаете, это же реально работает в каких-то ситуациях — кого-то действительно могут сглазить, а кого-то нет. А почему? Что это такое?
Прот. Игорь Фомин
— Это, действительно, очень любимая тема для всех. Она очень удобная, она очень такая хорошая и прекрасная. Когда начинают спрашивать и говорить о сглазах, я всегда вспоминаю один из своих любимых фильмов «Обыкновенное чудо» и главного героя — короля, которого играл Леонов.
А. Митрофанова
— «Это всё предки виноваты!»
Прот. Игорь Фомин
— Да. «Это всё предки виноваты. Сейчас во мне проснулась тётушка, поэтому я подсыпал яд. А я-то розовый и пушистый!» Мы очень часто, действительно, не понимаем, за что мне такому розовому и пушистому ниспосланы какие-то неудобные на данный момент для меня вещи. Дело в том, что у нас очень плоский ум. И мы как-то плоско на всё смотрим. Мы не можем посмотреть на всё в каком-то таком объёме: что, если человек заболел, это не значит, что он наказан за что-то или кто-то его сглазил. А человек верующий скажет: «Господи, слава Тебе! От чего-то ты меня уберёг». Если с тобой что-то произошло, человек верующий, если он таковым является по-настоящему, а не номинально носит крестик, он поблагодарит Бога и скажет: «Господи, значит так оно и надо». Мы очень даже чётко иногда можем проследить, что Господь нас где-то задержал: в аварии где-то задержал, где-то, может, в болезни задержал; может быть, в каких-то других обстоятельствах. Или вот этот гадский начальник, который заставил нас где-то переработать... Ведь сколько таких случаев, когда человек куда-либо опаздывает, и вдруг там что-то происходит; где-то он задержался, и что-то там происходит. Иногда бывает, на ровном месте тебя побили, приходишь, а там... слава Богу, тебя побили, потому что, если бы ты дошёл туда, куда хотел бы, там тебя уже давным-давно и не было бы. Я хочу вернуться к сглазу. Нету сглаза! В церковной литературе по поводу сглаза, я имею в виду в богослужебной церковной литературе, я встречал только одно место, только одну молитву — в официальных, скажем так, источниках. Это «Требник» — священническая книга, когда читается молитва жене, родившей младенца. Первая или вторая молитва — там упоминается «от худого сглаза». Один раз только! И то эта молитва признана очень поздней — то, что к нам привнесено, в общем-то, с Запада, с того именно чувственного Запада, который никак не может являться нам таким примером. Тем более то, что мы сейчас видим, что происходит на Западе и в протестантских, и в католических церквях. Не приведи Господь, если это придёт и к нам. Нет, как такового, сглаза. В любых каких-то проблемах виновата не соседка — вот что со мной произошло, — а именно я, розовый и пушистый такой. Я достоин худшего. Если бы наш Господь был не любящим Богом, а Справедливым...
В. Емельянов
— Нас бы давно уже не было, мне кажется, никого.
Прот. Игорь Фомин
— Да, нас надо было бы закатать в асфальт не где-то на Красной Площади, а где-то там в Капотне, вот там, на самой окраине. Или в Новой Москве, поближе к Калужской области, вот туда бы.
А. Митрофанова
— Ну что? Хорошее место.
Прот. Игорь Фомин
— Хорошее, да, свежее. Птички поют.
В. Емельянов
— Под асфальтом, я боюсь, особо не продохнёшь и птичек не услышишь!
Прот. Игорь Фомин
— Так что отношение к сглазу — это оправдательный момент, это мой оправдательный момент: я хороший, я этого не достоин. Бог мне, естественно, этого послать не мог, а вот есть такие злые люди, которые круче Бога, получается, которые вмешиваются в Его Промысл по отношению ко мне. Ну, уже бред! Понимаете? Я уже несу бред вот такой. Это не так!
В. Емельянов
— Это тоже самое, что у алкоголика: он-то хороший, а это водка плохая.
Прот. Игорь Фомин
— Да. Совершенно правильно!
А. Митрофанова
— А приметы, например, отец Игорь, которые тоже, опять же, реально работают?
Прот. Игорь Фомин
— Здесь-то вообще Господь книжников и фарисеев осуждает за это! Он говорит: «Вот вы можете различить, какая погода будет завтра, а признаков этого времени, которое наступило, вы не видите». Почему? Опять же по той причине — опять же по такой малой духовности. Да, комары летают на солнышке, значит завтра будет хорошо, тепло и прекрасно. Может быть, так оно и есть, но какое это отношение вообще имеет к моей духовной жизни? Перебежала чёрная кошка — и вот мы два квартала обходим, чтобы эту кошку не пересечь.
В. Емельянов
— Нет, мы стоим, ждём, когда кто-то пойдёт навстречу.
Прот. Игорь Фомин
— А, и потом говорим: «Йес! Вот теперь это его коснётся! Слава Богу!»
В. Емельянов
— Любовь к ближнему своему это называется.
Прот. Игорь Фомин
— Да, это любовь к ближнему, да! Вот замечательное создание — прекрасная кошка. А мы почему-то её наделяем какими-то страшными, магическими тайнами. Если ты будешь жить в вечности, то бедное животное — у неё вообще только земной срок существования, не войдёт она в Царствие Небесное. Уж хотя бы давайте не будем демонизировать тех, о ком мы должны заботиться в большей степени.
В. Емельянов
— От себя лично скажу, что самый мой любимый цвет у котов и кошек — это чёрный. А если у них голубые глаза, это, вообще, просто нечто.
А. Митрофанова
— Это очень красиво!
В. Емельянов
— Очень красиво. Кстати, между прочим, это очень часто умные создания, очень умные. Кстати, что касается знаков. Я всё сидел и думал: какой пример мне привести. У меня их, кстати, было много по жизни. Но, наверное, самый такой яркий мне очень запомнился. Знаете, я, когда бываю в каких-то местах, которые мне запоминаются, оттуда обязательно камешек беру на память. У меня есть альпийские... Я горы привожу. Из Армении я из Эчмиадзина привёз себе камешек. В общем, откуда-то привёз. И они у меня на письменном столе — у меня большой дедовский письменный стол, тридцатых годов такой прям советский-советский правильный стол. И они у меня там так вот небольшой кучкой разложены. И вот однажды я еду в машине. Закончился у меня диск в проигрывателе и я потянулся к кляссеру, где у меня эти диски лежат сложенные. Естественно, я смотрю всё... Я вижу краем глаза, что что-то мелькает, потом я опять сажусь нормально на своё сидение. И я чувствую, что мне как-то неуютно. Я через какое-то время, когда это стало возможно, остановился. Открыл дверцу, вышел, и на сидении лежал очень острый такой треугольный камень, который... а окно у меня было приоткрыто вот настолько. То есть совершенно очевидно, что он летел мне прямо в голову или в глаз, или в висок. И вот я подумал: «А если бы этот диск продолжал играть, например?»
А. Митрофанова
— Да, таких примеров много можно в жизни привести.
Прот. Игорь Фомин
— Я думаю, что это, скорее всего, не знак, на который вы могли отреагировать, а это именно Промысл Божий, который вас просто спас.
В. Емельянов
— Наверное, да. Может быть, да.
А. Митрофанова
— Вы знаете, это, мне кажется, как я это понимаю, знак присутствия Бога в жизни. Реального, физического присутствия Бога в жизни. Сколько раз было и у меня тоже, когда ты идёшь, и сосулька падает ровно через шаг от тебя. Ещё один шаг, если бы я на минуту не задержалась, не посмотрела в телефон, я бы была на этом месте. И от таких моментов, вы знаете, такое чувство благодарности внутри просыпается! Ты понимаешь, что тебя берегут со всех сторон. Это же тоже знак, в общем-то!
Прот. Игорь Фомин
— Это знак присутствия Божия. Вот так назовём. Когда мы в каком-либо действии видим положительное, а ведь Господь всё-таки есть абсолютная Любовь, абсолютное Добро, тогда, наверное, мы можем говорить, что этот знак нами услышан, увиден. Но опять же хочу повториться: если вам знак говорит, что не надо курить — не курите, не надо. А если вам знак говорит, что надо прыгнуть с девятого этажа — не прыгайте, не надо прыгать. Задумайтесь об этом!
А. Митрофанова
— Есть такая проблема, мне кажется, связанная с нашей психикой. Мы склонны в свою пользу толковать разные вещи, которые в нашей жизни происходят, о чём бы они нас ни предупреждали. Этот пример с Евангелием, который, вы, отец Игорь, привели, когда открывают Евангелие и пытаются увидеть — ах, какой бы там ответ найти на тот вопрос, который меня сейчас очень сильно беспокоит. И Евангелие в таком случае читается не то, как оно есть, не в том смысле, который там изложен, а в том смысле, который можно истолковать в мою пользу. Ну, и много так что. Это наша вечная попытка истолковать в свою пользу те события и знаки, которые попадаются нам.
Прот. Игорь Фомин
— Да, это совершенно правильно. Я с вами абсолютно согласен, дорогая Алла Сергеевна. Потому что человек духовный тоже толкует всё только в свою пользу. И духовный человек свою совесть именно через это и затачивает. Он именно и подготавливает к восприятию окружающего мира, опять же, через Священное Писание. Когда в тебе начинает жить Христос, то, в общем-то, жизнь становится очень прекрасной.
А. Митрофанова
— Тогда, если ты что-то толкуешь в свою пользу, то это неизбежно толкуешь в пользу Христа.
Прот. Игорь Фомин
— По-любому.
А. Митрофанова
— Для этого надо, чтобы такая была жизнь. Это не всегда так получается!
В. Емельянов
— Кстати, заканчивая нашу сегодняшнюю историю, нашу сегодняшнюю передачу, я хочу сказать, что вот этот камешек, который летел мне в голову, он занял своё почётное место среди той небольшой...
А. Митрофанова
— Коллекции.
В. Емельянов
— Да, маленькой такой коллекции камушков. Я его положил, потому что это мне вот такое яркое напоминание. С нами сегодня в программе «Светлый вечер» был протоиерей Игорь Фомин — настоятель храма святого князя Александра Невского при МГИМО. И мы — Владимир Емельянов и Алла Митрофанова.
А. Митрофанова
— Спасибо большое! До свидания!
В. Емельянов
— Спасибо!
Прот. Игорь Фомин
— До свидания!
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
2 Тим., 290 зач., I, 1-2, 8-18.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Нет сомнений в том, что труд учителя благороден. Но в то же время это служение часто сопряжено с тяжестью переживаний и неблагодарностью. В первую очередь, со стороны учеников. Об этом говорится, в частности, в отрывке из первой главы второго послания апостола Павла к Тимофею. Данный отрывок читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе,
2 Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.
8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,
10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,
11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.
14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,
17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.
18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.
Отчаяние — не просто тягостное состояние, это страшный грех, способный привести человека к непоправимым последствиям. Об опасности отчаяния неоднократно говорится не только в Священном Писании, но и в произведениях художественной литературы. Достаточно вспомнить, например, Родиона Раскольникова, героя романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание». Доведённый бедностью и гордостью до состояния отчаяния, Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы. Отчаяние довело Катерину из пьесы Александра Островского «Гроза» до самоубийства. Фактически убийцей под воздействием греха отчаяния стал Германн, персонаж «Пиковой дамы» Александра Пушкина.
Слово «отчаяние» — славянского происхождения. Оно состоит в языковой родне с глаголом «чаяти», то есть ожидать, надеяться. Таким образом, от-чаяние — это отказ от надежды, ожидания чего-то нового, светлого. В корне отчаяния лежит неверие в Бога, в то, что Господь способен помочь преодолеть различные жизненные трудности. Казалось бы, отчаяться должен был в своё время апостол Павел — автор прозвучавших строк из второго послания к Тимофею.
Тем более, что Второе послание к Тимофею было написано перед казнью Павла. Святой, предполагая, что скоро будет лишён жизни, написал проникновенное письмо своему сподвижнику, где размышляет и о пройденном жизненном пути, и об итогах апостольского служения.
Святой пишет Тимофею, что часть его учеников — христиан провинции Асии — оставила его. Павел не вдаётся в подробности, но есть ощущение, что речь идёт о предательстве. И в отношении самого апостола, и возможно в отношении веры. Но наряду с печальными моментами отмечает Павел и радостные, за которые благодарит Бога. В первую очередь, апостол пишет о преданности Тимофея. Упоминает он и Онисифора — члена Эфесской церкви — который прибыл в Рим и поддержал Павла в дни заключения. Так что апостол не поддавался унынию, признавая, что не только из чёрных полос состоит наша жизнь.
Прозвучавшие строки из второго послания к Тимофею побуждают и нас с вами не опускать рук. Да, действительно, в наше бытие регулярно вторгаются те или иные неприятные обстоятельства. А люди, которых мы считали надёжными, проверенными друзьями, демонстрируют совершенно иные качества. То есть не оправдывают наших надежд и доверия. Но одно дело люди, а другое Бог. И Господь, в отличие от человека, никогда не прогибается под действием обстоятельств, потому что Он их неизмеримо выше. И Господь никогда не предаёт и не оставляет нас. Только если мы сами не отворачиваемся от Него, с пренебрежением относясь к Его поддержке.
Апостол Павел неоднократно убеждался в том, насколько помощь Божия превосходит все обстоятельства этого мира, компенсируя, в том числе, и последствия предательства со стороны друзей и близких. И это обстоятельство утешает и вдохновляет. В том числе и на то, чтобы продолжать жить в соответствии с заповедями Божиими, делясь милостью и радостью с окружающими людьми. При этом понимая, что они возможно ответят на наш дар неблагодарностью. Ничего. Главное, что это служение с благодарностью примет Господь Иисус.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать болеющих детей, участников акции «Следуй за созвездием мечты»
Три года назад в результате болезни и сложной операции 9-летняя Лиза Журавская потеряла возможность ходить. С тех пор, при поддержке родных, она стремится вернуть себе свободу передвижения. Каждый день ребёнок старательно занимается на специальных тренажёрах, которые смастерил дедушка. Благодаря этому Лиза начала вставать с инвалидного кресла. Она мечтает однажды вернуться в спорт: раньше девочка занималась верховой ездой, баскетболом и акробатикой. Ещё одна её цель — когда-нибудь отправиться в увлекательное путешествие. Всё это придаёт девочке сил и мотивирует продолжать сложные занятия.
Чтобы процесс восстановления был наиболее эффективным, в дополнение к домашним упражнениям Лизе важно проходить реабилитацию в медицинском центре. Один из дорогостоящих курсов занятий со специалистами семье девочки помог оплатить фонд «Настенька». При участии благотворителей за короткие сроки фонд собрал необходимую сумму на помощь Лизе. И она уже побывала на восстановительном лечении.
После двух недель реабилитации девочка сделала несколько самостоятельных шагов, опираясь на трости. Врачи поражаются силе духа Елизаветы, которая упорно движется к своей мечте!
Чтобы и у других тяжелобольных детей была такая возможность, фонд «Настенька» проводит акцию «Следуй за созвездием мечты!». На странице акции размещены истории подопечных. Каждый загадал что-то очень важное — кто-то в будущем хочет стать пожарным или кондитером, а кто-то завести собаку, вместе с ней играть и гулять. Приняв участие в акции, вы поможете болеющим детям стать ближе к мечте. Собранные средства пройдут на оплату лечения, операций, реабилитаций и не только. Узнать об этом больше можно на сайте фонда «Настенька».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Взаимоотношения Древней Руси с другими государствами». Максим Дробышев
У нас в студии был кандидат исторических наук, доцент Государственного академического университета гуманитарных наук Максим Дробышев.
Разговор шел о взаимоотношениях Древней Руси с восточными и западными государствами и какое влияние на Русь оказывали Европа и Византия.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер