Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Свидание с шедевром

Мгновение покоя после бури в красках Исаака Левитана

Мгновение покоя после бури в красках Исаака Левитана


После дождя природа очищается словно человеческая душа после слёз. И за житейскими бурями приходит состояние покоя. Как на картине Исаака Левитана «После дождя. Плёс», которая родилась в одном из путешествий художника по Волге.


«После дождя. Плёс» Исаак Левитан, 1889 г. Из собрания Третьяковской галереи

— Андрей Борисович, дорогой, я еле Вас отыскала!

— Простите, что заставил вас волноваться, Маргарита Константиновна. Мы договорились встретиться в фойе Третьяковской галереи в два часа, я пришёл на час пораньше, чтобы побродить по залам.

— А времени-то уже половина третьего!

— Правда?? Простите великодушно, я совершенно забыл о времени!

— Хорошо, я вспомнила, вы недавно говорили, что соскучились по полотнам Левитана.

— Да, я пришёл в зал любимого живописца и не могу насмотреться. Левитан меня неизменно удивляет и радует. А в этот раз особенно тронула сердце картина «После дождя. Плёс».

— Работа восхитительная! Берег Волги, омытый летним ливнем. В центре картины две баржи и несколько небольших лодок. По реке плывёт белый пароход. Справа вдоль линии горизонта вытянулись маленькие домики провинциального городка. Над ними возносит голубые купола старинная церковь. Композиция ассиметричная, как будто случайная, и это создаёт впечатление реальной жизни.

— Не просто реальной, а твоей собственной! Подобное чувство испытал главный герой рассказа Антона Павловича Чехова «Дом с мезонином». Помните, этот персонаж забрёл в старую незнакомую усадьбу, и на него повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, как будто он уже видел эту самую панораму в далёком детстве. Вот и мне при взгляде на картину Левитана кажется, что я когда-то стоял на этом песчаном берегу у пристани и дышал влажным душистым воздухом.

— Наверное, такой отклик картина вызывает благодаря тому, что художник предельно правдиво изобразил состояние природы после дождя. Большая часть неба ещё покрыта дождевыми тучами, но солнце уже пробивается сквозь облака, скоро оно согреет напоённую влагой землю. Ветер почти утих, осталось лёгкое, ласковое дуновение.

— Верно подмечено — лёгкий ветерок заметен на полотне по чуть дрожащему отражению лодок в водной глади.

— Это мгновение покоя после бури невозможно не любить. Помните песню на стихи Семёна Кирсанова? «Эти летние дожди, эти радуги и тучи, мне от них как будто лучше, будто что-то впереди»...

— Конечно, помню! «На душе, как в синем небе после ливня чистота».

— Так бывает, когда поплачешь. Знаете, есть плач, который омывает, очищает душу. И дождь на картине Левитана — символ таких слёз. Пейзаж дарит надежду, что жизнь отныне будет чистой.

— Интересно, а сам Левитан чувствовал нечто подобное? Ему удалось передать свои сложные высокие переживания, или картина «После дождя. Плёс» — просто творческая удача?

— Творческая удача — это дарование, помноженное на труд. Исаак Левитан имел особый талант — он умел в красоте окружающего мира увидеть присутствие Творца и стремился поделиться этим своим видением с другими людьми. Художник много времени уделял рисованию с натуры, путешествовал ради этого по Волге. В одной из таких поездок родился пейзаж, перед которым мы стоим.

— Это восьмидесятые года девятнадцатого века?

— Да. Волжское творческое турне продолжалось с апреля по октябрь 1888 года, а в следующем, 1889 году, Исаак Ильич представил публике картину «После дождя. Плёс».

— Подумать только — мгновенье, промелькнувшее больше ста тридцати лет назад, благодаря художнику живо до сих пор!

— Картина Исаака Левитана «После дождя. Плёс» призывает ценить каждое мгновение.

— И я стараюсь! А особенно мне дороги те минуты, что я провожу в Третьяковской галерее перед картинами любимого художника.


Все выпуски программы Свидание с шедевром

tolpekina

Последние записи

«Образование и новые технологии». Михаил Сумбатян

Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет…

16.05.2024

«Народное церковное искусство в СССР». Кирилл Вах, Дмитрий Антонов

У нас в гостях были руководители проекта «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие»: действительный член Императорского Православного…

16.05.2024

Новодевичий ставропигиальный женский монастырь. История обители

В этом году Россия празднует великий юбилей! Это событие и для Столицы — Москва готовится к празднику с 2010-го года, — и для…

16.05.2024

«Терпящих обиды защищает Бог»

За святителем Лукой Крымским всегда наблюдал кто-то из органов безопасности. Однажды в Сибири в Туруханской ссылке его вызвали в отдел…

16.05.2024

«Слава Богу за всё, что пришлось мне пережить»

Служба инспектором в Новгородской духовной семинарии в 1906 году оказалась для монаха Петра Зверева, будущего архиепископа Воронежского,…

16.05.2024

«Я много вскрывал грудных клеток и души ни разу не видел. Но поверьте, я вскрывал не меньше черепов, а разум я тоже не видел»

В 1946 году святитель Лука Войно-Ясенецкий прибыл на Крымскую кафедру. Местная администрация долго старалась не афишировать, что новый…

16.05.2024

This website uses cookies.