После дождя природа очищается словно человеческая душа после слёз. И за житейскими бурями приходит состояние покоя. Как на картине Исаака Левитана «После дождя. Плёс», которая родилась в одном из путешествий художника по Волге.

— Андрей Борисович, дорогой, я еле Вас отыскала!
— Простите, что заставил вас волноваться, Маргарита Константиновна. Мы договорились встретиться в фойе Третьяковской галереи в два часа, я пришёл на час пораньше, чтобы побродить по залам.
— А времени-то уже половина третьего!
— Правда?? Простите великодушно, я совершенно забыл о времени!
— Хорошо, я вспомнила, вы недавно говорили, что соскучились по полотнам Левитана.
— Да, я пришёл в зал любимого живописца и не могу насмотреться. Левитан меня неизменно удивляет и радует. А в этот раз особенно тронула сердце картина «После дождя. Плёс».
— Работа восхитительная! Берег Волги, омытый летним ливнем. В центре картины две баржи и несколько небольших лодок. По реке плывёт белый пароход. Справа вдоль линии горизонта вытянулись маленькие домики провинциального городка. Над ними возносит голубые купола старинная церковь. Композиция ассиметричная, как будто случайная, и это создаёт впечатление реальной жизни.
— Не просто реальной, а твоей собственной! Подобное чувство испытал главный герой рассказа Антона Павловича Чехова «Дом с мезонином». Помните, этот персонаж забрёл в старую незнакомую усадьбу, и на него повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, как будто он уже видел эту самую панораму в далёком детстве. Вот и мне при взгляде на картину Левитана кажется, что я когда-то стоял на этом песчаном берегу у пристани и дышал влажным душистым воздухом.
— Наверное, такой отклик картина вызывает благодаря тому, что художник предельно правдиво изобразил состояние природы после дождя. Большая часть неба ещё покрыта дождевыми тучами, но солнце уже пробивается сквозь облака, скоро оно согреет напоённую влагой землю. Ветер почти утих, осталось лёгкое, ласковое дуновение.
— Верно подмечено — лёгкий ветерок заметен на полотне по чуть дрожащему отражению лодок в водной глади.
— Это мгновение покоя после бури невозможно не любить. Помните песню на стихи Семёна Кирсанова? «Эти летние дожди, эти радуги и тучи, мне от них как будто лучше, будто что-то впереди»...
— Конечно, помню! «На душе, как в синем небе после ливня чистота».
— Так бывает, когда поплачешь. Знаете, есть плач, который омывает, очищает душу. И дождь на картине Левитана — символ таких слёз. Пейзаж дарит надежду, что жизнь отныне будет чистой.
— Интересно, а сам Левитан чувствовал нечто подобное? Ему удалось передать свои сложные высокие переживания, или картина «После дождя. Плёс» — просто творческая удача?
— Творческая удача — это дарование, помноженное на труд. Исаак Левитан имел особый талант — он умел в красоте окружающего мира увидеть присутствие Творца и стремился поделиться этим своим видением с другими людьми. Художник много времени уделял рисованию с натуры, путешествовал ради этого по Волге. В одной из таких поездок родился пейзаж, перед которым мы стоим.
— Это восьмидесятые года девятнадцатого века?
— Да. Волжское творческое турне продолжалось с апреля по октябрь 1888 года, а в следующем, 1889 году, Исаак Ильич представил публике картину «После дождя. Плёс».
— Подумать только — мгновенье, промелькнувшее больше ста тридцати лет назад, благодаря художнику живо до сих пор!
— Картина Исаака Левитана «После дождя. Плёс» призывает ценить каждое мгновение.
— И я стараюсь! А особенно мне дороги те минуты, что я провожу в Третьяковской галерее перед картинами любимого художника.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема