
Иосифо-Волоцкий монастырь. Автор: Holop (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA:Holop)
Есть одно обстоятельство, которое связывает между собой все без исключения православные храмы и монастыри. Они всегда строились на особо подобранных местах, которые должны были отвечать одному непременному условию: построенный храм или монастырь должен был гармонично вписаться в окружающий ландшафт и стать при этом главной его частью, точнее даже – центром, доминантой.
Скажем несколько проще: это должно быть красиво.
Но… Возьмем практически любой монастырь в столице. Неумолимая застройка города привела к тому, что порою, если не знать, где точно расположен храм или монастырь, то его и не найдешь. Не говорю уже о том, что насладиться его красотой извне просто невозможно – ее, красоту, скрывают, точнее даже – крадут окружающие постройки зачастую сомнительного качества.
В этом смысле чрезвычайно повезло одному из красивейших русских монастырей - Иосифо-Волоцкому (иногда его называют еще Волоколамский).
С 15-го века, с момента основания своего, стоит красавец-монастырь, окруженный одною лишь природою, и стены, и башни, и соборы его отражаются в окружающих монастырь прудах… Заметим, кстати, что все эти огромные пруды – суть творения не природы, но рук человеческих.
И с какой стороны ни подойдешь к монастырю – дух захватывает от красоты его и величия…
Сейчас бы стоило, наверное, коснуться истории этого удивительного места, но лучше сказать о другом. О некоем общем, что объединяет в единое целое и огромные монастыри, и роскошные соборы, и скромные деревенские храмы по всей великой Руси.
Все они строились по разным причинам и поводам. Храм – в память о некоем событии. Монастырь – как убежище от мирской суеты. И зачастую причины постройки теряются во мраке веков…
Но никогда не теряется, а с годами лишь приобретает еще более усиленное звучание главная тема – тема величия нашей богоспасаемой Родины.
И лишнее подтверждение этому – незыблемые белоснежные стены и золотые купола храмов Иосифо-Волоцкого монастыря. И само отражение его в окружающих его водах как сказочного града Китежа…
Мы не будем касаться сейчас истории монастыря. Гораздо интереснее и подробнее это сделают для вас сотрудники монастырской паломнической службы. И что касается истории… Уж поверьте на слово - там есть, что послушать…
Но мы – о другом.
Право, оторвитесь от телевизора, оставьте на другое время домашние заботы, забудьте о мирской суете… Ведь всего в ста километрах от Москвы вас ждет чудо…
Чудо, которое всколыхнет в груди вашей незнакомые доселе, или просто изрядно подзыбытые чувства, так необходимы любому русскому человеку – любовь к родине и гордость за ее величие, смешанные с восторгом от красоты этих мест…
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Церковная ситуация в Армении;
— Попытки в современном мире использовать религию в политической борьбе;
— Церковная свобода в разные эпохи;
— День семьи, любви и верности;
— Любовь в семейных отношениях;
— Значение официального оформления брака и таинства венчания.
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 04.07.2025». Арсений Федоров
- «Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 04.07.2025». Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева, Наталия Лангаммер и Константин Мацан, а также заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— День семьи, любви и верности;
— Духовных подвиг православных стариц;
— Фильм телеканала «СПАС» «Мумия»;
— Поп-культура и христианство — возможно ли взаимодействие? (В частности, на примере группы «The Beatles»)
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.