
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Когда после распятия Спасителя ближайшие ученики Господа скрывались в страхе и растерянности, боясь репрессий, два человека в Иерусалиме искали возможность похоронить Христа. Церковь почитает их в лике святых. Эти двое сильно отличались от остальных учеников Спасителя тем, что были не просто богатыми и влиятельными жителями Иерусалима, но даже входили в Синедрион, высший судебный орган Иудеи, который принял решение об аресте и казни Иисуса Христа. Тайные ученики Спасителя — Иосиф Аримафейский и Никодим.
Иосиф, отказавшийся принимать участие в судилище против Христа, происходил из города Аримафеи, что в тринадцати километрах к северо-западу от Иерусалима. В Иерусалиме он приобрел участок для собственного погребения, за пределами городских стен, в саду. И он решил пожертвовать свою новую гробницу, высеченную в скале, умершему Учителю. Пользуясь положением и близкими отношениями с Понтием Пилатом, Иосиф получил у прокуратора Иудеи разрешение похоронить Иисуса. Он снял Спасителя с креста, обвил плащаницей и положил в гробницу. Погребая Человека, распятого как преступник, Иосиф нарушал иудейские установления о ритуальной чистоте. Этим он наносил удар по своему положению, навлекая на себя ярость его гонителей.
В погребении Спасителя Иосифу помогал Никодим, тоже член Синедриона. Он принес сосуд с погребальным маслом, чтобы помазать им тело Иисуса. Раньше он тайно посещал Господа, обращался к нему со словами «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Господь открывал ему тайны Царства Божия. Когда фарисеи обсуждали предстоящий арест Иисуса, Никодим на их собрании сказал: «судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» На это фарисеи тогда еще мягко намекнули ему: «а ты сам не из Галилеи?»
После участия в погребении Христа Никодим, по Преданию Церкви, был изгнан из Иудеи. А Иосифа Аримафейского заключили в оковы и бросили в ров, откуда он был спасен Ангелом. Впоследствии Иосиф, как говорит Священное Предание, вместе с Марией, Марфой и их братом Лазарем, которого воскресил Христос, проповедовал Евангелие в Галлии, на территории современной Франции.
Православная Церковь празднует память Иосифа Аримафейского и Никодима в третье воскресенье после Пасхи.
Все выпуски программы Встречаем Пасху
2 сентября. О почитании Божией Матери

28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о почитании Божьей Матери.
Дева Мария является Той, Которая выше всех ангелов и архангелов. Ангелы и архангелы там, где нас нет до нашей смерти. Мы не можем ссылаться на их пример, как реальный пример, исторический пример. А вот Дева Мария явила этот пример богоподобной жизни, пример, зафиксированный теми же самыми учениками-апостолами и вошедший в историческую память Церкви Божией.
Поэтому Дева Мария велика и тем, что родила Сына, Сына человеческого, Сына Божьего, воплотившегося через Неё в человеческое естество, но Она также велика и Своей жизнью, и особенно тем, как Она встречала и преодолевала те страшные страдания, которые, наверное, только мать может понять, которая видела страдания своих детей или которая была свидетелем смерти своего ребенка.
А большинству людей не понять ни глубины этого страдания, ни величайшей любви, которую явила Царица Небесная просто как мать, мать своего возлюбленного Сына.
И Господь прославил Свою Мать, Деву Марию, пречистую и благословенную. Прославил так, что во всех местах, где существует вера во Христа, где существует молитва, воспоминается Её преблагословенное имя.
И к Ней обращаются особые слова молитвы. В самые тяжёлые моменты жизни большинство из христиан молится Царице Небесной, и Она отвечает.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 сентября. О личности Пророка Самуила

Сегодня 2 сентября. День памяти Пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О его личности — игумен Лука (Степанов).
Пророк Самуил был пятнадцатым в череде судей Израилевых, которые управляли народом, и он явился и последним среди них, уже уступив место управлению царями. Пророк Самуил родился по усердным молитвам его матери Анны, и потому имя его переводится как «испрошенный».
Его уже с трёхлетнего возраста оставили для воспитания при Скинии, и его попечителем и непосредственным наставником был пророк Илий — тот самый, кто пострадал за нечестие своих детей, а точнее, за то, что сам не оказывал достаточного попечения о благочестии своих чад. О том, что надлежит ему быть за это наказанным, предвозвестил ему ещё только взрослеющий Самуил.
И он же, этот самый пророк, установил — уже по требованию народа — царство. До тех пор, пока в Израиле не оскудело вовсе благочестие, то народ был управляем духовными вождями. Но пришло время — это совпало с годами жизни пророка Самуила, — вместо пророческого руководства поставить над Израилем царя.
И сначала неудачный Саул, а после него царь Давид, который, тем не менее, был Богом и Духом Святым помазан на это царство, и с него начались цари Израилевы.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 сентября. О выборе Христом Своих учеников

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова о Христе: «Потом взошёл на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать».
О выборе Христом Своих учеников — священник Родион Петриков.
Христос поднимается на гору и призывает к себе тех, кого Сам избрал. Этот момент выбора удивителен: у Христа перед глазами целая толпа, которая ходит за Ним, множество лиц, и Он знает каждого по сердцу, однако призывает к себе отдельных людей, зовёт лично по имени.
Это говорит о том, что у Бога нет безликой массы. Для Него важен каждый конкретный человек, и Его призыв всегда адресный, глубоко личный. Он звучит, образно говоря, не на площади, а на горе, то есть в месте, куда нужно подняться от суеты мира, чтобы расслышать голос Бога внутри. И самое утешительное здесь — причина выбора. Он призвал к себе, кого Сам хотел. Не за заслуги, не за образование и не за безупречное прошлое.
Апостолы как раз доказали, что были далеки от идеала. Их избрали по велению любящего сердца Христа Спасителя. Это напоминание и для нас. Бог зовёт каждого из нас по имени. И вопрос, который мы должны задать себе сегодня, — услышим ли мы Его голос в тишине своего сердца.
Все выпуски программы Актуальная тема