
Фото: Raimond Klavins/Unsplash
Жизнь святителя Иоанна Златоуста была непростой. Можно сказать, трагической. Его почитали простые люди и не жаловали сильные мира сего. Он не желал мириться с несправедливостью и не боялся вступать в конфликты даже с императорами. Голодный нищий и пиршествующий богач противоречили мечте Иоанна о том, чтобы мир стал огромным монастырем - общиной братьев, скреплённых любовью.
Будущий святитель Иоанн, родился в четвёртом веке в Антиохии – культурном центре Византии. Иоанн рано лишился отца. Мать одна воспитывала сына и дала ему прекрасное домашнее образование, а потом определила в привилегированную ораторскую школу. Искусством красноречия юноша овладел в совершенстве, кроме того, в школе он получил профессию адвоката. В 23 года Иоанн крестился, а после смерти матери, став наследником громадного состояния, раздал его бедным и принял иночество. Жил в монастыре и в пустыне. Но подорвав здоровье вернулся в Антиохию, где со временем занял епископскую кафедру. У Иоанна был большой красивый дом, отличная библиотека. На этом роскошь заканчивалась. Иоанн не устраивал богатых пиров, не приглашал на них местную знать. Все свои деньги он тратил на благотворительность.
На проповеди Иоанна собирался весь город. Базары пустели, ремесленники прекращали работу, в судах останавливали процессы – люди устремлялись в церковь послушать очередную речь проповедника. В народе ему давали похвальные эпитеты. Иоанна называли «устами Христовыми», сладкословесным, медоточивым. Но после того, как одна женщина выкрикнула из толпы – «Иоанн Златоустый» - его стали звать только так.
В 397 году Иоанна избрали архиепископом константинопольским. Жители Антиохии так не хотели отпускать своего любимого проповедника, что ему пришлось уезжать тайком. В Константинополе – столице империи – Иоанну пришлось трудно. Он призывал аристократов к благотворительности. Но никто не собирался отказываться от своего богатства в пользу бедных. Тогда архиепископ решил действовать на людей личным примером. Он сократил огромные расходы на содержание пышного епископского дворца, распродал всё его дорогое убранство, а деньги потратил на дела милосердия.
В Константинополе было много богатых людей, но бедных ещё больше. Для неимущих двери дома Иоанна никогда не закрывались. Архиепископ почти ничего не тратил на себя, питался самой скромной пищей, не устраивал пиров, предпочитая все сэкономленные средства отправлять благотворительным заведениям. Их в городе было всего четыре. И содержались они хуже некуда. Иоанн навёл в них порядок и стал строить новые учреждения. Открыл несколько гостиниц для паломников и больниц. Архиепископ постоянно напоминал свой пастве о том, что на содержание его учреждений требуются средства. Он восхвалял милостыню как величайшую добродетель. «Ничто столько не уподобляет нас Богу, как благотворительность», - говорил Иоанн.
Он не побоялся упрекнуть в жадности и любви к роскоши императрицу Евдоксию. Причём сделал это публично в церкви, во время проповеди. Говоря о непомерных тратах на наряды, Иоанн в упор посмотрел на правительницу. А когда на ипподроме установили серебряную статую Евдоксии, архиепископ во всеуслышание сравнил её с распутной женой царя Ирода. «Оскорблённое величество» стерпеть этого не могло. Иоанна отправили в ссылку. Правда, ненадолго. Едва он уехал из Константинополя, как там случилось землетрясение. Испуганная императрица, решив, что небеса наказывают её за Иоанна, поспешила вернуть его в город. Простой народ ликовал, но враги архиепископа не дремали. Спустя два месяца Евдоксия, получив на него донос, удалила Иоанна из столицы. В ссылке он и умер скоропостижно, до последнего дня следуя словам Иисуса Христа: «Блаженнее давать, нежели принимать».
Псалом 99. Богослужебные чтения

Быть верующим не означает быть грустным. Конечно, сравнивая себя с возвышенным эталоном заповедей Божиих, мы, нет-нет, и начинаем печалиться, что не дотягиваем до планки совершенства. Но это не означает, что нужно пребывать в унынии. Об этом как раз и говорит нам псалом 99-й, который звучит сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 99.
1 Воскликните Господу, вся земля!
2 Служите Господу с веселием; идите пред лицо Его с восклицанием!
3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его.
4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,
5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.
Псалом 99-й не отличается продолжительностью. Это краткий, но пронзительный, предельно радостный гимн, обращённый к Богу. Царь и пророк Давид ликует от факта обладания верой. Его сердце переполнено радостью от того, что Господь Бог, совершенный и неприступный в плане Своего небесного бытия, тем не менее, присутствует в жизни Давида, явным образом Себя в ней проявляет. Это участие Божие в жизни царя не ограничивалось какими-то почти неосязаемыми, исключительно духовными состояниями.
Давид старался быть настоящим праведником. Он соблюдал заповеди Божии даже тогда, когда это было невыгодно, неудобно, опасно. За это, собственно, его и прозвали пророком. Не потому, что Давид возвещал будущее. Хотя в псалмах есть описание событий, связанных с приходом Спасителя. Пророческое служение в Библии проявляет себя, прежде всего, как служение правде Божией. Господь призывает того или иного человека стать живой совестью народа, быть видимым мерилом нравственности. А ещё библейский пророк находится в послушании у Бога. Но не потому, что боится, а потому, что Господа всем сердцем любит.
Вот и Давид в совсем ещё юном возрасте проявил эту добрую горячность веры, когда увидел, как великан Голиаф и прочие язычники издеваются над верой в истинного Бога. Тогда ещё простой пастух, а не царь, Давид с помощью своей пращи одним ударом победил Голиафа. Не сам по себе, конечно, а с Божьей помощью. Но она-то пришла не автоматически, а в качестве отклика Творца на молитвенное обращение Давида.
И пророк радуется, что может стать в хорошем смысле инструментом в руках Божиих, может при поддержке Господа творить добрые вещи. Давид не стесняется своей радости. Он вообще был человеком эмоциональным. Чего только стоил его танец во время перенесения ковчега Завета — главной святыни Израиля — в Иерусалим! Царь не стеснялся показаться смешным. Он, как ребёнок, прыгал и кричал, ликуя, что Господь не оставил Свой народ. И Давид призывает своих слушателей и читателей разделить с ним радость веры. Или как он пишет: «Славьте Его (то есть Бога), благословляйте имя Его, ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род».
Давид, конечно же, принадлежал к ветхозаветному человечеству. И между заветами Ветхим и Новым очень много различий, но есть и множество схожих черт. Например, всё та же радость от веры. Зачем печалиться, сваливаться в уныние, если Бог рядом, если Он явным образом проявляет Себя в нашей жизни? Конечно, наши грехи, наши промахи не могут не расстраивать. Но пример Давида и иных праведников, допускавших в течение жизни досадные ошибки, пусть укрепят нас. Искреннее покаяние способно вернуть радость общения с Богом. Ведь единственной преградой для участия Господа в нашей жизни является только наша гордость — нежелание Бога впустить в сердце. Поэтому, если есть хоть какое-то, даже самое слабое, стремление у человека призвать Господа, обратиться к Нему искренне, Бог никогда не отвернётся, но проявит Себя, помогая нам очиститься от грехов и наделяя нас не земной, но небесной радостью.
Псалом 99. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 99. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 99. На струнах Псалтири
1 Воскликните Господу, вся земля!
2 Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием!
3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы - Его, Его народ и овцы паствы Его.
4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его - с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,
5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.
«Крыло ангела»

Фото: Guilman / Pexels
Завтра утром моя жена Надежда возвращается из паломнической поездки. На целую неделю ездила она с группой прихожан нашего храма в монастырь Оптина пустынь. Я так соскучился! Несмотря на связь с женой по телефону и интернету, мне очень не хватало живого общения с ней в эти дни.
К завтрашней встрече готовлюсь с вечера. В ближайшей кулинарии купил пирог с Надиной любимой вишней, перемыл посуду... И даже решил вытереть пыль! Когда я делал это в последний раз?.. Ох, задел тряпкой фигурку деревянного ангела! Уронил, крылышко отвалилось... Надя, конечно, не заметит. Но чувствую неприятный осадок в душе: ангела этого подарила нам в день венчания одна пожилая монахиня, и вот сейчас он — с одним крылом... В магазин за клеем идти поздно, ночь на дворе.
Я зажигаю свечу перед иконами и открываю молитвослов. Канон Божией Матери стараюсь читать спокойно, со вниманием... А затем и ангелу-хранителю помолился. Только окончил молитву — и вспомнил: я же шкафчик в ванной чинил не так давно, и должен был остаться суперклей! Ну-ка, посмотрю у Нади в хозяйственной коробочке... Точно, есть!
А утром счастливая Надя вынула из сумочки ещё одну фигурку: гляди, в пару к нашему — ангел Оптинский! И поставила рядом, на ту же полку.
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе