
Фото: Grant Whitty/Unsplash
У художника эпохи Возрождения Тициана есть удивительная картина. На холсте изображён старец с необыкновенно добрым лицом. Рядом сидит нищий. В его протянутую ладонь старик сыплет монеты. Сюжетом для этой картины послужила история жизни святого Иоанна Милостивого.
Он родился в шестом веке от Рождества Христова на Кипре в городе Амафунте. Мальчик рос, ни в чём не нуждаясь, родители воспитывали в нём любовь к Богу и доброе отношение к миру. Когда Иоанну исполнилось 15 ему приснился удивительный сон. В образе девушки с масличным венком на голове юноше явилась одна из главных человеческих добродетелей — милосердие. Девушка взяла Иоанна за руку и произнесла: «Если сделаешь меня своей подругой, то я исходатайствую тебе у Царя Небесного великую благодать и приведу тебя к Нему, ибо никто не имеет у Него такой силы и дерзновения, как я». Проснувшись, юноша понял, что это был не просто сон. Слова девушки Иоанн воспринял как откровение Божье, они запали ему в душу и определили всю его дальнейшую жизнь.
В молодости у Иоанна были жена и дети. Когда они умерли, он принял монашество и посвятил себя служению Богу и помощи несчастным. За что получил в народе прозвище Милостивый. Слух о его милосердии дошёл до императора Ираклия. Царь почитал людей, которые совершали духовные подвиги и уговорил Иоанна занять патриарший престол в Александрии.
Приняв сан, святой Иоанн счёл главной своей обязанностью заботу о нуждающихся города. Он попросил, чтобы ему принесли список нищих и бродяг. Их оказалось семь с половиной тысяч человек. Каждому святитель приказал выдавать ежедневное бесплатное питание. Деньги у Патриарха никогда не задерживались: всё, что имел, он раздавал. Раздавал, не разбираясь, бедный перед ним или богатый, честный или обманщик. Не в правилах Владыки было входить в такие тонкости, он понимал, что проблемы у порядочных людей и у мошенников — разные, но считал: раз человек просит, значит, он попал в беду и ему нужно помочь, следуя завету Христа: «Будьте совершенны, как Отец Ваш Небесный. Ибо он проливает свет солнца как на добрых, так на злых».
Узнав о том, что слуги пропускают к нему не всех просителей, святой Иоанн решил, что два дня в неделю будет сидеть у храма и общаться с теми, кто хочет его видеть. Так и повелось. По средам и пятницам люди приходили к храму, рассказывали Патриарху о своих бедах, просили о помощи. Святой Иоанн защищал обиженных и раздавал милостыню. Бывало, что его обманывали — получив деньги, человек переодевался в другую одежду, подходил опять, и повторял этот трюк неоднократно. Святитель всё замечал, но вида не подавал и продолжал отсчитывать монеты. А когда его спрашивали, зачем он это делает, говорил: «Тот, кто надеется на милосердие Божие, должен быть, прежде всего, сам милостивым ко всем».
Для него не было дела важнее, чем помощь ближнему. Трижды в неделю святой Иоанн посещал больницы и, стараясь облегчить страдания пациентов, трудился простым братом милосердия. Он выкупал и возвращал домой пленников, заботился о странниках. Легко мог снять с себя одежду и отдать её замерзающему нищему. Люди в знак благодарности часто приносили Иоанну Милостивому подарки. Но скромность не позволяла Патриарху ими воспользоваться. Так было с одеялом, которое преподнёс Владыке один богач. Ночью Иоанн мучился упрёками совести, корил себя за то, что спит в тепле, в то время, как многие люди мёрзнут на улицах. Утром Владыка попросил слугу одеяло продать, а деньги раздать бедным.
Умирая, святой Иоанн думал не о себе, а о других. Он говорил, обращаясь к Господу: «Благодарю Тебя, что сподобил меня принести Тебе Твоё, и что из благ мира сего ничего для меня не осталось, кроме лишь третьей части сребреника; но и относительно сей части я завещеваю, чтобы она была отдана нищим». Память о святом Иоанне Милостивом сохранилась в веках. И сегодня, как в старину, к нему с молитвой обращаются нуждающиеся и обездоленные.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.