
Фото: Grant Whitty/Unsplash
У художника эпохи Возрождения Тициана есть удивительная картина. На холсте изображён старец с необыкновенно добрым лицом. Рядом сидит нищий. В его протянутую ладонь старик сыплет монеты. Сюжетом для этой картины послужила история жизни святого Иоанна Милостивого.
Он родился в шестом веке от Рождества Христова на Кипре в городе Амафунте. Мальчик рос, ни в чём не нуждаясь, родители воспитывали в нём любовь к Богу и доброе отношение к миру. Когда Иоанну исполнилось 15 ему приснился удивительный сон. В образе девушки с масличным венком на голове юноше явилась одна из главных человеческих добродетелей — милосердие. Девушка взяла Иоанна за руку и произнесла: «Если сделаешь меня своей подругой, то я исходатайствую тебе у Царя Небесного великую благодать и приведу тебя к Нему, ибо никто не имеет у Него такой силы и дерзновения, как я». Проснувшись, юноша понял, что это был не просто сон. Слова девушки Иоанн воспринял как откровение Божье, они запали ему в душу и определили всю его дальнейшую жизнь.
В молодости у Иоанна были жена и дети. Когда они умерли, он принял монашество и посвятил себя служению Богу и помощи несчастным. За что получил в народе прозвище Милостивый. Слух о его милосердии дошёл до императора Ираклия. Царь почитал людей, которые совершали духовные подвиги и уговорил Иоанна занять патриарший престол в Александрии.
Приняв сан, святой Иоанн счёл главной своей обязанностью заботу о нуждающихся города. Он попросил, чтобы ему принесли список нищих и бродяг. Их оказалось семь с половиной тысяч человек. Каждому святитель приказал выдавать ежедневное бесплатное питание. Деньги у Патриарха никогда не задерживались: всё, что имел, он раздавал. Раздавал, не разбираясь, бедный перед ним или богатый, честный или обманщик. Не в правилах Владыки было входить в такие тонкости, он понимал, что проблемы у порядочных людей и у мошенников — разные, но считал: раз человек просит, значит, он попал в беду и ему нужно помочь, следуя завету Христа: «Будьте совершенны, как Отец Ваш Небесный. Ибо он проливает свет солнца как на добрых, так на злых».
Узнав о том, что слуги пропускают к нему не всех просителей, святой Иоанн решил, что два дня в неделю будет сидеть у храма и общаться с теми, кто хочет его видеть. Так и повелось. По средам и пятницам люди приходили к храму, рассказывали Патриарху о своих бедах, просили о помощи. Святой Иоанн защищал обиженных и раздавал милостыню. Бывало, что его обманывали — получив деньги, человек переодевался в другую одежду, подходил опять, и повторял этот трюк неоднократно. Святитель всё замечал, но вида не подавал и продолжал отсчитывать монеты. А когда его спрашивали, зачем он это делает, говорил: «Тот, кто надеется на милосердие Божие, должен быть, прежде всего, сам милостивым ко всем».
Для него не было дела важнее, чем помощь ближнему. Трижды в неделю святой Иоанн посещал больницы и, стараясь облегчить страдания пациентов, трудился простым братом милосердия. Он выкупал и возвращал домой пленников, заботился о странниках. Легко мог снять с себя одежду и отдать её замерзающему нищему. Люди в знак благодарности часто приносили Иоанну Милостивому подарки. Но скромность не позволяла Патриарху ими воспользоваться. Так было с одеялом, которое преподнёс Владыке один богач. Ночью Иоанн мучился упрёками совести, корил себя за то, что спит в тепле, в то время, как многие люди мёрзнут на улицах. Утром Владыка попросил слугу одеяло продать, а деньги раздать бедным.
Умирая, святой Иоанн думал не о себе, а о других. Он говорил, обращаясь к Господу: «Благодарю Тебя, что сподобил меня принести Тебе Твоё, и что из благ мира сего ничего для меня не осталось, кроме лишь третьей части сребреника; но и относительно сей части я завещеваю, чтобы она была отдана нищим». Память о святом Иоанне Милостивом сохранилась в веках. И сегодня, как в старину, к нему с молитвой обращаются нуждающиеся и обездоленные.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер