«Каждый мужчина в своей жизни должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына», – эта известная пословица на протяжении столетий четко формулирует мужскую «программу минимум». А вот слабой половине человечества столь конкретных указаний почему-то не было дано. И может быть, поэтому женщина, как справедливо заметил поэт, и «коня на скаку остановит», и «в горящую избу войдёт»… Ей не нужно лишний раз напоминать о её предназначении - она поднимет на ноги несколько поколений собственных сыновей и дочерей, и поможет другим ощутить счастье материнства. Агриппина Александровна Абрикосова была именно такой.
Она родилась в семье известного московского купца Мусатова, владельца нескольких парфюмерных фабрик. С детства её окружали изысканные ароматы духов, помады и пудры. Но Груша оставалась на удивление равнодушной к «индустрии красоты», и совсем не стремилась быть похожей на томных красавиц с рекламных плакатов фирмы своего отца.
Она обладала врожденным благородством, естественной красотой и обаянием. Когда к ней посватался знаменитый «король сладостей» – Алексей Иванович Абрикосов, владелец крупнейшего в России кондитерского производства, Груша ответила ему благосклонностью.
Через год у супругов родился первый ребенок. Потом еще, и еще… Агриппина Александровна светилась от счастья: вот оно, её истинное призвание – быть матерью!
Однако в глубине души Агриппина Абрикосова понимала: матерями становятся не только женщины её круга, которым Бог дал спокойную и обеспеченную жизнь. У многих нет денег на докторов, им не к кому обратиться за квалифицированным советом… По данным того времени, девяносто восемь процентов женщин оставались при родах без помощи! К тому же, Агриппина Александровна была искренне верующей православной христианкой, и понимала, что раз ей дано счастье иметь много детей и растить их в достатке, она просто обязана помочь тем, у кого такого достатка нет.
Абрикосова начала с того, что открыла при фабрике своего супруга детский сад, который могли бесплатно посещать дети рабочих. Алексей Иванович и сам был щедрым благотворителем – он регулярно жертвовал крупные денежные суммы на поддержку приютов и ветеранских обществ. И когда, вслед за открытием детского сада, Агриппина Александровна поделилась с ним идеей создания родильного дома, супруг с энтузиазмом поддержал начинание.
Так в Москве, в тысяча восемьсот восемьдесят девятом году, открылся «Бесплатный родильный приют и гинекологическая лечебница с постоянными кроватями Агриппины Александровны Абрикосовой». Агриппина Александровна привлекла туда самых опытных специалистов. Руководил роддомом ее зять, известный московский гинеколог, профессор Александр Рахманов. Множество сложнейших операций провел там знаменитый врач Георгий Сперанский.
Сама Агриппина Александровна за свою жизнь родила двадцать два ребенка! Последнего – в сорок шесть лет – рекордный в то время для роженицы возраст.
Предчувствуя скорую кончину, она написала завещание, в котором оставляла на дело своей жизни сто тысяч рублей – громадную по тем временам сумму. Она просила городские власти позаботиться о том, чтобы на эти деньги был открыт и обустроен новый, большой родильный дом. Мечта покойной осуществилась в тысяча девятьсот шестом году – на Миусском поле появилось трехэтажное здание с выложенной мозаикой надписью: «Городской родильный дом имени Агриппины Александровны Абрикосовой».
На собственном примере Агриппина Абрикосова доказала, что счастье материнства – самое главное в жизни женщины. Особенно, если маму и будущего малыша с самых первых минут окружают теплом, заботой и любовью.
Деяния святых апостолов

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Деян., 7 зач., III, 1-8

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Несмотря на нравственное падение и какой-то глубинный бытовой атеизм, который поражает сегодня светское общество, многие люди всё равно продолжают присматриваться к христианству, продолжают видеть в Церкви, пусть не во всех верующих, но хотя бы в святых, пример для подражания. А мы можем вести себя, как святые? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 3-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.
5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,
8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
Многим людям, знакомым с советской антирелигиозной пропагандой, известна фраза Карла Маркса «религия — есть опиум народа». При этом мало кто знает, что ещё до Маркса её употребляли в том числе и верующие авторы, подразумевающие под опиумом не столько средство одурманивания, сколько средство, облегчающее страдания, которых в жизни простого народа было немало. Сегодняшние борцы с религией часто говорят, что религия сделала своё дело, помогла непросвещённому, мало что понимающему и ограниченному в средствах человеку выжить в трудных условиях, но в наши дни человек может справиться сам. Сегодня у него есть наука, техника, медицина, психология, зачем ему религия? Зачем все выдумки людей древности? Обычно при этом говорящие знают, но не произносят вслух, что сама европейская наука возникла благодаря трудам людей, не только не сомневающихся в бытии Божии, но бывших епископами, священниками или простыми монахами. Например, одно из первых богоугодных заведений, включавших больницу, лепрозорий и странноприимный дом, создал святитель Василий Великий. Можно вспомнить пример священника Павла Флоренского, который сделал немало открытий именно как учёный. И надо сказать, что всё это они сделали не помимо и не вопреки, но именно благодаря своим религиозным убеждениям.
В сегодняшнем чтении из книги Деяний апостольских мы слышим историю о том, как апостолы Пётр и Иоанн идут в храм в час молитвы. Они проходят мимо нищего, болезнь которого родственники используют для того, чтобы зарабатывать. Его приносят к воротам храма, чтобы проходящие люди, проявляя благочестие и сострадание, подавали ему милостыню. Апостолы не имели с собой денег, однако они дали этому человеку нечто гораздо большее, чем деньги: они дали ему здоровье, причём не только физическое, но и духовное. Мы видим, как после исцеления этот человек не только самостоятельно ходит, за своё исцеление он воздаёт хвалу Богу.
Сегодня мы тоже бываем ограниченны в средствах. Кроме того, зачастую простой верующий не имеет той веры, того дерзновения, тех благодатных даров, которые были у апостолов. И как будто бы это означает, что он не может совершить никакое чудо. Однако главное чудо, которое проявили апостолы, заключалось в их любви и готовности по-настоящему сердечно участвовать жизни несчастного человека, лежащего перед ним. Обычно, не так сложно, потешив собственное благочестие, подать нуждающемуся и внутренне успокоившись, сказать себе: «Вот и о нищем позаботился». Много ли в такой подачке подлинной заботы и любви? Кажется, нет. Но апостолы не просто позаботились, они воззвали к Богу и, соединив собственное сердечное расположение с Его силой, действенно помогли страдающему человеку. Подражая их искренности, их вере, их любви, мы призваны участвовать в жизни людей, пусть далеко не всегда наше участие сопровождается явными чудесами, главное, чтобы оно сопровождалось искренними состраданием и любовью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сложные моменты первых лет христианской Церкви». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о сложных моментах первых лет существования христианской Церкви, описанных в книге Деяний Апостольских.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Деяний апостольских, первые главы которой читаются в храмах на Светлой седмице.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена началу проповеди Апостолов
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена зарождению христианской Церкви
Третья беседа со священником Стефаном Домусчи была посвящена тому, как первые христиане относились к ветхозаветному закону
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Христианские основы в управлении». Сергей Бочаров

Гостем рубрики «Вера и дело» был кандидат экономических наук, первый проректор мастерской управления «Сенеж» Сергей Бочаров.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере и о том, как христианские ценности и смыслы могут быть положены в основу образования и работы людей в сфере управления, в том числе государственного.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова