«Каждый мужчина в своей жизни должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына», – эта известная пословица на протяжении столетий четко формулирует мужскую «программу минимум». А вот слабой половине человечества столь конкретных указаний почему-то не было дано. И может быть, поэтому женщина, как справедливо заметил поэт, и «коня на скаку остановит», и «в горящую избу войдёт»… Ей не нужно лишний раз напоминать о её предназначении - она поднимет на ноги несколько поколений собственных сыновей и дочерей, и поможет другим ощутить счастье материнства. Агриппина Александровна Абрикосова была именно такой.
Она родилась в семье известного московского купца Мусатова, владельца нескольких парфюмерных фабрик. С детства её окружали изысканные ароматы духов, помады и пудры. Но Груша оставалась на удивление равнодушной к «индустрии красоты», и совсем не стремилась быть похожей на томных красавиц с рекламных плакатов фирмы своего отца.
Она обладала врожденным благородством, естественной красотой и обаянием. Когда к ней посватался знаменитый «король сладостей» – Алексей Иванович Абрикосов, владелец крупнейшего в России кондитерского производства, Груша ответила ему благосклонностью.
Через год у супругов родился первый ребенок. Потом еще, и еще… Агриппина Александровна светилась от счастья: вот оно, её истинное призвание – быть матерью!
Однако в глубине души Агриппина Абрикосова понимала: матерями становятся не только женщины её круга, которым Бог дал спокойную и обеспеченную жизнь. У многих нет денег на докторов, им не к кому обратиться за квалифицированным советом… По данным того времени, девяносто восемь процентов женщин оставались при родах без помощи! К тому же, Агриппина Александровна была искренне верующей православной христианкой, и понимала, что раз ей дано счастье иметь много детей и растить их в достатке, она просто обязана помочь тем, у кого такого достатка нет.
Абрикосова начала с того, что открыла при фабрике своего супруга детский сад, который могли бесплатно посещать дети рабочих. Алексей Иванович и сам был щедрым благотворителем – он регулярно жертвовал крупные денежные суммы на поддержку приютов и ветеранских обществ. И когда, вслед за открытием детского сада, Агриппина Александровна поделилась с ним идеей создания родильного дома, супруг с энтузиазмом поддержал начинание.
Так в Москве, в тысяча восемьсот восемьдесят девятом году, открылся «Бесплатный родильный приют и гинекологическая лечебница с постоянными кроватями Агриппины Александровны Абрикосовой». Агриппина Александровна привлекла туда самых опытных специалистов. Руководил роддомом ее зять, известный московский гинеколог, профессор Александр Рахманов. Множество сложнейших операций провел там знаменитый врач Георгий Сперанский.
Сама Агриппина Александровна за свою жизнь родила двадцать два ребенка! Последнего – в сорок шесть лет – рекордный в то время для роженицы возраст.
Предчувствуя скорую кончину, она написала завещание, в котором оставляла на дело своей жизни сто тысяч рублей – громадную по тем временам сумму. Она просила городские власти позаботиться о том, чтобы на эти деньги был открыт и обустроен новый, большой родильный дом. Мечта покойной осуществилась в тысяча девятьсот шестом году – на Миусском поле появилось трехэтажное здание с выложенной мозаикой надписью: «Городской родильный дом имени Агриппины Александровны Абрикосовой».
На собственном примере Агриппина Абрикосова доказала, что счастье материнства – самое главное в жизни женщины. Особенно, если маму и будущего малыша с самых первых минут окружают теплом, заботой и любовью.
Псалом 20. Богослужебные чтения
Конечно, настоящая религиозная жизнь не может существовать без глубокого погружения человека внутрь его сердца. Что в ряде случаев означает, в том числе, и суд над допущенными ошибками. Но не одним только судом ограничивается духовное переживание. Должно быть место и для радости. В этом был убеждён царь и пророк Давид. О том он и рассуждает в псалме 20-м, что звучит сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 20.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоём безмерно радуется.
3 Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его не отринул,
4 ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота.
5 Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век.
6 Велика слава его в спасении Твоём; Ты возложил на него честь и величие.
7 Ты положил на него благословения на веки, возвеселил его радостью лица Твоего,
8 ибо царь уповает на Господа, и во благости Всевышнего не поколеблется.
9 Рука Твоя найдёт всех врагов Твоих, десница Твоя найдёт всех ненавидящих Тебя.
10 Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своём Господь погубит их, и пожрёт их огонь.
11 Ты истребишь плод их с земли и семя их — из среды сынов человеческих,
12 ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли выполнить их.
13 Ты поставишь их целью, из луков Твоих пустишь стрелы в лицо их.
14 Вознесись, Господи, силою Твоею: мы будем воспевать и прославлять Твоё могущество.
Услышанный нами псалом 20-й представляет собой самый настоящий гимн торжествующей радости. Царь и пророк Давид радуется, что испытания, терзавшие его сердце, остались позади. Речь, скорее всего, идёт о преследованиях, которые организовал против Давида безумный правитель древнего Израиля Саул. Боясь утратить власть, он желал погубить Давида, помазанного на царство вместо грешного Саула. Но Господь был на стороне праведника и уберёг его от всех козней. Даже самых изощрённых.
Саул, в конце концов, погиб, став жертвой собственного греховного упорства. Нельзя сказать, что Давид радовался смерти неприятеля. Даже, наоборот. Он грустил, что Саул, бывший когда-то избранником Божиим, просто сошёл с ума, поддавшись гордости. И Давид, вступая на трон, просил у Господа смирения и защиты. А ещё он, повторюсь, радовался, что горестные испытания остались в прошлом. И наступило время для созидательного и радостного служения.
Именно в служении Давид и видит смысл своего существования. Служения Богу и людям. Пророк, в частности, пишет: «Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоём безмерно радуется. Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его не отринул, ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота». Надо сказать, что Давид, торжествуя, тем не менее, не забывает об источнике своей радости. Он, безусловно, учёл печальный опыт Саула, присвоившего себе то, что ему не принадлежало.
Давид же проявляет смирение и подчёркивает, что всем он просто обязан Богу. Он, например, пишет: «Он (то есть царь) просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век. Велика слава его в спасении Твоём; Ты возложил на него (то есть на царя) честь и величие». А далее, рассуждая о том же самом, указывает: «Ты положил на него (то есть на царя) благословения на веки, возвеселил его радостью лица Твоего, ибо царь уповает на Господа, и во благости Всевышнего не поколеблется».
Речь здесь, впрочем, идёт не только о каком-то земном величии, материальном благоденствии. Нет. Благословение, о котором пишет Давид, это ещё и великий дар — стать предком для обещанного Богом Спасителя-Мессии. Действительно, от рода пророка произошёл Господь Иисус Христос — Сын Божий, принявший человеческое естество, данное Ему Богородицей Марией, принадлежавшей к потомству Давида. Вот ещё один удивительный и предельно возвышенный повод для радости!
Есть в псалме 20-м и проявление ветхозаветного мировоззрения. В частности, Давид пишет, что Бог может отомстить всем его врагам, фактически уничтожить их. Или вот как он пишет: «Ты истребишь плод их с земли и семя их — из среды сынов человеческих, ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли выполнить их». Эти слова, безусловно, отражают ветхозаветную логику. Но есть в прозвучавших строках место не только для жестокости. Речь идёт о реальной, ощутимой заботе Господа о верных Ему людях. И это тоже повод для радости. Радости не о чьей-либо смерти, а об осязаемом присутствии Творца в жизни человека, стремящегося быть верным Богу и Его заповедям.
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 215 зач., VI, 11-18.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В какой момент человек становиться христианином? Сразу после принятия Крещения? Или тогда, когда начинает участвовать в таинствах Церкви? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 6-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 6.
11 Видите, как много написал я вам своею рукою.
12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,
13 Ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.
14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.
16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.
17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.
18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.
Первые четыре века истории христианства последователей Спасителя преследовали. И самые жестокие преследования были не со стороны иудеев, а со стороны Римской империи. Римские власти считали, что христианство — это зловредная секта, участники которой пошли против собственной религиозной и культурной традиции. А традиции и наследие предков в Риме ценили очень высоко.
Поэтому нет ничего удивительного, что с особым ожесточением гнали христиан именно те императоры, которые с точки зрения благоустройства жизни сделали много хорошего для своего государства. Так, самые сильные гонения были в эпоху династии Антонинов. Это были выдающиеся общественные и культурные деятели, к числу, которых принадлежал, например, выдающийся философ-стоик Марк Аврелий. Время их правления отличалось стабильностью. Римская империя достигла тогда точки своего наивысшего расцвета. Однако Церковь была для них вне закона. В проповеди Евангелия они видели угрозу государственности, которая основывалась на языческом культе.
А вот официальную иудейскую религию римляне поддерживали. В их глазах, это был тот столп, на который опиралась культура целой нации. Поэтому некоторые христиане принимали обрезание для того, чтобы избежать преследований со стороны властей. Перед лицом римского закона обрезание делало их иудеями и являлась своего рода гарантией безопасности. Против таких и выступает сегодня апостол Павел. Он упрекает их в том, что они «хвалятся по плоти» и бегают от креста Христова.
Смерть на кресте была ужасной. Тот, кто на нём оказался, терял всякую опору. И в буквальном, и в переносном смысле. Казнь через отсечение головы или через принятие яда была прерогативой благородных. Это было великой милостью по сравнению с дикой, нечеловеческой пыткой креста. Крест ставил на человеке печать изгоя. Он словно подчёркивал, что тебя никогда и не было. Ты просто ошибка, недоразумение. И это состояние тотального одиночества усиливало предсмертную агонию. Ведь людей той эпохи страшила не столько смерть, сколько отсутствие определённого статуса в глазах окружающих. Поэтому даже некоторые христиане принимали обрезание, чтобы ощущать, что они вписаны в общий поток жизни. В культурный контекст. В социальную общину.
И вот на этом фоне звучат слова Павла: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа». Он словно заявляет: а я и хочу быть никем. Я хочу выпасть из всех тех связей и отношений, которыми я некогда был связан. Я хочу обнулиться для этого мира. Я хочу висеть в пустоте. То, от чего у многих людей волосы вставали дыбом, для апостола было желанным. Очевидно, что Павлу открылась какая-то важная тайна. Он на собственном опыте познал, что порой непростое и тяжкое состояние одиночества и изгнания — это не путь в небытие. Это необходимая прелюдия к великому таинству нового рождения. Лишь тогда, когда человек умирает для мира, превращается для него в ничто, Дух Божий открывает в его сердце новое измерение. И это происходит уже здесь, в этой жизни, будучи ещё в этом теле. Поэтому Павел и говорит: «я ношу язвы Господа Иисуса на теле моём».
Важную духовную истину открывает нам апостол сегодня. Быть христианином — это не просто принадлежать к какому-то сообществу. Это не просто иметь определённый культурный статус. Всё это вторично. Быть христианином — это в первую очередь познать тайну креста Христова. То есть не стараться казаться кем-то в глазах окружающих. Не пытаться удержаться на плаву этой жизни подыгрывая и заискивая перед людьми. Но жить по закону той новой реальности, которую описывает Евангелие. По тем принципам, которое оно предлагает. И чем самоотверженней наш труд, тем явственней ощущение, что под ногами у нас не пустота. Но Тот, Кто с избытком укрепляет наше тело, питает наш ум и наполняет благодатью наше сердце.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь для храма Петра и Павла в Тюменской области

Когда подъезжаешь к деревне Битюки в Тюменской области, первое, что видишь — большой деревянный храм во имя апостолов Петра и Павла, расположенный на самом возвышенном месте. Он восстановлен по старинным чертежам. Прежнюю стоявшую здесь церковь XVIII века закрыли в 1930 году. Поначалу в ней сушили зерно, а потом использовали как загон для животных. Со временем она обветшала настолько, что начала рассыпаться прямо на глазах.
В конце 90-х годов прошлого века жители деревни Битюки взялись за возрождение Петропавловского храма. Они разобрали ветхие стены, чтобы возвести на старом фундаменте новое здание. Восстановление шло очень медленно — не хватало денег и материалов, но люди не сдавались. Постепенно молва об их трудах дошла и до других населённых пунктов, и желающих помогать становилось всё больше.
Со временем над церковью и колокольней установили купола и старинные кресты, которые сохранились с XVIII века. Над всей округой снова стал разливаться колокольный звон, собирая верующих на богослужения.

Прихожане очень дорожат своим храмом. Когда в 2022 году случился лесной пожар, и огонь подбирался к деревне Битюки и церкви, люди святыню не оставили. Таскали воду из местной реки, помогая пожарным, и сами поливали деревянные стены храма. Так, совместными силами огонь удалось остановить — святыня осталась невредимой, и деревня не пострадала!
Сегодня работы в храме Петра и Павла продолжаются. Важно доделать крыльцо, а ещё провести газ, чтобы обеспечить стабильное и недорогое отопление. Кроме этого, на территории церкви достраивается здание воскресной школы, куда необходимо приобрести мебель. Подробную информацию о том, как и чем помочь приходу можно уточнить у помощницы настоятеля храма:
Контакты: Соснина Татьяна Геннадьевна
+79129293716, 89923122884
Также поддержать Петропавловский храм можно по реквизитам:
В назначении платежа указывать: Пожертвование на реконструкцию крыльца и благоустройство Воскресной школы в храме д.Битюки.
МПРО Прихода в честь Казанской иконы Божией Матери с.Исетское Исетского района Тюменской области ТТЕ РПЦ
ИНН 7216003896
КПП 72701001
Юридический и фактический адрес
626380, Тюменская область, м.р-н Исетский, с.п Исетское, ул.Кирова, зд 91а
Расчетный счет:
Номер счета 40703810067280000064
Банк Западно-Сибирское отделение № 8647 ПАО СБЕРБАНК
БИК 047102651
Корр. счет 30101810800000000651
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







