
Когда в тысяча восемьсот восемьдесят девятом году большое, но совершенно заброшенное имение Александрово, что в подмосковном Подольском уезде, приобрёл крупный московский фабрикант Илья Васильевич Щапов, местные крестьяне не предполагали, что с этого момента у них начнётся совершенно новая жизнь. Наоборот, за глаза они над Ильёй Васильевичем даже подшучивали: мол, интересно, что он будет делать с полуразвалившейся церковью, покосившимся усадебным домом, заросшим, одичавшим парком? Небось, поиграет немного в помещики, да и бросит, как до этого уже не раз бросали другие...
Но Щапов играть не собирался. Человек рассудительный, привыкший принимать только взвешенные решения и доводить начатое до конца, он для того и приобрёл пришедшее в упадок Александрово, чтобы заняться его восстановлением и благоустройством. Причём, не столько для себя, сколько для живущих там крестьян — Илья Васильевич не мог без боли смотреть на их тёмную, безграмотную жизнь, постоянные неурожаи и нищету, искренне хотел изменить ситуацию к лучшему и верил, что Господь поможет ему в этом.
Поверили и сами крестьяне, когда увидели, как восстала из руин сельская Успенская церковь — первым делом Илья Васильевич взялся за восстановление храма. Вскоре каждый, кто подъезжал к Александрову, уже издалека мог видеть высокий шпиль его колокольни. Рядом с церковью Щапов сделал большую пристройку, где поместил богадельню для бездомных и не имеющих возможности самостоятельно себя содержать престарелых женщин.
В тысяча восемьсот девяносто втором году Илья Васильевич приступил к постройке Приходского училища: бесплатной школы для мальчиков — крестьянских сыновей. Двадцать четыре тысячи рублей, очень крупную для того времени сумму, Щапов выделил на устройство и содержание училища. Узнав о том, что в Александровской школе можно бесплатно выучиться грамоте, письму, счёту и Закону Божию туда стали отправлять своих детей крестьяне не только из Александрова, но и из соседних деревень и сёл. А предусмотрительный Щапов выстроил уютное каменное общежитие — чтобы зимой, когда дороги заносило, дети могли оставаться при школе.
В том же году Илья Васильевич открыл в Александрове бесплатную ремесленную школу для девочек. Там готовили первоклассных кружевниц, параллельно с профессиональными навыками преподавая воспитанницам общеобразовательные дисциплины. Крестьяне больше не посмеивались над своим помещиком, а с благодарностью молили Бога о его здравии.
А Илья Васильевич активно привлекал их к работе в имении, обеспечил самой современной сельскохозяйственной техникой и платил хорошее жалованье. Ещё недавно не знавшие ничего, кроме ручного плуга и бороны, теперь крестьяне имели дело с оросительными машинами и механическими сеялками. Женщины работали в теплицах и оранжереях, которые Щапов построил на территории усадьбы.
Таким образом, Илья Васильевич вплотную подошёл к реализации своего давнего замысла — открытию в Александрове сельскохозяйственной школы, в которой крестьяне могли бы обучаться современным методам земледелия и ведения хозяйства. Однако в тысяча восемьсот девяносто шестом году его постигла болезнь, от которой он скоропостижно скончался. В своём завещании Щапов оставил имение Александрово и капитал в сто тысяч рублей государству — с условием, что власти реализуют его идею о сельскохозяйственной школе. Под руководством вдовы Ильи Васильевича, Ольги Кондратьевны Щаповой, в августе тысяча девятьсот третьего года такая школа на территории усадьбы была построена и открыла свои двери для всех, желающих в ней обучаться. Присоединённая в советское время к Тимирязевской академии, она просуществовала до тысяча девятьсот пятьдесят девятого года. Её здание из красного кирпича можно увидеть и сегодня — вместе с другими историческими постройками оно вошло в музейно-усадебный комплекс Щапово.
Все выпуски программы Имена милосердия
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема