
Когда в тысяча восемьсот восемьдесят девятом году большое, но совершенно заброшенное имение Александрово, что в подмосковном Подольском уезде, приобрёл крупный московский фабрикант Илья Васильевич Щапов, местные крестьяне не предполагали, что с этого момента у них начнётся совершенно новая жизнь. Наоборот, за глаза они над Ильёй Васильевичем даже подшучивали: мол, интересно, что он будет делать с полуразвалившейся церковью, покосившимся усадебным домом, заросшим, одичавшим парком? Небось, поиграет немного в помещики, да и бросит, как до этого уже не раз бросали другие...
Но Щапов играть не собирался. Человек рассудительный, привыкший принимать только взвешенные решения и доводить начатое до конца, он для того и приобрёл пришедшее в упадок Александрово, чтобы заняться его восстановлением и благоустройством. Причём, не столько для себя, сколько для живущих там крестьян — Илья Васильевич не мог без боли смотреть на их тёмную, безграмотную жизнь, постоянные неурожаи и нищету, искренне хотел изменить ситуацию к лучшему и верил, что Господь поможет ему в этом.
Поверили и сами крестьяне, когда увидели, как восстала из руин сельская Успенская церковь — первым делом Илья Васильевич взялся за восстановление храма. Вскоре каждый, кто подъезжал к Александрову, уже издалека мог видеть высокий шпиль его колокольни. Рядом с церковью Щапов сделал большую пристройку, где поместил богадельню для бездомных и не имеющих возможности самостоятельно себя содержать престарелых женщин.
В тысяча восемьсот девяносто втором году Илья Васильевич приступил к постройке Приходского училища: бесплатной школы для мальчиков — крестьянских сыновей. Двадцать четыре тысячи рублей, очень крупную для того времени сумму, Щапов выделил на устройство и содержание училища. Узнав о том, что в Александровской школе можно бесплатно выучиться грамоте, письму, счёту и Закону Божию туда стали отправлять своих детей крестьяне не только из Александрова, но и из соседних деревень и сёл. А предусмотрительный Щапов выстроил уютное каменное общежитие — чтобы зимой, когда дороги заносило, дети могли оставаться при школе.
В том же году Илья Васильевич открыл в Александрове бесплатную ремесленную школу для девочек. Там готовили первоклассных кружевниц, параллельно с профессиональными навыками преподавая воспитанницам общеобразовательные дисциплины. Крестьяне больше не посмеивались над своим помещиком, а с благодарностью молили Бога о его здравии.
А Илья Васильевич активно привлекал их к работе в имении, обеспечил самой современной сельскохозяйственной техникой и платил хорошее жалованье. Ещё недавно не знавшие ничего, кроме ручного плуга и бороны, теперь крестьяне имели дело с оросительными машинами и механическими сеялками. Женщины работали в теплицах и оранжереях, которые Щапов построил на территории усадьбы.
Таким образом, Илья Васильевич вплотную подошёл к реализации своего давнего замысла — открытию в Александрове сельскохозяйственной школы, в которой крестьяне могли бы обучаться современным методам земледелия и ведения хозяйства. Однако в тысяча восемьсот девяносто шестом году его постигла болезнь, от которой он скоропостижно скончался. В своём завещании Щапов оставил имение Александрово и капитал в сто тысяч рублей государству — с условием, что власти реализуют его идею о сельскохозяйственной школе. Под руководством вдовы Ильи Васильевича, Ольги Кондратьевны Щаповой, в августе тысяча девятьсот третьего года такая школа на территории усадьбы была построена и открыла свои двери для всех, желающих в ней обучаться. Присоединённая в советское время к Тимирязевской академии, она просуществовала до тысяча девятьсот пятьдесят девятого года. Её здание из красного кирпича можно увидеть и сегодня — вместе с другими историческими постройками оно вошло в музейно-усадебный комплекс Щапово.
Все выпуски программы Имена милосердия
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Пресвятая Богородица изображена в момент чтения. И действительно, это особенный образ Божией Матери, ведь даже на этой иконе виден процесс чтения. И, в общем, этот образ являет собой наказ читать, наказ просвещаться и, самое главное, конечно же, молиться. То есть такое чудотворное изображение Престо-Богородицы учит нас и труду, и молитве.
В наше непростое время образ Престо-Богородицы посетил всю Калужскую землю. В самые тяжёлые моменты истории нашего государства этот образ защищал калужан. Это случалось и во время 1812 года. Во время холеры в конце XIX века этот образ Божией Матери также избавил Калугу от этого страшного поветрия.
И в наше сегодняшнее непростое время также Пресвятая Богородица своим молитвенным заступничеством и чудом, явленным в этом иконографическом изображении, не оставляет верующие сердца и, опять же, призывает нас всех молиться, трудиться и просвещаться.
Все выпуски программы Актуальная тема