
Семейные истории с Туттой Ларсен
«Мать моя очень добрая женщина и очень меня любит...» — так писал о своей маме, Татьяне Степановне, художник Илья Ефимович Репин. Илья был пятым ребёнком в большой семье. Он родился в 1844 году, 5 августа по новому стилю, через три дня после празднования памяти пророка Божия Илии. В честь великого святого мать и назвала своего сына.
Отца маленький Илюша видел нечасто. Тот был солдатом, и, отбывая воинскую повинность, появлялся дома редко и ненадолго. Домашние хлопоты и забота о детях лежали на плечах Татьяны Степановны. Хозяйство она вела умело, времени и сил у неё хватало и на помощь другим. От матери Репин усвоил первые уроки доброты и милосердия. Так, например, Илья Ефимович вспоминал, как по церковным праздникам его мама отвозила заключённым в острог и больным в солдатский госпиталь пироги и бублики, которые сама пекла накануне.
Маленький Илюша любил, когда мать читала ему по вечерам жития святых. Устраивался рядом, и слушал её мягкий, певучий, выразительный голос. А однажды Илья тяжело заболел. Он лежал бледный, с посиневшими руками и губами. Не жилец, — говорил Татьяне Степановне лекарь, а соседи заранее предлагали помощь в устройстве похорон. Но мать ночи напролёт со слезами молилась Богу у кровати сына. И он выздоровел!
На любовь своей матушки Илья отвечал такой же искренней любовью и заботой. В его мемуарах есть очень трогательный эпизод. Когда Татьяна Степановна вместе с другими поселянами работала на постройке солдатских казарм, Илья пришёл её проведать. Увидев, что руки матери по локоть запачканы в глине, а на ладонях от тяжёлой работы образовались кровавые мозоли, он бросился к ней со словами: «Тяжело вам, маменька, можно я за вас поработаю?!» Мать в ответ улыбнулась сквозь слёзы и стала целовать сына.
Благодаря Татьяне Степановне будущий художник впервые увидел, какую красоту можно сотворить с помощью кисти и красок. В канун Пасхи он вместе с матерью садился расписывать яйца, и заворожённо смотрел на тонкие, замысловатые узоры, которая она выводила. Мать заметит в сыне талант к живописи, и отправит его учиться в иконописную мастерскую. Татьяна Степановна была образованной женщиной, и часто читала сыну — Пушкина, Жуковского. Сама обучила его грамоте. В своём доме Татьяна Степановна организовала школу, куда на занятия приходили и соседские ребятишки.
В 1863 году Илья Ефимович уехал из родного Чугуева — города под Харьковом, и поступил в Петербургскую Академию художеств. Из столицы Илья поддерживал связь с матерью в постоянной переписке. А в 1867-м, приехав домой на каникулы, он написал знаменитый Портрет матери. Репин изобразил Татьяну Степановну с лёгкой улыбкой на ясном, открытом лице. Глаза женщины светятся любовью, и весь её облик дышит теплом и добротой.
Вскоре Илья Ефимович перебрался в Петербург насовсем. Но когда в 1872 году написал матери о том, что собирается жениться, Татьяна Степановна отважилась проделать далёкий путь, и приехала в Петербург чтобы лично поздравить сына.
Илья Ефимович всю жизнь тепло заботился о Татьяне Степановне. Даже живя за границей Илья Ефимович находил способы помогать ей. Так, например, в одном из писем он просит Василия Поленова переслать матери 50 рублей.
В последний раз Илья Ефимович виделся с матерью в 1879 году. Он сделал карандашный набросок Татьяны Степановны. А через год она скончалась. Спустя три месяца после её смерти у Репина родилась дочка. Художник назвал её в честь матери — Татьяной.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.