
В конце девятнадцатого века вокруг Обводного канала в Санкт- Петербурге располагались самые бедные кварталы. Там обитал простой люд, трудившийся на заводах и железной дороге. Главным развлечением жителям служили питейные заведения, во множестве открытые на набережной. Решить проблему пьянства в районе вызвалось Общество религиозно-нравственного просвещения в духе православия, созданное в 1881 году по инициативе протоиерея Петра Смирнова. Участники этого объединения ходатайствовали о выделении участка земли рядом с Обводным каналом под строительство храма. Власти удовлетворили просьбу, и в 1894 году возле Варшавского вокзала появилась деревянная церковь Воскресения Христова.
Настоятель новой общины, протоиерей Александр Рождественский, организовал при храме общество трезвости в честь Александра Невского. Священнослужители после богослужений беседовали с прихожанами о вреде алкоголя, читали и обсуждали духовную литературу. Воскресенскую церковь полюбили не только жители окрестных домов, по праздникам сюда приезжали люди со всех концов Санкт-Петербурга. Вскоре скромное деревянное здание уже не вмещало всех богомольцев. Стало понятно, что нужен новый просторный каменный храм. И он был построен в 1908 году при личном участии государя Николая Второго.
К этому времени в Александро-Невском обществе трезвости состояло уже больше семидесяти тысяч человек. Собор Воскресения Христова оставался центром этого братства, но во многих храмах города появились самостоятельные отделения. Участники общества трезвости имели свою типографию, издавали три периодических журнала, книги, брошюры и листовки, призывающие и вдохновляющие вести трезвый образ жизни. Главной святыней сообщества считалась икона Богородицы «Неупиваемая чаша». Перед чудотворным образом в Воскресенском храме регулярно совершались молебны при большом стечении народа. Люди горячо молились об избавлении от пьянства, просили у Божией Матери помощи себе и своим близким.
После революции 1917 года всё изменилось. Александро-Невское братство трезвости упразднили. Воскресенский храм закрыли и разграбили. В его помещении устроили склад и кинотеатр, колокольня стала парашютной вышкой. Жителей окрестных домов страшная действительность вновь заставила искать утешения в алкогольном дурмане.
Но и эта горькая страница истории оказалась перевёрнута. В 1990 году в церкви Воскресения Христова у Варшавского вокзала возобновились богослужения. Здесь вновь сплотилось братство трезвости, в котором люди поддерживают друг друга. И вместе молятся Богородице перед Её иконой «Неупиваемая чаша» о даровании свободы от страстей.
Все выпуски программы Небесная Заступница
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема