
Игумения Феофания (Готовцова)
Изображение: https://clck.ru/35EyFr
Морозным днём 15 февраля 1787 года у помещика села Тресково Костромской губернии, дворянина Сергея Афанасьевича Щулепникова и его супруги Домники Ивановны родилась дочь. Мела метель. Деревня утопала в сугробах. Несмотря на непогоду, счастливый отец помчался в церковь — заказывать благодарственный молебен. Через несколько дней девочку окрестили и нарекли Александрой.
Сашенька росла «папиной дочкой», и характером тоже пошла в отца. У главы семейства нрав был весёлый и добродушный. Сергей Афанасьевич называл дочку «ясным лучиком». Он никогда не бранил девочку за проказы. Однажды, в пылу игры, Саша случайно разбила дорогое трюмо. На звон стекла пришла Домника Ивановна. Она была женщиной доброй и нежно любила дочь. Но считала, что воспитывать детей следует в строгости. Поэтому стала журить Александру за баловство. Тут подоспел Сергей Афанасьевич. Успокаивающе обнял супругу, ласково погладил дочку по голове. И ссоры как не бывало! «Что зеркало — купим новое, ещё лучше прежнего, — увещевал он. Мир в семье важнее!».
У отца Александра переняла миротворческий дар. У матери научилась состраданию и милосердию к ближним. По распоряжению Домники Ивановны в усадьбе был выстроен флигель, где хозяйка каждый день устраивала обеды для нищих и обездоленных. По большим праздникам — на Пасху, Троицу, Преображение — во дворе накрывали длинные столы, за которыми собирались крестьяне. К крепостным и дворовым Домника Ивановна всегда была добра, искренне заботилась об их нуждах. Такому же отношению с самых юных лет учила она и Александру.
Родители Сашеньки были людьми верующими, строго соблюдали посты, посещали храм. Крепкую веру прививали они и дочке. По воскресеньям Сергей Афанасьевич будил Александру ни свет ни заря, чтобы успеть в церковь до начала Часов — короткого Богослужения перед Литургией. «Обедня без Часов — что птица без крыльев», — весело приговаривал он, подбадривая сонную Сашу. Походы с родителями в храм, домашние молитвы, семейное чтение Евангелия и рассказов о святых остались в памяти Александры самыми светлыми детскими воспоминаниями.
Когда Сашеньке исполнилось десять лет, мать повезла её в Петербург, в Смольный монастырь, где была известная на всю Россию школа для девочек. Сергей Афанасьевич со слезами на глазах провожал любимую дочку. Но поступить Александре не удалось — на экзаменах она не смогла набрать нужный балл. Было решено возвращаться домой. Сергей Афанасьевич лежал в это время с недугом — он страдал тяжёлой болезнью ног. Но едва заслышав голос любимой дочери, вмиг поднялся с постели и бросился ей навстречу. Домника Ивановна, глядя на отца и дочь, плакала от умиления. Тогда Сергей Афанасьевич сказал дочери слова, которые глубоко запали ей в душу: «Пока я жив, мы больше не расстанемся. Но помни: даже если рядом не станет никого, Господь всегда будет с тобою».
Спустя год Сергей Афанасьевич скоропостижно скончался. Мать и дочь поддерживали и утешали друг друга в этой глубокой для них обеих утрате. Но вскоре и им пришлось расстаться: Сашу приняли в Екатерининский институт. Мать и дочь воссоединились только через пять лет, когда Александра одной из лучших воспитанниц окончила курс и с радостью возвратилась в родной дом, под материнский кров. Наступил ноябрь, начался Рождественский пост. В один из его дней Саша с матерью исповедались и причастились. А когда вернулись из храма, Домнике Ивановне вдруг стало плохо. Через час она отошла ко Господу.
Потеря дорогих родителей стала не единственной в жизни Александры. Всего после шести недель брака лишилась она любимого супруга, генерала Семёна Готовцова, который погиб на Русско-Шведской войне в 1809 году. А спустя ещё три года умерла её единственная дочь. В эти горестные дни Александра вспоминала слова отца, сказанные им незадолго до кончины — «Господь всегда будет с тобою». Она решила посвятить себя Богу. В 1818 году Александра Сергеевна Готовцова приняла монашеский постриг с именем Феофания. Ей выпало стать первой игуменьей возрождённого Воскресенского Новодевичьего монастыря в Петербурге. Наставляя духовных сестёр, игуменья Феофания (Готовцова) говорила, что примеры жизни по заповедям Божьим усвоила она в родительском доме, от любимых отца и матери.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер