Для создания картины «Февральская лазурь» Игорь Грабарь две недели каждое утро рисовал, сидя по пояс в снегу. Художник хотел охватить взглядом как можно больше небесного пространства, передать всю его палитру. Небо здесь — символ обновления жизни.

— Здравствуйте! Позвольте, пожалуйста, поближе взглянуть на художественный альбом Игоря Грабаря из серии «Русские художники двадцатого века». Есть ли в нём репродукция картины «Февральская лазурь»?
— Этот альбом только вчера появился у нас в букинистическом отделе. Давайте вместе посмотрим... Да, есть. Удивительная картина! Берёзы тянутся навстречу солнцу. Стволы деревьев тонут в снегу, а кроны, кажется, уже согрелись и готовы налиться соком. Зимний пейзаж у художника получился... горячим!
— Что действительно было горячим в момент создания картины, так это чувства Игоря Грабаря. А он умел отобразить своё настроение на холсте. Недаром художника называют русским импрессионистом, то есть, приверженцем стиля, в котором главное — передать впечатления. А что до погоды, то мороз стоял знатный. Масляные краски застывали, и Грабарю приходилось работать очень быстро.
— Неужели он на улице писал картину?
— Именно так. Более того, Игорь Эммануилович вырыл яму и две недели каждое утро рисовал, сидя по пояс в снегу.
— А это зачем?
— Выбрать такой ракурс — снизу вверх, художнику подсказала случайность. Он жил зимой 1904 года в Подмосковье, в гостях у друзей. Прогуливаясь в солнечный денёк по тропинке в берёзовой роще, Игорь Эммануилович оступился и упал. Лёжа в снегу, поднял глаза на небо — и обомлел. Как Грабарь позднее писал в воспоминаниях, ему открылось зрелище фантастической красоты. Художник назвал увиденное небывалым праздником лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.
— Но я все-таки не понимаю, зачем нужно было рисовать, сидя в сугробе? Ведь красота была повсюду.
— Грабарь занял максимально низкую точку обзора, чтобы охватить взглядом как можно больше небесного пространства, передать всю его палитру, от бледно-бирюзового цвета до ультрамарина. Именно небо художник сделал главным героем своей картины. Оно здесь олицетворяет обновление жизни.
— Обновление жизни... Мне кажется, я его иногда чувствую на Пасху. Идёшь в храм куличи освятить, и на душе светло. Все заботы, все печали куда-то испаряются, и верится, что впереди только хорошее. А иногда праздник почему-то мимо проходит. А так хочется радости, как на картине Игоря Грабаря.
— Чтобы в полную силу откликнуться на Воскресение Христово, христиане постятся, стараются очистить душу. Накануне Великого поста просят друг у друга прощения, оставляя обиды в прошлом. И, кстати, «Февральская лазурь» Игоря Грабаря похожа, скорее, на Прощёное воскресенье. Ведь щедрая прибыль света в конце зимы — это обещание будущего тепла, залог чуда преображения природы. Так и начало поста — радостный старт новой жизни.
— Сколько смыслов может таить в себе зимний пейзаж. Жаль, что у нас есть только маленькая его репродукция в альбоме.
— Картина Игоря Грабаря «Февральская лазурь» хранится в Третьяковской галерее — обязательно приходите её посмотреть. Впечатления от знакомства с подлинником гораздо богаче и ярче.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Женщина-христианка в современном мире». Дарья Сосновская
Гостьей программы «Вечер воскресенья» была основатель и шеф-редактор журнала «Магдалина» Дарья Сосновская.
Мы говорили с нашей гостьей о ее пути к вере, об ощущении в жизни явной поддержки от Бога и о том, как появилось решение создать современный женский журнал с христианскими ценностями и смыслами.
Дарья рассказала о своём пути — от детства в православной семье и первых журналистских шагов до осознания, что вера и профессия могут стать единым делом. Так родился журнал «Магдалина» — издание для современных женщин, ищущих смысл и стремящихся жить с Богом в сердце.
Разговор о духовной развилке, на которой сегодня оказывается каждая: о поиске воли Божией, женском достоинстве, семье и о том, как сохранять веру в мире, где слишком много внешнего давления и шаблонов.
Дарья поделилась историей, как Господь помог ей обрести настоящее счастье, как поддержка близких и любовь мужа стали благословением, и почему простые вещи — дом, семья, смех ребёнка — дают больше вдохновения, чем любая внешняя «успешность».
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Как помнить о вечной жизни?» Священник Александр Насибулин, Алексей Волков, Яна Зотова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» священник Александр Насибулин, предприниматель Алексей Волков и педагог, музыкант Яна Зотова размышляли о том, как научиться заботиться и думать о вечной жизни больше, чем о земной. Также разговор шел о брате Иосифе Муньосе-Кортесе, хранителе Иверской Монреальской иконы Богородицы, о том, какой пример стремления к Царству Небесному он проявлял и о том, как мученически закончил свою земную жизнь.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Антон Чехов «Три сестры» — «Искусное притворство»

Фото: Piqsels
Самообман бывает очень искусным. Особенно, когда обманываемся мы насчёт своих собственных душевных качеств. Антон Павлович Чехов в пьесе «Три сестры» дал иллюстрацию подобному душевному камуфляжу.
Главные героини пьесы — сёстры Ирина, Маша и Ольга, тонкие, умные, чуткие девушки, живут мечтой уехать из провинциального городка в Москву. Их брат Андрей недавно женился на Наташе, которая исподволь старается выжить сестёр из дома. Казалось бы, всё просто. Сёстры — хорошие, Наташа — плохая. Но вот один из эпизодов пьесы «Три сестры» побуждает задуматься.
Старая няня Анфиса, устав, присаживается. Наташа гневно кричит: «При мне не смей сидеть! Встань! Ступай отсюда!» Няня выходит, Ольга взволнованно говорит: «Наташа, ты сейчас так грубо обошлась с няней. Пойми, милая... я не переношу этого. Подобное отношение угнетает меня, я заболеваю...». Няню Ольга упоминает лишь вскользь. Монолог — весь про саму Ольгу, про её переживания. Но, возможно, трагедия трёх сестёр заключается не в том, что им не удаётся уехать в Москву? Не скрываются ли под их тонкой душевностью самые обыкновенные чёрствость и душевная глухота? А если преодолеть эту чёрствость, то может и свой родной провинциальный городок покажется раем?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение







