«Результаты наших сегодняшних усилий будут видны только через много лет. А пока мы можем лишь вкладывать средства и силы, класть их на алтарь нашей Миссии». Эти слова принадлежат проповеднику православия в двадцатом веке — отцу Косьме (Асланидису).
Он родился в 1942 году в простой греческой семье и звали его до монашеского пострига Иоанном. С юности Иоанн помогал Церкви, участвуя в работе просветительских курсов, а после службы на флоте стал сотрудником Миссионерского братства Святого Креста. Первой его крупной инициативой было строительство посёлка для принявших крещение цыган.
В 1975 году Иоанн Асланидис отправился в Африку, в Заир (ныне – Демократическая Республика Конго). Эта страна была очень бедной и раздиралась этническими и политическими конфликтами. Миссионеры проповедовали африканцам православие и старались облегчить их бедственную жизнь. Потом Иоанн снова вернулся в Грецию, на Святую Гору Афон, стал монахом и священником, приняв новое имя — Косьма. После этого он уже навсегда связал свою жизнь с Африкой, с Заиром…
Однажды отец Косьма шёл мимо озера и услышал крики женщин:
— Ребёнок! Ребёнок утонул!
На берегу собралась целая толпа. Отец Косьма твёрдо сказал:
— Не плачьте! Я достану его.
И тут священнику пригодились флотские навыки: с третьего раза он достал ребёнка с 10-метровой глубины и вернул его к жизни.
Радости африканцев не было предела!
Отец Косьма был отзывчивым и быстрым на дело человеком. И если из глубин озера он, не раздумывая, достал одного мальчика, то из глубин язычества и колдовства вызволил души тысяч африканцев. Священник крестил около 15 тысяч заирцев.
Стоило ему узнать о чьей-то нужде или беде — сразу отправлялся на помощь. Он говорил: «Каждый день чуть-чуть продвигайся вперёд, на один шажок».
Ученик отца Косьмы — африканский священник Феотим Цалас вспоминал: «Планы и проекты отца Косьмы всегда успешно срабатывали. Его не останавливали ни нелёгкие времена, ни неурочный час, ни погода, ни война, никакие другие препятствия».
Среди успешных проектов миссионера — создание большой фермы у города Колвези. С её помощью помогали голодным, а также кормили жителей лепрозория и заключённых в тюрьме. Особенно же Косьма любил детей, которые часто облепляли его на улице, радуясь появлению любимого пастыря.
Грек по национальности, иеромонах Косьма отдал себя без остатка народу Заира. Великий проповедник, он писал: «Служение должно быть истинным, всецелым, без остатка, с решимостью оставить свои кости среди костей местных жителей на миссионерской ниве».
Жизнь этого священника оборвалась рано. Во время очередной пастырской поездки в 1989 году он погиб в автокатастрофе. На похороны миссионера собрались тысячи африканцев, и сегодня его могила в Колвези служит местом паломничества.
Мать проповедника, Деспина Асланидис, сказала о нём: «Сын мой, сколь поспешно ты ушёл, и сколь много свершений ты оставил после себя!»
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О духовном смысле праздника Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы
Сегодня 22 декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — священник Родион Петриков.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов