
Фото: Henry Be/Unsplash
Пророк Моисей заслуженно является одним из наиболее известных библейских персонажей. Он не только стал автором первых пяти книг Библии, но и прославился тем, что освободил евреев из египетского рабства, переведя их чудесным образом по дну расступившегося Красного моря. При этом о себе самом пророк Моисей был скромного мнения. В книге Исход мы можем прочесть, как Моисей хочет отказаться от возложенной на него Богом миссии. Среди прочих, причиной отказа он называет «худогласие».
Пророк Моисей был действительно великой личностью. Он — один из немногих людей, оказавшийся достойным говорить с Богом лицом к лицу. Впрочем, Моисей имел один явный недостаток, а именно — он заикался, говорил сбивчиво и непонятно. Сам он в переложении на церковнославянский язык называет этот дефект «худогласием», то есть плохим голосом. Бог, учтя такое обстоятельство, дал в помощь Моисею Аарона, который говорил за заикающегося брата в самые ответственные моменты. Понятие «худогласие» использовалось нашими предками не только в Библии. Можно найти его и в Типиконе, книге, регламентирующей церковное богослужение. В ней говорится, что «худогласие» в храме недопустимо. В данном случае имеется ввиду не речевой дефект, как у Моисея, а плохое исполнение молитвословий. Иногда вместо «худогласия» наши предки использовали и более резкое выражение — «козлогласие». Данная вещь вообще считалась неприличной и обозначала пение или чтение по интонациям, напоминавшее блеяние.
Итак, запомним, что церковнославянское слово «худогласие» в переводе на русский язык означает — речевой дефект, невнятное говорение или чтение.
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема