Тверской монастырь Рождества Христова стоит на высоком берегу Тьмаки – речки, которая впадает в Волгу. В прежние времена здешние места назывались Горками. Еще в девятнадцатом веке это была одна из самых отдаленных окраин города. Лес окружал обитель со всех сторон и радовал монахинь своими дарами – грибами и ягодами. Однако вскоре пришло время фабричного строительства, и монастырь оказался в самом центре рабочего поселка.
Эти обстоятельства, с одной стороны, лишили инокинь привычного уединения, а с другой, способствовали расцвету обители. Посудите сами – Рождественский монастырь упоминался еще в летописях шестнадцатого века, однако на протяжении всей своей истории он оставался скромным, третьеклассным. И только в начале девятнадцатого столетия здесь один за другим стали вырастать величественные каменные храмы. Буквально в одночасье бедный монастырь превратился в роскошный архитектурный ансамбль. На благоустройство обители выделяли деньги многие меценаты, в ее судьбе принимали участие члены императорской фамилии.
Храмовый комплекс получился изумительный. Впечатляет Воскресенский собор, в неорусском облике которого воплощены строгие формы Новгородской и Псковской архитектуры. Торжественно выглядит в окружении братских корпусов надвратный Спасский храм. Свое очарование есть и у скромной больничной Троицкой церкви.
Однако доминантой монастырского ансамбля считается монументальный собор Рождества Христова, построенный по проекту знаменитого зодчего Карла Росси. Строительство шло не гладко – оно было уже почти завершено, когда в 1813 году внезапно произошло обрушение стен. К счастью, никто из насельниц не пострадал, поскольку во время Наполеоновского нашествия их эвакуировали в Ярославскую область. В течение семи лет храм был воссоздан. Христорождественский собор - это мощное здание, увенчанное пятиглавием шлемовидных куполов, центральный из которых укреплен на мощном широком барабане со сквозными окнами. Фасады храма украшены колоннадами, с треугольными фронтонами над каждой.
В советское время на территории собора располагалось спортивное общество. Вплоть до последней реставрации на стенах можно было видеть повреждения, оставшиеся от ударов мячей. Удивительный факт – после того, как монастырь вновь стал действующим, первая служба здесь состоялась в 2000 году на престольный праздник – Рождество Христово.
Обитель находится в трех километрах от тверского железнодорожного вокзала, добраться до нее можно на тринадцатом или четырнадцатом трамвае. А от столицы до Твери ехать всего ничего, два с половиной часа на электричке. Можно взять, да и махнуть 6 января под вечер на ночную службу в Христорождественский монастырь! Почему бы и нет?
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема