![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2023/10/Nikolaj-Lebedev.jpg)
У нас в гостях был предприниматель, филантроп, основатель компапании «Транзас» Николай Лебедев.
Мы говорили с нашим гостем о его пути от моряка до основания международной компании по разработке современных технологий, продуктов и решений для развития морской отрасли, а также каким был его путь к вере, и как он связан с храмом Богоявления Господня на Гутуевском острове в Санкт-Петербурге.
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
Диакон Игорь Цуканов:
— Добрый вечер, дорогие друзья. «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА. Как всегда в это время, в студии Кира Лаврентьева.
Кира Лаврентьева:
— Добрый вечер.
Диакон Игорь Цуканов:
— Я диакон Игорь Цуканов. Мы обычно с нашими гостями, которые приходят к нам в студию по воскресеньям, беседуем на тему «Христианин в обществе». Сегодня у нас в гостях Николай Юрьевич Лебедев. Он предприниматель, филантроп и основатель крупной компании, которая называется «Транзас», которая разрабатывает и выпускает навигационные карты, аэронавигационное обеспечение, учебные тренажеры для моряков и пилотов. Компания существует, если ошибусь, поправьте меня, пожалуйста, Николай Юрьевич, с 1990 года, то есть уже треть века.
Николай Лебедев:
— Вот уже это правильно. С 16 мая 90-го года.
Диакон Игорь Цуканов:
— Николай Юрьевич, добрый вечер.
Николай Лебедев:
— Добрый вечер.
Диакон Игорь Цуканов:
— Очень рады видеть у нас в студии.
Николай Лебедев:
— Спасибо, я тоже очень рад.
Диакон Игорь Цуканов:
— Наверное, здесь нужно сказать, что нашей встрече сегодняшней предшествовало такое событие, которое нас подтолкнуло к идее Николая Юрьевича пригласить. Николай Юрьевич Лебедев стал инвестором эндаумент-фонда, который называется «Филантроп». Эндаумент — это капитал, который расходуется целевым образом. То есть он лежит в банках, насколько я понимаю, а те проценты, которые зарабатываются, тот доход, который на этом капитале зарабатывается, расходуется на определенные инвестиционные цели или благотворительные цели. В данном случае эти средства расходуются на поддержку храма Богоявления на Гутуевском острове в городе Санкт-Петербург. Это известный большой храм, построенный еще в 1894-м году в честь чудесного избавления от гибели императора Николая II, когда в Японии на него напали, он избежал смерти, и в честь этого события этот храм был заложен. Николай Юрьевич, что побудило вас инвестировать именно в проект, связанный с поддержкой этого храма, и что предполагается под поддержкой храма, то есть на что именно будут эти средства расходоваться?
Николай Лебедев:
— Еще раз добрый вечер, уважаемые слушатели. Я хочу сказать, что организация такого фонда, если честно сказать, мне не очень нравится такое название «эндаумент», потому что оно по-русски не очень хорошо звучит.
Диакон Игорь Цуканов:
— Не понятно.
Николай Лебедев:
— Ну и вообще буквы там не совсем правильные, наверное. А в целом меня вдохновило не слово «эндаумент», а то, что этот фонд еще называется вечный, или целевой фонд, который не ограничен временными рамками. Если люди начинают вкладываться в такие фонды, то деньги из этого фонда забрать тому, кто вложил, практически невозможно.
Диакон Игорь Цуканов:
— Уже нельзя.
Николай Лебедев:
— Нет, ну есть возможности, есть некие фонды, ограниченные по времени, 10 лет, но не менее десяти лет. Двадцать, тридцать. Но в целом практически все фонды безвременные. Эти фонды организуются от начала до того времени, когда они могут существовать. В целом эта практика в Европе была распространена и первые такие фонды образовались еще в начале... или даже в конце 18-го — начале 19-го века. Фактически прародителем таких фондов в России был граф Шереметьев, который построил то, что мы сегодня знаем как больницу Склифосовского. Которая, как вы видите, живет и развивается и новые корпуса открывает, один из очень красивых зданий Москвы. И в общем-то этот фонд существовал вплоть до 17-го года. Заложенные графом Шереметьевым средства именно от того капитала, который он туда заложил, там он еще организовал оперативную поддержку средств, и вот эта странноприимная больница на эти деньги и существовала, и она была бесплатна для неимущих и всех остальных. Это был первый фонд, который был в честь супруги балерины Жемчуговой, известной тоже. Так получилось, было положено начало. А в целом, если брать российскую историю, то практически сорок процентов всех средств, которые тратились на благотворительность, шли как раз через такие фонды вечного или целевого капитала. Были императорские, соответственно, постановления, законы, все это преобразовывалось... Мало того, уже потом на завершающей стадии большие города стали создавать муниципальные целевые фонды, которыми они поддерживали, как это было написано в императорском указе, богоугодное предприятие, здание. Но так получилось, что возрождение этой традиции произошло у нас в 2007-м году, и в принципе на первом этапе это не получило какого-то... Это было отельными сполохами что ли, не начало развиваться. Но в целом если брать тему религии, то каким-то образом просуществовал уже 15 лет этот указ, закон. Ни одного фонда для поддержки церквей или школ при церквях как-то не создалось. Создавались на поддержку кадетских корпусов, на поддержку спортклубов. Но как-то религию каким-то образом обходили. И когда ко мне пришли с такой идеей, у меня это все, как в любом, как сегодня модно говорить, пазле, случился некий элемент, когда...
Диакон Игорь Цуканов:
— Сошлось.
Николай Лебедев:
— Сошлось, да. И я начал в этом направлении двигаться, будучи прихожанином даже не одного храма, советов стал эту идею рассказывать другим. И очень интересная реакция была со стороны моих друзей, коллег, которые были рядом. На первом этапе все достаточно агрессивно отрицали это все дело, потому что был некий парадоксальный конфликт интересов. Люди всегда хотели видеть то, куда они вкладывают, результат и сейчас. И даже у батюшек тоже, они же тоже не привязаны к тому или иному храму, их поставили на работу сейчас тем же настоятелем. Настолько, насколько они могут, они должны выполнять те или иные задачи. Возникает тоже некий конфликт человеческий. Они сделали, прихожане, например, поддерживают некий инвестиционный капитал, а результат от него будет только через десять лет, пятнадцать лет. Он будет начинаться, но как ручейки из реки, будут потихонечку...
Диакон Игорь Цуканов:
— Пробивать себе.
Николай Лебедев:
— ...наполнять эту реку. У меня было такое состояние, что, может быть, я не туда иду? Почему люди абсолютно лояльные и хотящие помогать и помогающие, вдруг вот так... Потом пришло собственное понимание, нужно эти вещи тоже решать не спеша. Если мы говорим о таких фондах, там не надо добиваться результата через месяц или два. Потихонечку стала вызревать идея. И в целом, если убрать общие разговоры, задача таких фондов, особенно для поддержки храмов, состоит в том, чтобы создать некий инвестиционный капитал, который будет поддерживать на протяжении, не будет зависеть от непосредственных участников. Очень часто в истории эндаумента это случалось, что люди вкладывают деньги, даже дают на какое-то начальное обеспечение, а потом обанкротились или умерли, Царствие Небесное, и на полпути все разрушается. Люди видят и говорят: ну вот, посмотрите, они столько денег истратили и ничего не добились.
Кира Лаврентьева:
— «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА продолжается. Дорогие друзья, у нас в гостях Николай Юрьевич Лебедев, предприниматель, филантроп, основатель компании «Транзас». Мы как раз говорим сейчас об эндаументе. Я понимаю, что он, получается, первый эндаумент-фонд, ваш, и открыт, зарегистрирован в 2023-м году. До этого таких организаций и не существовало. Помогали всем.
Николай Лебедев:
— Именно в сфере религиозной не было.
Кира Лаврентьева:
— Да, помогали всем, но именно в поддержку храмов не было.
Николай Лебедев:
— В такие, в первую очередь, богоугодные предприятия как церковь, со светской точки зрения.
Кира Лаврентьева:
— Николай Юрьевич, я еще хотела нашим слушателям рассказать, что вы не просто филантроп и не просто основатель компании «Транзас», а вы еще и десять лет работали в Балтийском морском пароходстве, имеете диплом капитана дальнего плаванья, друзья. Храм Богоявления на Гутуевском острове, я так понимаю, тоже выбран не случайно. Он является вратами для иностранных судов, которые плывут с Финского залива. Вы как-то его сердечно выбрали, да, Николай Юрьевич?
Николай Лебедев:
— Это правда. Но в целом, так получилось, что этот храм был первый храм в моей жизни, когда я еще был далек от церкви. Я был всегда, наверное, лоялен, тут вопросов не было. А это еще случилось лет за десять до воцерковления моего. Так получилось. Это первый храм, куда в данном случае не я сам, а моя компания стала вносить те или иные благотворительные взносы и помогать восстанавливать этот храм. А сейчас, уже ознакомившись с этой историей... И основатель, вернее, тот, кто вложил основные деньги в постройку этого храма, купец Воронин, у него была мануфактура рядышком, и он вложил с такой достаточно простой целью сделать себе усыпальню там. По нынешним меркам, если в долларах, мы лучше понимаем, то это несколько миллионов долларов. Это тоже был некий частное, не государственное, не императорское, хотя это было построено на территории Балтийской таможни, которая перед воротами. Так связал меня этот храм, что он стал первым в моей еще предыстории.
Диакон Игорь Цуканов:
— А ваш приход в храм произошел тоже в этот храм? Или вы были прихожанином каких-то других храмов? И как вообще произошел ваш приход в церковь? Вы сказали, что был период до воцерковления, хотя вы всегда относились к вере, как вы говорите, лояльно. Что повлияло на более серьезный шаг в сторону церкви? Как это произошло?
Николай Лебедев:
— Наверное, в каждом случае, если есть желание и упорство, то всегда можешь увидеть некий Божий след. Тот человек, помощник, который работал у меня в компании, она в свое время была на теплоходе «Михаил Лермонтов», который в 80-е годы сел на мель, там погибли люди. К счастью, там не так много погибло, как на других, «Нахимове» и так далее до нескольких сот человек. Но, тем не менее, была трагедия серьезная и очень мощная, когда несколько сот человек надо было спасать в открытом море у берегов Австралии. Он сел на мель, вокруг никого не было. Практически все спаслись. И потом эти люди, которые там были в этот момент, меня как-то так, говорят: давай, чтобы наша компания тоже помогала. А в целом, если брать основной храм, в котором я и сейчас и до сих пор.
Диакон Игорь Цуканов:
— Сформировались как христианин.
Николай Лебедев:
— Сформировался, это храм Серафима Саровского у нас в Песочном.
Диакон Игорь Цуканов:
— В Петербурге?
Николай Лебедев:
— В Петербурге, да, настоятель отец Игорь Филин. А дальше еще была интересная история. Потом я познакомился с житием Серафима Вырицкого.
Диакон Игорь Цуканов и Кира Лаврентьева:
— Угу.
Николай Лебедев:
— Который...
Диакон Игорь Цуканов:
— ... был купцом.
Николай Лебедев:
— Он начинал с помощника приказчика, и в итоге стал одним из лучших купцов по продаже пушнины и создал международные компании, которые находились в Вене, в Париже, в Берлине и даже в Нью-Йорке. А в 18-м году он стал экономом, а потом духовником Александро-Невской лавры. Вот такая история.
Диакон Игорь Цуканов:
— Трансформация интересная.
Николай Лебедев:
— От такого, с нашей точки зрения очень продвинутого бизнесмена с миллионами богатства, которые он все отнес, соответственно, в лавру. Вот эти все истории сформировали мое отношение. Я тоже понимал, что Богу Богово, кесарю кесарево, это в принципе тоже взаимосвязанные вещи. Поэтому имя Серафим очень значимо в данном случае.
Диакон Игорь Цуканов:
— Серафим Саровский и Серафим Вырицкий.
Николай Лебедев:
— Он же в честь его и взял имя, он был сначала Василием.
Диакон Игорь Цуканов:
— А что именно вас поразило в житии преподобного Серафима Вырицкого? Эта трансформация из успешного делового человека в монаха? Или то, что в принципе можно соединять, потому что он еще занимаясь бизнесом, как бы мы сегодня сказали, и в те времена благочестивую жизнь вел. Может быть то, что можно эти вещи соединять? Что именно вас заинтересовало?
Николай Лебедев:
— Я бы сказал даже не то, что соединять. А что, имея чистую душу, в принципе не важно, чем занимаешься. Если ты, хотя по современным меркам скажут: пушнина, убиваешь животных. А он стал преподобным, и вот как? Ну и отчасти его вся международная деятельность. И международная деятельность нашей компании, которая была на территории больше, чем ста тридцати стран, и у нас было больше двадцати филиалов. Они стали для меня более понятным, совместимым. Вообще, хочу сказать, морская профессия, особенно когда ты работаешь в океане, когда ты смотришь и на горизонт и за горизонт и можешь видеть солнце и луну и звезды. Я еще застал время, когда я мог секстантом класть на горизонт эти объекты и определять место судна. Это тоже, знаете, душу наполняет каким-то, что ты посреди океана и у тебя...
Диакон Игорь Цуканов:
— И ты от многого зависишь. То есть человек в море понимает, что он не сам решает все вопросы.
Николай Лебедев:
— Да, абсолютно. Это сто процентов.
Диакон Игорь Цуканов:
— «Вечер воскресенья», дорогие друзья, на Радио ВЕРА. Напоминаю, что сегодня у нас в гостях Николай Юрьевич Лебедев, основатель компании «Транзас», которая является одной из крупных российских it-компаний. У нас много в России такого бизнеса, который делает вид, что он it, но на самом деле таковым не является, а это настоящий it-разработчик, такая большая компания, которая разрабатывает навигационные средства для судов, для, в том числе, воздушных судов, занимается этим уже 30 лет. И также Николай Юрьевич занимается тем, что в частности он стал инвестором эндаумент-фонда, филантроп, средства которого будут использоваться для поддержки храма Богоявления на Гутуевском острове в Санкт-Петербурге. Это морские ворота в Санкт-Петербург.
Николай Лебедев:
— Можно я чуть-чуть сделаю ремарку. Сам «Филантроп» организовала компания «Регион», которая специализируется на пенсионных фондах, а мы, я вместе с моей супругой и моими друзьями, организовали фонд «Наследие. Храм на Гутуевском».
Диакон Игорь Цуканов:
— Мы, друзья, вернемся в студию буквально через несколько секунд. Пожалуйста, не переключайтесь.
Кира Лаврентьева:
— Еще раз здравствуйте, дорогие слушатели. «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА вновь приветствует вас. Напоминаем, что у нас в гостях Николай Юрьевич Лебедев, предприниматель, филантроп, основатель компании «Транзас», которая создает морское и авиационное оборудование, аэронавигационное обеспечение и также учебные тренажеры для моряков и пилотов. У микрофона диакон Игорь Цуканов и Кира Лаврентьева. Николай Юрьевич, говорят, что на войне и в самолете неверующих нет. Мне кажется, это касается также и морских поездок и морских путешествий, потому что море — это настолько непредсказуемая стихия, что даже слушать о том, что может быть какой-то человек капитаном дальнего плаванья уже непросто, не то что им быть. Были ли у вас ситуации, когда, действительно, нет времени размышлять, верующий ты или нет, ты просто молишься, потому что надо. Были ли у вас в океане такие ситуации?
Николай Лебедев:
— Я работал как раз во времена, в 80-е годы, практически все 80-е от начала до конца отработал, и за это время в нашем пароходстве Балтийском погибло несколько судов, в том числе и мои товарищи. Это было трагическое время у нас. И «Механик Тарасов», и «Комсомолец Киргизии», «Эстония» и все остальные, было много трагедий. Будем говорить так, редко бывает такое десятилетие, чтобы столько много было фатальных вещей. Мало того, у меня так случилось, что я был на судне под названием «Полесск», которое тоже погибло, и погибло со всем тем экипажем, в котором я работал. Я просто вышел из этого экипажа по причине того, что я был там грузовым помощником и стал старпомом и ушел на другое судно, а тот экипаж, с кем я был, весь погиб. Понятно, что были очень мощные шторма, когда оставалось несколько сантиметров до фальшборта, после которого уже начинает зачерпывать, тоже такие ситуации были. Но это, наверное, для каждого моряка, рано или поздно, неминуемое состояние. Поэтому, конечно, опасности есть, опасности очевидны. И если вы можете понять, морская профессия одна из самых древних. Это сегодня у нас интернет, it, itech, а если вы немножко окунетесь в прошлое: все эти хронометры, паровые двигатели — все создавалось на море, это был основной, как мы сейчас любим говорить, драйвер технического развития вообще мира.
Диакон Игорь Цуканов:
— Еще и потому что морские пути торговые — это главные пути всегда были и до сих пор остаются.
Николай Лебедев:
— Для многих это будет и открытие, чтобы знали, что почти 90% всех грузов, включая авиационные, железнодорожные, автомобильные, перевозятся морским транспортом..
Диакон Игорь Цуканов:
— До сих пор?
Николай Лебедев:
— До сих пор.
Кира Лаврентьева:
— Я когда спрашивала, не думала, что такие трагические для вас воспоминания своим вопросом затрону. Поэтому прошу прощения, Николай Юрьевич.
Николай Лебедев:
— Не, не.
Кира Лаврентьева:
— Действительно, когда ты сидишь в формате радиопрограммы с моряком, нельзя не спросить об этом. Тем более вы у нас впервые в студии.
Николай Лебедев:
— Не, не, никаких вопросов. Когда ты стараешься откровенно говорить, что-то подкатывает.
Кира Лаврентьева:
— Да, да, тоже это не обойдешь.
Диакон Игорь Цуканов:
— А решение заняться навигационной тематикой родилось, видимо, из желания помочь морякам, как-то упростить для них?..
Николай Лебедев:
— Тогда, чтобы было не так скучно... Когда еще был грузовым помощником и отвечал за вещи, которые у нас называют устойчивость, непотопляемость, от которых зависит, как себя будет в океане вести судно, мы перевозили много контейнерных грузов на палубе. Те расчеты, которые мне дали, я завел, все было хорошо, но когда мы вышли, мы поняли, что судно сильно не так себя чувствует, как... Но мы пошли. Капитан был достаточно тоже современный и сказал: ладно, пойдем. В итоге мы пошли, потом выяснилось, в итоге своем, что в эти палубные контейнера, были из Европы, потому что весь груз шел не из России, а из Европы, было напичкано куча контрабанды, несколько сот тонн, то есть каждый контейнер весил не 12 тонн, а 20. И в общем это стало некой причиной. Мы шли по Индийскому океану тогда, от мыса Гвардафуй до Фримантла, это вход в Австралию, и у нас не было вообще ни одного шторма, мы прошли как по воде. Но стоя на мостике, вместе мы сказали, нет, давайте мы купим компьютеры, будем считать, смотреть, чтобы мы не на бумаге после того, как швартовые отдали, а еще стоя в порту, успевали, давайте мы сделаем программы. Тогда мы решили, нашли людей из нашего ведущего научно-технического института имени Крылова, это как институт имени Жуковского для самолетов, по морю это институт Крылова. Из ведущих ВУЗов, Санкт-Петербургского университета, научно-технологического института «Аврора» собралась команда, и мы сделали эту программу. Сегодня практически 70% всех судов ходят с теми программами, которые делали те люди, которые начинали в свое время эти программы в мире.
Диакон Игорь Цуканов:
— Слушаешь вас и сразу вспоминаешь такую книгу «Деяния» апостолов. Помните, там в конце, когда они вышли в море в неурочный час?
Николай Лебедев:
— Помню.
Диакон Игорь Цуканов:
— Из Сиракуз, кажется, они шли или в Сиракузы, я уже не помню. Когда они решили, что, конечно, уже зима, но ничего, попробуем, и попали в страшный шторм.
Николай Лебедев:
— Это про Павла.
Диакон Игорь Цуканов:
— Да.
Николай Лебедев:
— Это правда.
Диакон Игорь Цуканов:
— Наверное, у вас книга «Деяний» апостолов из Священного Писания стоит как-то особняком, потому что там много про такие вещи. Узнаете ситуации.
Николай Лебедев:
— Путешествия, особенно на Мальту и на Кипр, конечно, это все значимые вещи, безусловно. В целом, если мы берем библейские темы, море, вода там во всех ипостасях проходила, и штормовые, и кораблекрушения, и руля без ветрил и всего остального.
Диакон Игорь Цуканов:
— Да.
Николай Лебедев:
— Это, я считаю, мощная, вечная тема.
Диакон Игорь Цуканов:
— А можете себе представить, как это Христос спал на возглавии кормы, когда был шторм? Понятно, что это Галилейское море, то есть это фактически озеро, и там, может быть, шторм не такой, как в Индийском океане.
Николай Лебедев:
— Это вы зря. Если вы по Ладоге ходили...
Диакон Игорь Цуканов:
— По Ладоге ходил.
Николай Лебедев:
— Ну, так и там...
Диакон Игорь Цуканов:
— Тоже озеро.
Николай Лебедев:
— Там еще, как вам может пригодиться иногда и в море, потому что, кстати, озерные шторма иногда бывают сильно жестче, чем морские.
Кира Лаврентьева:
— Маленькое, объем маленький.
Николай Лебедев:
— Они очень сжатые, очень резкие. Не, не, не, озерные вещи, надо к ним очень осторожно.
Кира Лаврентьева:
— С уважением.
Диакон Игорь Цуканов:
— Можно спать на корме во время шторма? Может быть, это действительно признак какой-то жуткой усталости, когда ты засыпаешь в любом... У вас бывало, чтобы вы засыпали во время шторма? Вы, конечно, не имели возможности как старпом.
Николай Лебедев:
— Тут вопрос не в засыпании. Я думаю, тут вопрос о том, что ты переходишь в некое состояние, когда вся эта суета, пена вокруг, удары превращаются...
Кира Лаврентьева:
— Перестают тебя волновать.
Николай Лебедев:
— Ну, в принципе, да. И эти состояния наступали. В этом отношении многие моряки делились на тех, которые подвергались не только вестибулярному аппарату, а именно техническому, некоторые вцеплялись в планшири и не могли разогнуть, белели руки, это все психические состояния, которые им мешали, безусловно.
Диакон Игорь Цуканов:
— Панические атаки.
Николай Лебедев:
— Панические атаки и так далее. Случай, который еще, помню, у нас преподавал Герой Советского Союза, командир подводной лодки, не помню какого номера, Лисин, который вышел из минных сетей, и когда его спросили: как вы вообще, ведь там же?.. Там потом показали, это невозможно было сделать, откуда вы это знали? Говорит: я ничего не знал, я просто делал команды, лево на борт, полный вперед, стоп машина, чтобы люди были заняты хоть чем-то.
Кира Лаврентьева:
— Не паниковали.
Николай Лебедев:
— Да. И это состояние, когда ты понимаешь, что ты в любую секунду можешь взорваться, и ты в этот момент четко отрешаешься от этой обстановки. Я думаю, что это, я не буду сравнивать насчет полного спокойствия, но в принципе, это возможно. Как случается и на самолетах тоже, когда люди перестают находиться, и ты живешь как-то немножко в другом времени. А у Христа, наверное, без времени Он и жил всегда.
Кира Лаврентьева:
— Там же и притча сама имела определенное, конечно, значение. Это не притча, а ситуация. Весь его сон и все состояние апостолов, как будто нужно было для того, чтобы Господь показал, что Он легко управляет стихией.
Диакон Игорь Цуканов:
— Ну да. Николай Юрьевич, возвращаясь к капиталу «Наследие. Храм на Гутуевском», которым управляет фонд «Филантроп» и который — капитал, я имею в виду — будет использоваться для этого храма морского, эти морские ворота в Петербург...
Николай Лебедев:
— Фонд «Филантроп» управляет капиталом, которым мы ему дали возможность управлять как профессионалам, которые могут повысить эффективность. Но управляет средствами, которые зарабатывает этот фонд, тот попечительский совет фонда, который мы и создали. В общем-то сам «Филантроп» без нашего участия не сможет куда-то направить или оставить. Там есть инструментальная зависимость, но с точки зрения целей, понимания и планов это все делает непосредственно фонд «Наследие. Храм на Гутуевском». Потому что «Филантроп» это некая инструментальная оболочка для многих-многих фондов, он помогает избавиться от многих бюрократических, юридических моментов, иначе это опять же будешь создавать некую инфраструктуру, тратить деньги. Они все это дело стараются перевести, во-первых, в компьютерный вид. И очень разумно покрывают свои расходы. Вполне разумные проценты и, по крайней мере, как бизнес, с моей точки зрения, я в данном случае нашел консенсус.
Диакон Игорь Цуканов:
— Вот об этом собственно и был вопрос, что вы сказали, что убедить даже верующих людей в том, что такой способ поддержки храма, было изначально очень сложно, найти средства, вернее, таким образом финансировать реконструкцию или что там нужно для этого храма делать. В итоге, в ком вы нашли единомышленников, кто эти люди, которые сейчас входят в попечительский совет? Как вам удалось эту идею довести до логичной реализации?
Николай Лебедев:
— О намерениях только Господь у нас знает обо всем и всех. Я бы такую мысль провел. Желание и умение думать о вечном. Мы иногда смешиваем понятие веры и вечности, вроде они рядом, но не совсем. Потому что если ты веришь, но хочешь сейчас, это уже некая другая грань получается. Поэтому я думаю, что первая реакция моих коллег, друзей как раз и означает, что у них на данный момент — многие из них были помладше меня, может, путь не морской прошли в том числе — это состояние того, что нужно здесь и сейчас, часто доминирует в нас: и суета сует, и Марфа и Мария — об этом всегда говорится. В данном случае не нужно напрягать ситуацию. У меня даже был разговор, я говорю: хорошо, ты сейчас разговариваешь, а давай посмотрим через три года, я почти уверен, что ты тоже будешь в этом фонде. В принципе, если вот так более четко, идея какая? Сейчас мы бросились восстанавливать то, что разрушили за те 70 с чем-то лет, это тоже период. Как некие коллеги, которые говорят, что люди выгорают, и сам этап проходит. Поэтому разделение на некий инвестиционный капитал, духовный в том числе, некие оперативные расходы и некие пожертвования прихожан должны создать это, как и всегда, триединство. Я считаю, что опять восстановление целевых вечных фондов как раз и пойдет для того, чтобы произошла некая гармония.
Диакон Игорь Цуканов:
— Дорогие друзья, «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА. У нас и у вас в гостях сегодня Николай Юрьевич Лебедев, предприниматель и филантроп, основатель компании «Транзас», разработчик навигационного оборудования, навигационных карт, тренажеров для моряков, для пилотов, инвестор, который создал капитал «Наследие. Храм на Гутуевском. Тот капитал, который под управлением попечительского совета специального будет использован и уже, наверное, используется для восстановления храма Богоявления на Гутуевском острове в городе Санкт-Петербурге.
Кира Лаврентьева:
— Давайте вы продолжите свою мысль.
Диакон Игорь Цуканов:
— Мы вас немножко прервали.
Николай Лебедев:
— Я хочу сказать, я сам решил не проявить, это хорошо, это плохо, я сюда пойду, сюда нет. Я участвую и в одном попечительском совете, который при храме, традиционный, который есть, и в этом. То есть во всех трех ипостасях. Таким образом для себя решил эту задачу, у меня нет противоречий, я и там и там и там могу. Это раз. Второе, что я хочу сказать, в связи с моим опытом предпринимательства, одна из ключевых вещей, почему у нас получилось такой международный бизнес создать, именно то, что после начального успеха, когда мы сделали хорошие, наверное, лучшие системы и навигационные карты, встал вопрос, как это все масштабировать, как это поддерживать. И потом лет десять, я сам этой задаче конкретно посвящал, мы создавали мировой сервис, чтобы в любой точке, то есть мировой сервис 24 на 7. Вы понимаете, это непростая задачка, исходя из того, что надо посылать и моряков, и авиацию, и специалистов, и соответствующие запасы оборудования в Панамском канале, в Суэцком, в Малаккском... И вот эти двадцать филиалов — это огромная работа, не за один год делающаяся, но в итоге это дало такой мировой успех. У нас, к сожалению, в России об этом очень мало думают, и поэтому все полагают: вот мы что-то создаем. И правда, чудесные и, может быть, лучшие в мире системы, но гарантии нет, люди не вкладывают в это, не создают цены, а это та часть, без которой, если ты хочешь реально быть мировой компанией, то не получится. И вот в этом отношении ты можешь помогать, но если ты не создашь некую гармоничную систему, которая основана на нескольких основаниях, то само здание будет очень непрочное. Я бы очень хотел, если слушатели воспримут, чтобы когда мы думали что-то создать, надо обязательно думать о том, как это поддерживать и как этому придать задачу, когда, возможно, и тебя на этом месте не будет. Если мы научимся это делать, пока удач на международном рынке у нас не так много, об этом говорили. Но если можно, чтобы это не за похвальбу приняли, что «Транзас» входил в десятку самых успешных российских компаний, официально нам это звание присваивали. Но, честно скажу, по тому масштабу, по объему, который занимает «Транзас», мы, конечно, несовместимы с тем потенциалом России, чтобы такие компании как «Транзас» были в десятке. В сотне бы, да, для меня это была бы похвала, а в десятке сильно нет.
Диакон Игорь Цуканов:
— Я вас слушаю и думаю о том, что эта задача обеспечить то, что мы называем сервисом, поддержкой, на эту же задачу можно посмотреть через призму христианства. Мало что-то хорошее придумать, нужно еще, чтобы люди могли этим пользоваться. То есть чтобы людям было удобно, это в принципе забота о ближнем. Клиенты, заказчики это тоже ближние. Если ты им что-то предлагаешь, то по идее ты должен думать, чтобы им это было удобно. Чтобы они могли в случае каких-то вопросов эти вопросы задать, обратиться, если что-то не работает. Это как раз такой подход, его можно называть клиентоориентированным, как скажет светская организация. А с христианской точки зрения тоже совершенно понятные вещи.
Николай Лебедев:
— Еще раз говорю, когда я начал работать над этим, я понимаю, что есть некие продукты психологии в этом отношении, когда мы говорим о вере и вечности.
Кира Лаврентьева:
— А у меня прикладной вопрос, женский очень, может, уже все слушатели наши разобрались, что к чему. Отец Игорь, может, что-то понял, а я вот все равно сижу задумываюсь, по факту эндаумент-фонд это организация, мы знаем зарубежный... Ватикан, у них есть какие-то капиталы, чтобы содержать свои храмы, где-то ремонтировать, где-то реставрировать, что-то поддерживать. Сектантские всякие истории. Секты огромные делают свои эндаумент-платформы, чтобы поддерживать, строить все новые-новые храмы. А вообще есть шанс у России через какое-то количество лет при успешном информировании и обучении, как это открыть, как это делать, как это развивать, сделать свою эндаумент-платформу для поддержки храмов. Я так понимаю, что сейчас это все на уровне личных пожертвований в большинстве своем.
Диакон Игорь Цуканов:
— Да, благотворителей.
Кира Лаврентьева:
— И на уровне фондов благотворительных, которые собирают деньги непосредственно на строительство, ремонт храмов. Но с другой стороны, Николай Юрьевич, проехать по России, очень много совершенно невероятных, потрясающих произведений искусства, храмов, которые стоят в деревнях просто заросшие мхом, травой, у них нет колокольни. Мы все знаем, как это примерно выглядит, потому что их действительно очень много. Вот такие храмы можно как-то со временем брать под свою опеку, не вам, я не говорю вам, объять необъятное невозможно. Если развить эту историю, можно ли все-таки дать возможность этим прекрасным творениям русской культуры, русского зодчества как-то опять зажить новой жизнью. Есть что восстанавливать-то, я вот о чем.
Николай Лебедев:
— Мало того, сегодня абсолютно осознанно и правильно люди гордятся достаточно большим количеством новых храмов или восстановленных храмов. Это количество растет. Мне рассказывают, даже в нашем районе, в котором я живу, появилось за два-три года 15 новых храмов, еще, еще. Все отлично. А дальше что? Мы сейчас насоздавали, нам крупные компании или крупные меценаты помогли.
Диакон Игорь Цуканов:
— В разовом порядке.
Николай Лебедев:
— В разовом порядке, и дальше? Дальше начинается, мало того, что если ты потом не должным образом будешь поддерживать это дело, и люди будут видеть, ты всех начинающих людей, особенно молодых людей, можешь просто отпугнуть. Иногда бывает одного раза достаточно, чтобы человек потом только через двадцать лет мог вернуться. Это раз. С другой стороны, не надо ничего восстанавливать, если в России за век до 17-го года сорок процентов благотворительный взнос было через эти вечные целевые фонды, чего придумывать нового? Причем, есть один нюанс. Мне бы хотелось, чтобы эти все эндаументы было некой все же личной инициативой. Потому что, ну, Газпром — еще один фонд и еще чего-то, а там уже, мне кажется, выгорело очень сильно в этом отношении. А поднять личную инициативу больших, малых, средних, крупных предпринимателей, причем, порядок должен быть не с крупных, а с малых к крупным. Если мы вот этот вектор зададим, и если будут вот эти эндаументы и целевые фонды, их должно быть не много денег, а много количество этих фондов, тогда из них как из рассады вырастет красивый сад. Именно снизу должно пойти вверх. Тогда рано или поздно даже такие люди, как Собянин или Беглов, начнут создавать муниципальные эндаументы. Опять же, это должно прийти на уже унавоженную почву, и тогда все это дело пойдет. Хотелось бы, чтобы ваша радиостанция эту тему немножко, не обязательно в таких интервью, как сейчас, а продвигала. Чтобы эта рассада личных инициатив дала,.. и она покажет, насколько верующие люди или лояльные к вере могли решать эти задачи, когда наследники, которые придут после нас, которые получат уже не деньги, а управление деньгами в богоугодных целях. Если эти моменты как-то начнут совпадать, то произойдет Божия синергия, мы и не поймем, как вдруг все и расцветет.
Кира Лаврентьева:
— Огромное спасибо за этот разговор. Дорогие друзья, у нас в гостях был Николай Юрьевич Лебедев, предприниматель, филантроп, основатель компании «Транзас», которая изначально создавала электронные навигационные системы, позже морское авиационное оборудование, аэронавигационное обеспечение, а также учебные тренажеры для моряков и пилотов. Также мы говорили о храме Богоявления на Гутуевском острове, который помогает восстанавливать компания, в которой участвует Николай Юрьевич очень активно.
Николай Лебедев:
— И у нас и государство и наш Питерский муниципалитет.
Кира Лаврентьева:
— Все совместно.
Николай Лебедев:
— Это даже не совместно, потому что город вкладывает там даже сотни миллионов. Вы можете посмотреть, какие там шедевры.
Кира Лаврентьева:
— Потрясающие.
Николай Лебедев:
— Но все равно остается: а что после?
Кира Лаврентьева:
— Да, вот о чем надо задуматься, дорогие друзья. У микрофонов были диакон Игорь Цуканов и Кира Лаврентьева. Мы прощаемся с вами до следующего воскресенья. Николай Юрьевич, вас благодарим, желаем огромного здоровья и сил.
Диакон Игорь Цуканов:
— Огромное спасибо.
Николай Лебедев:
— Вам огромное спасибо. Дай Бог, и мы пару росточков новых посадим на эту почву.
Кира Лаврентьева:
— Всего вам доброго и до свиданья.
Николай Лебедев:
— Спасибо.
Диакон Игорь Цуканов:
— С Богом. Всего доброго.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
Послание к Римлянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2016/01/Apostol-Pavel-Valanten-de-Bulon.jpg)
Рим., 97 зач., VIII, 14-21.
![епископ Феоктист Игумнов](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Feoktist-Igumnov-1024x697-240x240.jpg)
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
С точки зрения православного христианского вероучения, грехопадение первых людей изменило не только их самих, но и весь тварный мир, именно по этой причине смертными стали как люди, так абсолютно все иные живые существа, населяющие землю. Этот факт говорит о глубокой внутренней связи человека со всем творением. Мы не можем не чувствовать этой связи, и, надо полагать, потому то наиболее духовно чуткие из нас и переживают некоторую степень вины тогда, когда видят страдания животных и различные природные катаклизмы. Священное Писание не спешит освобождать от этой вины, но оно указывает путь, по которому человечество в конечном итоге пройдёт ради возвращения сотворённого Богом мира к первоначальной гармонии. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 8-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, этот отрывок содержит прекрасные слова о взаимоотношениях человека и всего прочего творения Божия.
Глава 8.
14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»
16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии.
17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.
18 Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.
19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,
20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде,
21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.
Основный посыл только что прозвучавшего отрывка апостольского послания прост, он заключён в трёх словах: «мы — дети Божии» (Рим. 8:16). Далее апостол Павел перешёл к следствиям из этого факта, самое значимое из которых состоит в том, что детям принадлежит наследство, следовательно, Божие наследство принадлежит и нам. Конечно, речь здесь не может идти ни о чём материальном, под «наследством» в словах апостола Церковь понимает вечную жизнь и блага будущего мира. К примеру, святитель Кирилл Александрийский прокомментировал эту мысль апостола Павла так: «Не без труда совершается благо, однако у святых труд не лишён и великих надежд, ведь ничто земное им не обещано, но бесконечная слава и участие в том, что выше ума и слова». Конечно, апостол Павел не мог не сделать оговорку: наследство принадлежит тем, кто уподобится Единородному Сыну Божию Господу Иисусу Христу и не станет избегать страданий в том случае, если они будут попущены Богом.
На наследстве как следствии усыновления нас Богом апостол Павел не остановился, далее он написал крайне интересные и несколько загадочные слова: «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих» (Рим. 8:19). В истории были те люди, которые из этих слов делали вывод о разумности творения как такового, то есть о разумности животных, растений и всего прочего тварного мира. Впрочем, для христиан кажется совершенно очевидным, что апостол Павел использовал словосочетание «тварь с надеждою ожидает» лишь для выразительности речи, и относиться к этой фразе стоит так, как мы относимся к поэтическим сравнениям. Но, конечно, ожидающее творение — это не самое важное и интересное в апостольской фразе, значительно интереснее понять, чего же именно оно ожидает и что подразумевал апостол под «откровением сынов Божиих». Здесь нам на помощь приходит комментарий преподобного Симеона Нового Богослова, который звучит так: «Чаянием называет он сильное желание твари, чтоб поскорее сбылось откровение, или явление во славе сынов Божиих, какое имеет совершиться во всеобщее воскресение. Ибо тогда, во всеобщее воскресение, с пришествием Сына Божия, обнаружатся сыны Божии, проявится красота их и слава, и они всецело, то есть и душою, и телом сделаются светлосиянными и препрославленными». Другие авторитетные толкователи подхватывают мысль преподобного Симеона и говорят о том, что после всеобщего воскресения упомянутые преподобным Симеоном сыны Божии получат от Бога прежнюю власть над творением, вместе с этим Богом во всём творении будет уничтожено тление, и таким образом воссоздастся заложенная Богом в мир гармония.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
И работа, и забота
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/07/nature-snow-winter-people-road-white-1214916-pxhere.com-1-1.jpg)
Фото: PxHere
Зима 2022 года выдалась в Москве на редкость снежной. Чтобы не опоздать на работу, я выходила из дома раньше обычного и сметала снег со своего автомобиля. Нередко приходилось доставать из багажника лопату и чистить выезд на дорогу. В один из дней я села в машину, включила радио и услышала рассказ о необычном дворнике из города Красноярска.
Боиржон Жураев родился и вырос в живописном селе Самгар, которое местные жители называют «райской улицей Таджикистана». А в 25 лет в поисках работы отправился в Сибирь. Некоторое время провёл в Кемеровской области, затем в 2010 году переехал в Красноярск. За это время он женился, стал отцом пятерых детей: трёх сыновей и двух дочек; получил российское гражданство.
Несмотря на высшее образование (Боиржон по профессии агроном), он выбрал работу дворника — из-за гибкого графика, позволяющего в свободное время подрабатывать в такси. И добился успехов! Жураев не раз побеждал в профессиональных конкурсах, в 2021 году был удостоен звания «Лучший дворник Красноярска», а в 2022-м «фирменная» уборка территории сделала его известным по всей России!
Вот как это случилось. Морозным январским утром дворник Боря — так зовут Боиржона красноярцы — трудился на своём участке в микрорайоне Покровский. Всё шло как обычно, но в тот день соседи сняли его на видео, которое быстро распространилось по соцсетям. На кадрах мужчина с помощью специальной воздушной пушки, или воздуходувки, бесконтактно сметает снег с автомобилей, припаркованных во дворе, и только после этого чистит лопатой тротуары.
Горожан поразил поступок Боиржона Жураева, ведь все знают, сколько сил и времени требует от автомобилистов ежедневная расчистка машин. «Вот это человечище!», «Мир полон хороших людей», — так интернет-пользователикомментируют видеоролик. Благодарные местные жители дарят Боре конфеты и шоколадки, руководство управляющей компании выписало ему денежную премию, а мэр Красноярска вручил сувениры к 23 февраля.
Сам Боиржон скромно говорит: «Я просто делаю свою работу». На вопросы журналистов, почему он чистит не только дороги, но и машины, отвечает, что, помогая жителям, одновременно экономит своё время. «Я привожу в порядок двор рано утром. После этого людям уже не надо чистить свои авто, сбрасывая снег на дорогу. Да и мне не приходится мести двор дважды», — объясняет лучший дворник Красноярска. А ещё он рассказал, что учит своих детей не бояться никакой работы и помогать окружающим, — так когда-то воспитывали его самого. Семейное правило Жураевых: если делаешь — делай на совесть и с душой.
Как же вовремя я включила радио тем зимним утром! Передача о заботливом дворнике закончилась, а я ехала в машине по заснеженной Москве и улыбалась. На сердце у меня было по-летнему тепло оттого, что в далёком Красноярске живёт и работает такой человек — Боиржон Жураев!
Все выпуски программы Живут такие люди
Отроки Вавилонские
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/07/wood-smoke-flame-fire-fireplace-campfire-861317-pxhere.com-1-1.jpg)
Фото: PxHere
В Древней Руси существовала поговорка: «Ввержен в пещь огненную, яко три отрока». И все понимали, что речь идёт о смертельной опасности, от которой может спасти только чудо, и, конечно, знали, кто были эти три отрока.
Сегодня мы говорим о святых отроках Вавилонских Анании, Мисаиле и Азарии и стихотворении Лиодора Пальмина «Три отрока».
Место действия — древний город Вавилон (на территории современного Ирака).
Время действия — VI век до Рождества Христова.
В 586 году.до Рождества Христова после завоевания Иерусалима вавилонским царём Навуходоносором, многие еврейские семьи были уведены в плен.
В Вавилоне еврейских мальчиков, как говорится в Библии, «красивых видом, и понятливых для всякой науки», делали царскими слугами. Среди них оказались отроки АнАния, МисаИл и АзАрия.
Однажды царь Навуходоносор велел изготовить огромного золотого языческого идола и собрал на праздник в честь его освящения всех своих приближённых.
Глашатай вышел на площадь и громко объявил, что, как только зазвучит музыка, все должны упасть ниц и поклониться золотому идолу. А кто ослушается — того по велению царя бросят в пылающую печь.
Анания, Мисаил и Азария, хранящие в душе веру предков в Единого и Всемогущего Бога, не стали поклоняться языческому божеству, и были брошены в огонь.
«Отроки благочестивые в пещи», — излюбленный библейский сюжет в литературе и искусстве. Этой теме посвящено и стихотворение поэта XIX века Лиодора Пальмина «Три отрока».
Царь всем в поклоненье кумир золотой
Воздвиг пред своим Вавилоном.
Три отрока, полные веры святой,
Его не почтили поклоном.
«За это израильских отроков сжечь! —
Царь вымолвил в гневе сурово,
И ввергнули их в раскалённую печь,
Исполнивши грозное слово.
Но отроки живы: под жгучим огнём
Их ангел обвеял росою,
И Бога они величали втроём
Согласной, хвалебной мольбою...
Русский поэт и переводчик второй половины XIX века Илиодор Иванович Пальмин был известен, прежде всего, своими стихами на злобу дня.
В стихотворении на библейский сюжет «Три отрока», когда юноши в огненной печи поют хвалебную песнь Богу, Пальмин в полной мере явил и своё лирическое дарование.
Создателя славьте, и туча, и гром,
И бурные недра морские,
И звёзды на своде небес голубом,
И солнца лучи золотые!
Пернатые хоры под сенью лесов,
Сверкающих ранней росою,
В час утра хвалите Владыку миров,
Ликуя с зарёй золотою!
Всё славе Господней — немолкнущий клир,
Блеск царств и кровавая битва,
И голос пророка, гремящий на мир,
И трепетной девы молитва!
«Связали их и бросили прямо в пылающую печь, в чем они были, в шароварах, рубашках и шапках», — с поистине репортажными подробностями рассказывается эта история в «Книге пророка Даниила». Анания, Мисаил и Азария были друзьями Даниила, и пророк описывал то, что видел собственными глазами.
Велико же было изумление царя Навуходоносора, когда он заглянул в пылающую печь и увидел, как юноши, целые и невредимые, славят Господа.
«В гирляндах полночных светил в вышине
Хвалите Его, херувимы!» -
Так отроки пели в палящем огне,
Господнею силой хранимы.
Был чуден согласный и стройный их клир,
Язычники в страхе внимали,
И был посрамлён их бездушный кумир
На пышном своём пьедестале.
По преданию, пророк Даниил и его друзья Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в вавилонском плену. Это было две с половиной тысячи лет назад, но сила их веры в Бога до сих пор вдохновляет человечество.
Все выпуски программы Прообразы