
Фото: Dmitry Bukhantsov / Unsplash
О краеведе Леониде Зворыгине я узнала от подруги, которая увлекается поездками по России. Во время путешествия по Кировской области она посетила живописное село Ошеть, где и познакомилась с Леонидом Ивановичем.
Топоним «Ошеть» в переводе с языка одного из чудских племён означает «медвежий угол». Одноимённое село основано в 1690 году Дмитрием Васнецовым — предком всемирно известных художников Виктора и Аполлинария Васнецовых. Кроме того, в Ошети родился священномученик Михаил Тихоницкий. В том, что это историческое село по-прежнему является населённым пунктом — с жителями, церковью, целительным источником и другими достопримечательностями, — огромная заслуга пенсионера Леонида Зворыгина.
Леонид Иванович много лет успешно возглавлял местный колхоз, а в 1987 году ушёл с работы по состоянию здоровья. Позже, подлечившись, он получил предложение от городских властей создать в Ошети подсобное хозяйство Кировского агропромышленного предприятия. И вновь Зворыгин показал себя опытным руководителем: построил откормочный лагерь, закупил скот и начал поставлять молоко и мясо в областной центр. Параллельно возвращали к жизни полузаброшенное село, где к тому времени почти не осталось жителей: возводили дома для сотрудников, обустраивали дорогу и пруд, строили столовую и мастерские.
В середине 90-х подсобное хозяйство закрыли, и Леонид Иванович нашёл новое полезное дело. Сельская церковь в честь Образа Спаса Нерукотворного нуждалась в реконструкции, и Зворыгин с тремя товарищами взялся за восстановление её алтарной части. Работали почти три года; в декабре 2003-го отремонтированное помещение освятили, и с тех пор здесь проходят службы.
В 2013-м при поддержке областного Министерства культуры Леонид Зворыгин разработал туристический маршрут «Васнецовские тропинки». Вскоре в Ошети установили два памятника — роду Васнецовых и священномученику Михаилу Тихоницкому; благоустроили целительный источник, снабдили двухсотлетнюю липу памятным знаком.
Несмотря на солидный возраст — ему за 80, — Леонид Иванович активно участвует в общественной жизни. Он возглавляет районный совет ветеранов, пишет книги об истории ошетской земли, проводит экскурсии и даже ведёт блог в одной из социальных сетей!
Для местных жителей Леонид Зворыгин — человек-легенда: благодаря ему Васнецовское село расцвело и стало местом, привлекательным для туристов! Земляки называют Леонида Ивановича «хранителем села». А я считаю его настоящим «хранителем времени», который много лет стоит на страже истории родного края!
Все выпуски программы Живут такие люди
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер