25 декабря 1812 года, в праздник Рождества Христова, остатки наполеоновской армии в спешке покидали Россию, которая так и не покорилась Бонапарту. Война завершилась для противника полным разгромом. В этот день император Александр I издал Высочайший Манифест о строительстве в Москве храма Христа Спасителя — «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». Был объявлен конкурс проектов будущего храма. Победила работа почти неизвестного тогда архитектора Карла Магнуса Витберга. По его задумке, величественный собор высотою более двухсот метров, с двумя колоннадами, должен был увенчать одну из возвышенностей на Воробьёвых горах и стать символом величия русского народа, покровительства Духа Святого и благорасположения Божия к России.
28-летний Витберг принялся за работу с большим воодушевлением. По его задумке, грандиозное строение должно было представлять собою три объединённых храма — нижний, средний и верхний. На площадке перед храмом Витберг планировал установить две 100-метровые триумфальные бронзовые колонны. И отлить их из захваченных у врага трофейных орудий. На подготовительные мероприятия ушло два года. Утверждая окончательный проект, император сказал архитектору: «Вы заставили камни заговорить».
В 1817 году, 24-го октября по новому стилю, Россия праздновала пятую годовщину изгнания наполеоновских войск из Москвы. В тот день на Воробьевых горах напротив Лужнецкой слободы состоялась торжественная закладка храма. Император собственноручно положил в основу будущего фундамента первый камень. Интересно, что незадолго до этого события архитектор Карл Витберг перешёл из протестантизма в православие. В крещении он принял имя Александр, а император стал его восприемником.
Началось строительство. Продвигалось оно непросто, и не только по причине масштабности проекта. Оказалось, что грунт на Воробьёвых горах совсем не подходит для возведения столь грандиозного строения, каким задумал Витберг Храм Христа Спасителя. Земля попросту оседала под тяжестью камней. Таким образом, к 1825 году строителям не удалось завершить даже фундамент будущего храма. Тем временем, почившего императора Александра сменил на российском престоле Николай Первый. Он поручил разобраться с долгостроем на Воробьёвых горах. В результате строительство храма на этой местности признали невозможным и остановили.
Но величественный Храм Христа Спасителя, памятник героям войны 1812-го года, всё же вознёсся над Москвой. Спустя 42 года, в июне 1883-го на Волхонке состоялось торжественное освящение здания, построенного по проекту архитектора Константина Тона. В его фундамент легли камни того, первого храма, который должен был стоять на Воробьёвых горах. И пусть новый храм внешне ничем не напоминал своего предшественника, он, по изначальному замыслу, стал символом Божьего промысла о России и разделил с Отечеством его историческую судьбу. Разрушенный большевиками в 1931-м, сегодня Храм Христа Спасителя снова сияет куполами над столицей, как свидетель возрождения веры и страны.
«Величай, душе моя, вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца...» (задостойник Вознесения)
В дни, когда нет большого церковного праздника, во время литургии в храмах поётся молитвословие, посвящённое Пресвятой Богородице, которое начинается словами «Достойно есть». А в дни двунадесятых праздников — двенадцати главных церковных праздников в году — вместо песнопения «Достойно есть» поют так называемый «Задостойник» — то есть молитвословие, заменяющее песнь «Достойно есть». Для каждого праздника задостойник свой, с определённым текстом, славящим Пресвятую Богородицу, и связанным по смыслу с конкретным праздником. Я хочу рассказать вам о задостойнике, который поётся в храмах на праздник Вознесения Господня. Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря. Первая часть звучит так: «Величай, душа моя, вознёсшегося от земли на небо Христа, жизни Подателя». Вот как эта строчка звучит по-церковнославянски: «Велича́й, душе́ моя́,// возне́сшагося от земли́ на не́бо Христа́ Жизнода́вца».
Давайте послушаем первую часть:
Текст второй части песнопения обращён ко Пресвятой Богородице: «Тебя, Пресвятая Дева Мария, непостижимо для ума и невыразимо для слова ставшую Матерью Божию, во времени Сверхвременного неизречённо родившую, мы, верные, единодушно величаем». По-церковнославянски вторая часть звучит так «Тя, па́че ума́ и словесе́ Ма́терь Бо́жию,/ в ле́то Безле́тнаго неизрече́нно ро́ждшую,// ве́рнии, единому́дренно велича́ем».
Давайте послушаем вторую часть:
Как-то во время исполнения этого задостойника в праздник Вознесения Господня я задумалась над фразой «паче ума и словесе», то есть «выше ума и слова», если переводить буквально. Ведь действительно, невозможно земному человеку в полной мере осознать и принять разумом многие события из Евангелия. Например, рождение «во времени Сверхвременного», как сказано в задостойнике Вознесения. То есть появление в земной жизни, где течёт время, Господа, существующего вне времени. Невозможно объяснить умом непорочное зачатие Богородицей Спасителя, Его воскресение из мёртвых и вознесение плотью к небесам.
Но если посмотреть шире, то мы увидим, что весь земной мир — тоже «паче ума и словесе». Каким образом в нашем, казалось бы, обыкновенном и привычном мире появились миллионы различных видов растений? Как объяснить наличие прекрасного голубого неба над головой? Каким образом появилось на планете утоляющее жажду вещество под названием «вода»? Как образовались озёра, реки и моря, так красиво сияющие ночью при свете луны? Как были созданы люди — думающие, любящие, ошибающиеся, грешные, но любимые и хранимые Богом и Его Пречистой Матерью вечно, сверхвременно, во веки веков.
Давайте вместе послушаем задостойник праздника Вознесения Господня полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Мальчик Паша. Светлана Бакулина
Есть у меня при одном монастыре такое послушание — проводить экскурсии. К нам регулярно приезжают группы туристов, в том числе и дети. Обычно общение как со взрослыми, так и с ребятами складываются достаточно легко и время пролетает незаметно. Но случилась в моей практике и весьма трудная экскурсия.
К нам приехали школьники, класс 6-8-ой. В группе был один мальчик, Паша, который всю экскурсию старался меня перебивать, комментировал каждое предложение. Хоть внешне я и была непоколебима, реагировала спокойно, внутри я была сильно напряжена.
Начинала я рассказ о том, как в советские годы двухсотлетний храм на территории монастыря захватили и превратили в складское помещение, а мальчик уже кричит из толпы: «И правильно сделали!»
— Паша, прекрати! — покраснев от стыда старалась одернуть его учительница.
Но Паша останавливаться не собирался. На протяжении всей экскурсии он всячески привлекал к себе внимание: спорил, ругался, выражал несогласие со всем, что слышал. К моему удивлению, реакция остальных детей была спокойная. Они будто не замечали его, и с интересом продолжали слушать рассказ.
А вот моя концентрация внимания постепенно стала снижаться. Внутри накопилось раздражение. В какой-то момент голос мальчика стало слышно громче моего. Я приготовилась сделать ему замечание, хотела отчитать мальчишку за такое неуважительное поведение. Но вместо этого я ... вдруг замолчала. Посмотрела ему в глаза. Паша тоже замолчал. Повисла тишина...
В тот момент я вспомнила, как однажды в диалоге со своим неверующим другом поспешила ответить грубостью на грубость. В итоге ругаться он так и не перестал, а на меня ещё и обиделся. Мир в моей душе был потерян. Пошла с этим на исповедь. Тогда священник дал мне совет: «Не спеши говорить! Всегда молись перед сложным разговором, каким-то делом или встречей. Ругаются на тебя, читай про себя "90 псалом". Ну, а если нет возможности прочитать, попроси хоть простыми словами: «Господи, расположи моё сердце к этому человеку и его ко мне. Помоги...»
Я продолжала молчать и смотрела на мальчика. Пыталась вспомнить слова молитвы, которые советовал священник, но сбивалась. Времени на долгую заминку в экскурсии у меня не было, и я стала простыми словами говорить про себя : «Господи, помоги мне подобрать правильное слово, не навредить этому мальчику и своей душе ...»
Сказав эти слова, я почувствовала, как что-то внутри во мне поменялось. Взгляд Павла мне уже не казался таким вызывающим, а поведение провокационным. После нескольких секунд молчания я сказала:
«Паша, я слышу все темы, которые ты затронул. Считаю, что они очень важны и серьезны. Предлагаю поговорить индивидуально по окончании экскурсии. Подходи ко мне с любым вопросом, а сейчас давай позволим ребятам спокойно посмотреть ещё одну локацию...»
В конце экскурсии мальчик действительно подошёл ко мне. Он задавал много вопросов. Не со всеми моими ответами он был согласен, но уже слушал и не перебивал. Был виден его интерес к теме. А заинтересованность — это уже конструктивность.
Первостепенно в той ситуации было не поведение мальчика, а сохранение мира в душах обоих. Было важно подумать, что я как профессионал, как взрослый человек, в конце концов как православный человек могу дать ему. Знание, внимание, поддержку и, хотя бы небольшой пример христианской любви к другому непохожему на тебя человеку.
Ведь очень легко выполнять свою работу, когда все тебя слушают и никто не мешает, а продолжать делать её с такой же лёгкостью и любовью, когда всё не так как ты привык — это уже навык, который нужно обрести. Но теперь я знаю точно, что с Богом и молитвой это человеку под силу.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
28 июня. О подвигах Благоверного князя Лазаря Сербского
Сегодня 28 июня. День памяти Благоверного князя Лазаря Сербского, жившего в XIV веке.
О его подвигах, — священник Августин Соколовски.