
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
25 декабря 1812 года, в праздник Рождества Христова, остатки наполеоновской армии в спешке покидали Россию, которая так и не покорилась Бонапарту. Война завершилась для противника полным разгромом. В этот день император Александр I издал Высочайший Манифест о строительстве в Москве храма Христа Спасителя — «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». Был объявлен конкурс проектов будущего храма. Победила работа почти неизвестного тогда архитектора Карла Магнуса Витберга. По его задумке, величественный собор высотою более двухсот метров, с двумя колоннадами, должен был увенчать одну из возвышенностей на Воробьёвых горах и стать символом величия русского народа, покровительства Духа Святого и благорасположения Божия к России.
28-летний Витберг принялся за работу с большим воодушевлением. По его задумке, грандиозное строение должно было представлять собою три объединённых храма — нижний, средний и верхний. На площадке перед храмом Витберг планировал установить две 100-метровые триумфальные бронзовые колонны. И отлить их из захваченных у врага трофейных орудий. На подготовительные мероприятия ушло два года. Утверждая окончательный проект, император сказал архитектору: «Вы заставили камни заговорить».
В 1817 году, 24-го октября по новому стилю, Россия праздновала пятую годовщину изгнания наполеоновских войск из Москвы. В тот день на Воробьевых горах напротив Лужнецкой слободы состоялась торжественная закладка храма. Император собственноручно положил в основу будущего фундамента первый камень. Интересно, что незадолго до этого события архитектор Карл Витберг перешёл из протестантизма в православие. В крещении он принял имя Александр, а император стал его восприемником.
Началось строительство. Продвигалось оно непросто, и не только по причине масштабности проекта. Оказалось, что грунт на Воробьёвых горах совсем не подходит для возведения столь грандиозного строения, каким задумал Витберг Храм Христа Спасителя. Земля попросту оседала под тяжестью камней. Таким образом, к 1825 году строителям не удалось завершить даже фундамент будущего храма. Тем временем, почившего императора Александра сменил на российском престоле Николай Первый. Он поручил разобраться с долгостроем на Воробьёвых горах. В результате строительство храма на этой местности признали невозможным и остановили.
Но величественный Храм Христа Спасителя, памятник героям войны 1812-го года, всё же вознёсся над Москвой. Спустя 42 года, в июне 1883-го на Волхонке состоялось торжественное освящение здания, построенного по проекту архитектора Константина Тона. В его фундамент легли камни того, первого храма, который должен был стоять на Воробьёвых горах. И пусть новый храм внешне ничем не напоминал своего предшественника, он, по изначальному замыслу, стал символом Божьего промысла о России и разделил с Отечеством его историческую судьбу. Разрушенный большевиками в 1931-м, сегодня Храм Христа Спасителя снова сияет куполами над столицей, как свидетель возрождения веры и страны.
Все выпуски программы Открываем историю
Гилберт Честертон «Белая лошадь»: «Христианство в великом и малом»

Фото: PxHere
В 1910 году английский поэт, писатель и христианский мыслитель Гилберт Честертон написал поэму «Белая лошадь». Эту поэму в Первую Мировую брали на фронт солдаты, в ней находили утешение солдатские жёны и вдовы. Произведение — о соотношении большого и малого, очевидно важного и того, что порой воспринимается как второстепенное.
Сюжет произведения строится на борьбе англосаксонского короля Альфреда Великого с викингами-захватчиками. В начале поэмы Альфред, потерпевший поражение, скрывается с горсткой воинов в чаще, и тут ему является Божия Матерь со словами утешения. Вот как описывает Честертон Её голос:
«Он был голосом человека, но раздавался он словно с небес.
Он звучал так, словно скромная хижина внезапно взмыла к облакам.
Или бедный крестьянин, сидя у убогого очага
внезапно услыхал, как на соломенной его крыше, ликуя,
загремел колокольный звон».
Удивительное сочетание: убогий очаг, скромная хижина — и колокола, небеса. Но разве не так было в Вифлееме, когда в пещеру вместился сошедший с небес Бог? Та же парадоксальность, то же сочетание великого и малого пронизывает всё христианство. Преподобный Амвросий Оптинский, один из самых известных русских святых девятнадцатого столетия, говорил, что заповеди Божии не имеют дна, они глубоки и до конца непостижимы. И, с другой стороны, настолько эти заповеди просты и удобны для исполнения, что сохранить их способен и ребёнок.
В поэме «Белая лошадь» Честертон напоминает: великое часто соседствует с малым, и в самых будничных наших занятиях мы можем встретить Бога.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
16 октября. О жизни христианина

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Живите достойно благовествования Христова».
О жизни христианина — священник Захарий Савельев.
Достойность жизни христианина сообразуется с текстом Священного Писания: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершен». Нет предела совершенству для каждого из нас.
Каждый человек призван Богом к тому, чтобы в своей жизни следовать двум самым главным заповедям: «Возлюби Господа Бога твоего всем твоим сердцем и возлюби ближнего твоего». И в общем-то, даже десять заповедей, которые мы с вами знаем из Ветхого Завета, могут также быть распределены на те, которые относятся к Богу, и на те, которые относятся к человеку.
Ну и, безусловно, конечно, духовная жизнь — это единое пространство, поэтому и одни, и другие заповеди могут быть отнесены и к любви божественной, и к любви человеческой. Поэтому каждому человеку необходимо следить за своей совестью: обличает ли она его или нет. Многие из нас умрут с теми грехами, в которых каются сейчас при жизни. Но это не означает, что следование по этому пути нужно оставить и забыть его. Нет.
Каждому человеку необходимо следовать за Спасителем, каждому человеку необходимо бороться со своими грехами, своими страстями и, конечно, согласно словам апостола Павла, сообразовывать свою жизнь с благоствованием Христовым.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 октября. Об истории Трубчевской Иконы Божией Матери

Сегодня 16 октября. Церковь чтит Трубчевскую Икону Божией Матери.
О её истории — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Образ Пресвятой Богородицы, именуемый Трубчевским, известен своим происхождением из одноимённого города Орловской губернии — Трубчевска. Особо почитается эта икона в Троице-Скановом женском монастыре, расположенном недалеко от города Наровчата Пензенской области. Божьей Матери приписывают заступничество от эпидемий холеры 1831 и 1848 годов, происходивших через чтимую икону, которую обносили вокруг города крестным ходом.
Почитание Трубчевской иконы было так велико, что по желанию местных жителей её приносили в дома и совершали перед ней богослужения. Да и в сам монастырь стекались богомольцы, стремившиеся припасть к образу Царицы Небесной. В настоящее время в Троице-Скановой обители ведётся запись случаев помощи свыше, подаваемой обращающимся к Божьей Матери перед её иконой.
Умилительный образ Богоматери снабжён стихами, посвящёнными Деве Марии, среди которых есть такие слова: «Мать и с Сыном о том беседует, да всякий верный в небе царство наследует. Богородице Дева Пресвятая, спаси от бед и дашь нам всем благая». Будем и мы обращаться к Матери Божьей, да подаст и нам Она великую милость.
Все выпуски программы Актуальная тема