
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
25 декабря 1812 года, в праздник Рождества Христова, остатки наполеоновской армии в спешке покидали Россию, которая так и не покорилась Бонапарту. Война завершилась для противника полным разгромом. В этот день император Александр I издал Высочайший Манифест о строительстве в Москве храма Христа Спасителя — «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». Был объявлен конкурс проектов будущего храма. Победила работа почти неизвестного тогда архитектора Карла Магнуса Витберга. По его задумке, величественный собор высотою более двухсот метров, с двумя колоннадами, должен был увенчать одну из возвышенностей на Воробьёвых горах и стать символом величия русского народа, покровительства Духа Святого и благорасположения Божия к России.
28-летний Витберг принялся за работу с большим воодушевлением. По его задумке, грандиозное строение должно было представлять собою три объединённых храма — нижний, средний и верхний. На площадке перед храмом Витберг планировал установить две 100-метровые триумфальные бронзовые колонны. И отлить их из захваченных у врага трофейных орудий. На подготовительные мероприятия ушло два года. Утверждая окончательный проект, император сказал архитектору: «Вы заставили камни заговорить».
В 1817 году, 24-го октября по новому стилю, Россия праздновала пятую годовщину изгнания наполеоновских войск из Москвы. В тот день на Воробьевых горах напротив Лужнецкой слободы состоялась торжественная закладка храма. Император собственноручно положил в основу будущего фундамента первый камень. Интересно, что незадолго до этого события архитектор Карл Витберг перешёл из протестантизма в православие. В крещении он принял имя Александр, а император стал его восприемником.
Началось строительство. Продвигалось оно непросто, и не только по причине масштабности проекта. Оказалось, что грунт на Воробьёвых горах совсем не подходит для возведения столь грандиозного строения, каким задумал Витберг Храм Христа Спасителя. Земля попросту оседала под тяжестью камней. Таким образом, к 1825 году строителям не удалось завершить даже фундамент будущего храма. Тем временем, почившего императора Александра сменил на российском престоле Николай Первый. Он поручил разобраться с долгостроем на Воробьёвых горах. В результате строительство храма на этой местности признали невозможным и остановили.
Но величественный Храм Христа Спасителя, памятник героям войны 1812-го года, всё же вознёсся над Москвой. Спустя 42 года, в июне 1883-го на Волхонке состоялось торжественное освящение здания, построенного по проекту архитектора Константина Тона. В его фундамент легли камни того, первого храма, который должен был стоять на Воробьёвых горах. И пусть новый храм внешне ничем не напоминал своего предшественника, он, по изначальному замыслу, стал символом Божьего промысла о России и разделил с Отечеством его историческую судьбу. Разрушенный большевиками в 1931-м, сегодня Храм Христа Спасителя снова сияет куполами над столицей, как свидетель возрождения веры и страны.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 127. Богослужебные чтения

Есть ли у верующего человека надежда на счастье — семейное, трудовое, в конце концов, личное? Конечно, есть. Ведь Господь всеблаг и щедро делится этой Своей благостью с человеком. Но только при одном условии. Каком? Давайте узнаем, послушав псалом 127-й, что читается сегодня во время богослужения. Итак, давайте послушаем.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом был написан значительно позже царя и пророка Давида — автора многих других псалмов. В случае с псалмом 127-м автор так и остался неизвестным. Время же написания учёные выяснили — произведение было составлено после возвращения древних евреев из Вавилонского плена, т.е. в 6-м веке до Рождества Христова. Освобождение от власти Вавилона воспринималось как второй Исход. Напомню — первый Исход — это освобождение евреев из-под власти Египта, произошедшее стараниями пророка Моисея в 13 веке до Рождества Христова. Тогда через Моисея Господь совершил множество чудес.
В случае с окончанием Вавилонского плена всё обстояло иначе. Пророка во главе народа не было. Обильных чудес тоже никто не совершал. Но то было только половиной бед. Прибыв в историческую Палестину, евреи столкнулись с враждебными народами, не желавшими делиться землями. А те земли, что удалось занять, не приносили урожая. Народ впал в уныние. Стал требовать у вождей, священников, самого Бога ответа. Что происходит? Почему мы страдаем? Ответ был дан Священным Писанием, где неоднократно повторяется следующая мысль — сначала исполни правду Божию, а затем всё остальное. И древние евреи не сразу, но всё же поняли. Они не сделали очень важной вещи. Не восстановили храм в Иерусалиме, не начали череды богослужений.
А как можно рассчитывать на земное, если ты не уделил должного старания духовному? Надо сказать, древние евреи оперативно исправились. И мы слышали слова псалма, передающие радость преодоления скорбей: «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!» Псалмопевец делает совершенно верный вывод. Счастье, радость возможны там, где есть страх Божий. Не ужас перед Господом, а здоровая боязнь разрушить с Творцом отношения, неправильно выстроить приоритеты жизни. Перепутать важное со второстепенным.
Прозвучавший псалом позволяет задать вопрос — а мы сами всегда ли поступаем верно? Всегда ли полагаем веру в Бога в основание нашей жизни? Если у нас есть сомнения при ответе на данные вопросы, стоит не просто задуматься, а поскорее исправиться. Чтобы почва нашего бытия не засохла, не перестала приносить урожай. Не потому что Бог жесток, а потому что мы сами отсекли, отделили себя от Его животворной благодати!
Псалом 127. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 127. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 127. На струнах Псалтири
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
6 июня. О подвиге преподобного Никиты, столпника Переяславского

Сегодня 6 июня. День памяти преподобного Никиты, столпника Переяславского, жившего в двенадцатом веке.
О его подвиге — священник Захарий Савельев.
Преподобный Никита Столпник был заведующим сбором казённых податей и налогов в Переславле-Залесском. Переславль-Залесский — это очень древний город нашей страны, нашего государства. Он был основан Юрием Долгоруким, основателем нашего первопрестольного града Москвы.
И сегодня, вспоминая об этом угоднике Божьем, можно сказать, что, когда он собирал эти подати, он был жаден, он собирал больше меры. И вот этот перебор забирал в себе.
Но один раз он пришёл в храм и услышал чтение книги пророка Исаии: «Измыйтеся и чисти будите, отымите лукавство от душ ваших, научитеся добро творити». Эти слова запали в сознание будущего святого. И, согласно его житию, после посещения церкви всю ночь он вспоминал эти слова. И это зерно, которое Господь посеял, дало обильные плоды его святой жизни.
Он ушёл в монастырь, посвящённый великомученику Никите, в Переяславской земле. Он подвязался именно как столпник, то есть, находясь на столбе, долгое время находясь в тяжёлых аскетических условиях. Он боролся не только со своими поступками, но и с мыслями, которые его искушали.
И преподобный Никита Столпник является одним из почитаемых святых Переяславской епархии, покровителем этого города. А самое главное — примером того, насколько мы должны быть решительны в стремлении изменить свою жизнь, в стремлении покаяться перед Богом за свои поступки.
Все выпуски программы Актуальная тема