«Круто, когда тебя боятся», — однажды я прочитал эти слова на стене городского гаража. Вспоминаю ту надпись и думаю, как часто встречаются люди, готовые жить по такому принципу. Особенно любят внушать страх начальники. Существуют даже специальные технологии по внушению страха подчинённым или просителям-посетителям.
А мне кажется, что настоящий начальник — это хороший начальник, а хороший начальник — не просто менеджер, а внутренне сильный, добрый человек. Агрессивный, жёсткий человек, готовый по любому поводу кричать на подчинённых или, не моргнув глазом, десятками увольнять сотрудников, не может по определению быть эффективным управленцем. Такой начальник теряет реальную, живую связь с людьми.
Мне пришлось не раз и не два работать с руководителями— «громовержцами». И мужчины были среди них, и женщины. И всякий раз я наблюдал схожую картину. Начальник не доверяет своим коллегам, не готов по-человечески общаться с ними. А подчинённые теряют уважение к начальнику, сохраняя лишь видимость почтительных отношений.
Однако встречались и противоположные примеры. Вспоминаю доброго начальника, с которым проработал четыре года. Я мог засидеться на работе допоздна, чтобы завершить начатое. Вовсе не потому, что в случае невыполнения вызовут «на ковёр». Мой шеф никогда не повышал голоса — удивительной выдержки человек! И страха перед ним у меня не было. Хотя нет, всё же был. Но другой! Ощущение страха возникало из-за того, что я не хотел подвести, потерять доверие дорогого мне человека.
Любопытно, что чаще я засиживался на работе допоздна не из-за аврала, а просто потому, что мы с руководителем пили чай или вино, говорили обо всём на свете, шутили, смеялись или, наоборот, заводили серьёзный разговор на такие темы, которые обычно поднимаешь нечасто, только с близкими друзьями. До сих пор ощущаю теплоту тех вечеров!
Именно уважительными должны быть, на мой взгляд, отношения начальника и подчинённого.
А ещё мне кажется, что идеал хорошего начальника — Христос. Он никогда не пытался внушить страх, не хотел заставлять что-то делать, не говорил никому «ты должен сделать». Он управлял людьми только с помощью любви, милосердия, сострадания. Именно поэтому слова Христа, Его взгляд обладали такой невероятной силой, что рыбаки шли за Ним, становились апостолами, и мытари размягчались душой, каялись и возвращали наворованное. А блудницы становились целомудренными. И призыв «Иди и больше не греши» в устах такого хорошего Начальника звучал тогда и звучит сейчас не как приказ, а как вдохновляющее напутствие.
10 декабря. О добрых делах

В 5-йглаве 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Добрые дела Явны; а если и не таковы, скрыться не могут».
О мотивации доброделания — протоиерей Максим Первозванский.
Господь нам однозначно говорит, что мы должны наши добрые дела делать не на показ. Мы должны это делать не для того, чтобы получить похвалу от людей, а для того, чтобы получить похвалу от Господа. И сам апостол Павел тоже об этом говорит в разных местах неоднократно.
Здесь же апостол имеет в виду, что Господь Сам сделает явными наши дела, и противоречия никакого нет, поскольку Сам Господь упоминает, что нет ничего тайного, что не стало бы явным. И поэтому не стоит выпячивать свои добрые дела самостоятельно и повторять, когда вдруг нам выпадает счастье сделать что-то доброе: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу!»
Все выпуски программы Актуальная тема
10 декабря. О Новгородской иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Знамение»

Сегодня 10 декабря. Церковь празднует Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году.
О Новгородской иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Знамение», — протоиерей Василий Гелеван.
Название этой иконы восходит к строчке из книги пророка Исаии: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут ему имя: Еммануил». Еммануил, напомним, на русский переводится как «с нами Бог». И Еммануилом мы называем Младенца Христа. Значит, здесь пророчество о Рождестве Христовом.
Наиболее известные в России иконы такого типа все имеют географическую привязку: Новгородская, Курская, Царскосельская, Корчемная, Павловская, Верхнетагильская икона и так далее. Вот все эти иконы «Знамение» похожи внешне, потому что на каждой мы встречаем поясное изображение Богородицы и в области живота круг, как чрево непраздной женщины, и внутри этого круга — Младенец, Господь Еммануил.
Икона «Знамение» Новгородская, которую мы чтим именно сегодня, имеет некоторые свои иконографические особенности. По четырём углам возле Божией Матери располагаются святые: великомученик Георгий Победоносец, мученик Иаков Персиянин, преподобные Пётр, Онуфрий Афонский. Важно ещё подчеркнуть, что когда мы молимся, мы молимся не иконе, а самой изображённой на иконе Богородице. И в молитве к иконе «Знамение» отражено событие 1170 года. Она составлена в память о заступничестве Пресвятой Богородицы за Новгород.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 декабря. О правах человека в Ветхом и Новом заветах
Сегодня 10 декабря. Международный день прав человека.
О правах человека в Ветхом и Новом заветах — протоиерей Михаил Самохин.
Несмотря на то, что светский гуманизм претендует на монополию в формулировании и интерпретации теории прав человека, основы, предопределившие появление самой идеи неотъемлемых прав любого из нас, имеют библейские, христианские корни. Разберём основные категории достоинства человека.
Библия учит, что человек создан по образу и подобию Божию, что наделяет каждого человека неотъемлемым достоинством. Справедливость и правосудие. Многие книги Ветхого Завета, включая законы, данные Моисею, подчеркивают необходимость справедливого отношения ко всем людям, особенно к обездоленным и уязвимым.
Заповедь любви к ближнему. Господь и Спаситель Христос учил, что самая важная заповедь — «любить ближнего своего, как самого себя». Это подразумевает уважение к правам и потребностям других людей.
Право на жизнь и свободу. Библия содержит заповедь «Не убей», которая является основой для защиты права на жизнь. Также в ней есть положения, защищающие свободу и достоинство личности.
К сожалению, очень часто в число прав человека сейчас записывают право на богохульство и даже богоборчество. Право на разврат и нарушение заповедей. Это типичный пример того, как благой дар Бога человеку используется им против самого себя, становясь поводом ко греху.
На самом деле, любое право и любой закон, чтобы иметь силу, должен опираться на авторитет. Единственный такой бесспорный авторитет — Сам Господь, Который и вынесет Свой суд о том, как мы пользовались своими правами, исполняли обязанности и реализовали возможности.
Все выпуски программы Актуальная тема












