— Эй, кузнец! Акоп возвращается, сын Геворга!
— Эй, пастух! Геворга сын возвращается, Акоп!
— Эй, мужики! Сын Геворга, Акоп возвращается!
— А кто такой Акоп?
— Блудный сын Геворга.
— В смысле, блудный сын?
— Ты что, Библию не читал?!
Не стану утверждать за всех героев этого диалога, но режиссёр киноленты «Хлеб и соль», фрагмент из которой только что прозвучал, Библию читал точно. В 2019-м году Арч-Аспет Шермазанян снял короткометражный фильм по мотивам евангельской притчи о блудном сыне. Картина стала лауреатом православного фестиваля «Покров» в номинации «Лучший фильм», а в общей сложности побывала на 22-х кинофестивалях. По словам режиссёра, зрители из разных стран одинаково эмоционально переживали с героями фильма горе и радость. В такой возможности объединять сердца людей участием и добротой, по мнению Шермазаряна, и заключается сила кино.
В своей картине «Хлеб и соль» режиссёр Аспет Шермазанян перенёс действие евангельского сюжета в Армению 90-х годов. Именно тогда в его семье произошла история, почти в точности повторяющая притчу о блудном сыне. Однажды дядя Аспета уехал из родной деревни. Десять лет от него не было никаких вестей. А потом вдруг неожиданно дядя вернулся. Семья встретила его с хлебом и солью, а он раскаивался и просил прощения за беспутную жизнь вдали от дома. Это происшествие оставило глубокий отпечаток в душе Шермазаняна. С тех самых пор, по признанию режиссёра, его стала интересовать проблематика взаимоотношений отцов и сыновей.
Картина «Хлеб и соль», при своей смысловой глубине, получилась ещё и созерцательной. Диалогов в ней мало. Преобладают так называемые немые сцены. И они говорят зрителю куда больше, чем слова. Например, трогательный эпизод, когда отец, в ожидании сына, устраивает праздник и созывает всю деревню. Прямо на улице он накрывает стол. И гости во главе с хозяином дома с надеждой вслушиваются в звук каждой проезжающей мимо машины. И так несколько часов подряд — пока вдруг не начинается гроза и ливень. Кстати, сцена с непогодой, по словам режиссёра, вышла случайно — во время съёмок небо резко потемнело, разразилась гроза. В итоге этот фрагмент стал одним из самых эмоционально и художественно насыщенных эпизодов картины. «Словно сам Господь помог мне получить такой кадр!», — делился режиссёр в своих интервью.
Итак, все с нетерпением ждут появления Акопа, блудного сына Геворга. Ждёт его и старший брат. За оскорбление, нанесённое отцу и родному дому, он много лет назад поклялся убить Акопа. Все внутренние переживания старшего сына сконцентрированы в одном коротком эпизоде. Он проезжает на машине мимо того места, где отец готовит праздничный пир. Из окна видит парня с деревянной скамейкой в руках. Останавливается рядом и происходит немногословная, но эмоциональная сцена:
— Куда несёшь скамейку?
— Твой отец стол накрывает в честь возвращения твоего брата.
О том, удастся ли старшему брату Акопа совершить задуманное, и чем закончится история возвращения блудного сына на новый лад, зрители узнают, посмотрев короткометражный фильм «Хлеб и соль». Роли братьев в нём исполнили известные артисты современного армянского кино — Хорен и Арсен Левоняны. А отца сыграл художник и фотограф Самвел Севада. На эпизодические роли Арч-Аспет Шермазанян привлёк непрофессиональных актёров — своих родственников и односельчан. Режиссёр признавался: только благодаря поддержке близких людей картина смогла появиться на свет. Случилось так, что денег на съёмки не хватило, и тогда друзья и родные помогли, кто чем мог. Может быть, ещё и поэтому история получилась такой человечной и душевной. Близкие люди всегда придают нам силы, верят в нас, любят и прощают, считает режиссёр Аспет Шермазанян. И об этом — его короткометражный фильм «Хлеб и соль».
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
«Жизнь»
Жизнь ― она вне пределов суеты. Она ― это кваканье лягушек или запах пожарища и тона переходные небес; или дождь, ночь, тишина и капли по крыше; или рассеянные туманы, сиреневые рассветы, или ночные огни. Всё это за пределами чувств. То, что схватываешь пальцами души, как берёшь на ощупь воздух, то, иное, к чему не можешь притронуться, ― но ты и этого касаешься, непроизвольно, непринуждённо, по-свойски, словно тысячу лет тебя там ждали, и вот ты пришёл домой.
Все выпуски программы Утро в прозе
14 января. О семье святителя Василия Великого
Сегодня 14 января. День памяти святой Емилии, матери святителя Василия Великого, жившего в четвёртом веке.
О семье святителя — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы слышим слова «святое семейство», то всегда относим их к Пресвятой Богородице, Праведному Иосифу и Господу нашему Иисусу Христу. В истории церкви было немало семей, в которых все члены семьи были святыми. Одним из самых замечательных таких семейств была семья святителя Василия Великого. Его мама Емилия, он сам, его сестра Макрина, его брат Петр, епископ Севастийский, все они станут святыми. И не просто святыми, а теми людьми, которые во многом повлияют на становление Церкви Христовой, потому что IV век — это золотой век святоотеческой письменности.
Отец умер рано, и святитель Василий вспоминал, что воспитывала и наставляла их в благочестии сестра Макрина, но над всем этим, как птица, своими крылами покрывала своей любовью мать святая Емилия. И дети росли, все разные, и все очень по-разному в церкви раскрылись. Но все стали святыми.
Удивительно, как в церкви послужит святитель Василий. Он будет и талантливым администратором, и догматистом, и первым будет основывать Дома милосердия, которые так и будут называться Дома Святого Василия. Там будут самые обездоленные, самые презренные, самые отверженные. И вот этот опыт, безусловно, святитель Василий извлек из опыта христианской заботы своей матери, потому что она заботилась обо всех. Она была примерной христианкой, любящей, скорбящей и сорадующейся со всеми людьми, которые встречались на ее пути.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 января. О почитании Святителя Василия Великого
Сегодня 14 января. День памяти Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, жившего в четвёртом веке.
О его почитании — священник Августин Соколовски.
В литургической жизни православной церкви Святой Василий, вместе с Иоанном Златоустом и Григорием Богословом, именуется Великим Вселенским Учителем и Святителем. Эта почтенная традиция восходит к XI веку. Вместе со святыми Дионисием и Афанасием, которые оба были Александрийскими епископами, Святой Василий — один из всего трех отцов церкви, получивших наименование «Великий». Данный обычай весьма древний и связан с исключительной ролью этих святых в сохранении единства Вселенской Православной Церкви в эпоху гонений, как это было при Дионисии, во время догматических противостояний при Афанасии и самом Василии.
Делом жизни Василия стал Второй Вселенский Собор в Константинополе. Святого Василия следует считать подлинным духовным отцом нашего Никео-Константинопольского Символа веры. Ежедневно, читая его в молитвах и на богослужении, мы благодарно вспоминаем Святого Василия.
Святой прожил всего 49 лет. Его смерть стала подлинной трагедией для современников. По словам его близкого друга, святого Григория Богослова, она повергла в скорбь не только православных, но даже иудеев и язычников всей Кесарии. При этом сам Василий, скорее всего, знал о предстоящем ему исходе, поскольку, как это удалось установить современным исследователям, страдал от тяжелого заболевания кишечника. Подобно другим аскетам того времени, ранние подвиги, которым святой подвергал себя в начале своего монашества, подорвали его здоровье. Раны, от которых он, подобно исповедникам первых веков, страдал, так и не смогли излечиться. Уже во времена Василия церковь увидела в аскетизме и ограничении себя по заповеди Христовой продолжение мученических подвигов. Краткость жизни Василия — утешение тем служителям церкви, кто по неисповедимым путям Бога не имели возможности приобщиться к долголетию в земной истории.
Все выпуски программы Актуальная тема