
«Хлеб и соль», режиссёр Арч-Аспет Шермазанян
— Эй, кузнец! Акоп возвращается, сын Геворга!
— Эй, пастух! Геворга сын возвращается, Акоп!
— Эй, мужики! Сын Геворга, Акоп возвращается!
— А кто такой Акоп?
— Блудный сын Геворга.
— В смысле, блудный сын?
— Ты что, Библию не читал?!
Не стану утверждать за всех героев этого диалога, но режиссёр киноленты «Хлеб и соль», фрагмент из которой только что прозвучал, Библию читал точно. В 2019-м году Арч-Аспет Шермазанян снял короткометражный фильм по мотивам евангельской притчи о блудном сыне. Картина стала лауреатом православного фестиваля «Покров» в номинации «Лучший фильм», а в общей сложности побывала на 22-х кинофестивалях. По словам режиссёра, зрители из разных стран одинаково эмоционально переживали с героями фильма горе и радость. В такой возможности объединять сердца людей участием и добротой, по мнению Шермазаряна, и заключается сила кино.
В своей картине «Хлеб и соль» режиссёр Аспет Шермазанян перенёс действие евангельского сюжета в Армению 90-х годов. Именно тогда в его семье произошла история, почти в точности повторяющая притчу о блудном сыне. Однажды дядя Аспета уехал из родной деревни. Десять лет от него не было никаких вестей. А потом вдруг неожиданно дядя вернулся. Семья встретила его с хлебом и солью, а он раскаивался и просил прощения за беспутную жизнь вдали от дома. Это происшествие оставило глубокий отпечаток в душе Шермазаняна. С тех самых пор, по признанию режиссёра, его стала интересовать проблематика взаимоотношений отцов и сыновей.
Картина «Хлеб и соль», при своей смысловой глубине, получилась ещё и созерцательной. Диалогов в ней мало. Преобладают так называемые немые сцены. И они говорят зрителю куда больше, чем слова. Например, трогательный эпизод, когда отец, в ожидании сына, устраивает праздник и созывает всю деревню. Прямо на улице он накрывает стол. И гости во главе с хозяином дома с надеждой вслушиваются в звук каждой проезжающей мимо машины. И так несколько часов подряд — пока вдруг не начинается гроза и ливень. Кстати, сцена с непогодой, по словам режиссёра, вышла случайно — во время съёмок небо резко потемнело, разразилась гроза. В итоге этот фрагмент стал одним из самых эмоционально и художественно насыщенных эпизодов картины. «Словно сам Господь помог мне получить такой кадр!», — делился режиссёр в своих интервью.
Итак, все с нетерпением ждут появления Акопа, блудного сына Геворга. Ждёт его и старший брат. За оскорбление, нанесённое отцу и родному дому, он много лет назад поклялся убить Акопа. Все внутренние переживания старшего сына сконцентрированы в одном коротком эпизоде. Он проезжает на машине мимо того места, где отец готовит праздничный пир. Из окна видит парня с деревянной скамейкой в руках. Останавливается рядом и происходит немногословная, но эмоциональная сцена:
— Куда несёшь скамейку?
— Твой отец стол накрывает в честь возвращения твоего брата.
О том, удастся ли старшему брату Акопа совершить задуманное, и чем закончится история возвращения блудного сына на новый лад, зрители узнают, посмотрев короткометражный фильм «Хлеб и соль». Роли братьев в нём исполнили известные артисты современного армянского кино — Хорен и Арсен Левоняны. А отца сыграл художник и фотограф Самвел Севада. На эпизодические роли Арч-Аспет Шермазанян привлёк непрофессиональных актёров — своих родственников и односельчан. Режиссёр признавался: только благодаря поддержке близких людей картина смогла появиться на свет. Случилось так, что денег на съёмки не хватило, и тогда друзья и родные помогли, кто чем мог. Может быть, ещё и поэтому история получилась такой человечной и душевной. Близкие люди всегда придают нам силы, верят в нас, любят и прощают, считает режиссёр Аспет Шермазанян. И об этом — его короткометражный фильм «Хлеб и соль».
13 декабря. Об искушениях

В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым».
Об исправлении ближнего с любовью — протоиерей Максим Первозванский.
Есть такая отеческая премудрость, что, как правило, мы осуждаем других в том, что есть где-то, может быть, в зачаточном состоянии в нас самих, в каком-то иногда явном, иногда латентном состоянии.
И поэтому апостол предупреждает, чтобы мы, если кого-то и берёмся исправлять, то делали это не только с любовью, но главное, с кротостью, помня, что раз мы это заметили и взялись исправлять в других, значит, и сами мы недалеко от подобных ошибок. И поэтому в другом месте апостол Павел напоминает нам: «Блюдите, яко опасно ходите, яко же не мудрии, но яко же премудрии».
Все выпуски программы Актуальная тема
13 декабря. О почитании апостола Андрея Первозванного

Сегодня 13 декабря. День памяти Апостола Андрея Первозванного.
О его почитании на Руси — протоиерей Константин Харитонов.
Апостол Андрей Первозванный особенно почитается у нас на Руси. Он — первый проповедник Евангелия на землях нашего отечества.
На государственном уровне он отмечен тем, что самая главная награда нашей России — это орден апостола Андрея Первозванного, который был учреждён Петром I, но, к сожалению, был упразднён в 1917 году. Но он вновь возобновлён в 1998 году, и награждаются им самые выдающиеся деятели нашего отечества.
Также особенно почитается апостол Андрей Первозванный в российском флоте: флаг апостола Андрея Первозванного венчает эскадры нашего флота. Апостол Андрей Первозванный является покровителем и защитником нашего отечества, поэтому ему особенно молятся о защите нашей родины. Святой апостол Андрей Первозванный, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
13 декабря. О творчестве Карло Гоцци
Сегодня 13 декабря. В этот день в 1720 году родился итальянский писатель и драматург Карло Гоцци.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Самые знаменитые его комедии — «Любовь к трём апельсинам», «Турандот» — были использованы и впоследствии переработаны многими и многими писателями и композиторами, в том числе и Сергеем Прокофьевым, создавшим в 1919 году свою оперу.
Возвращаясь к Карло Гоцци, скажем, что шумный успех этих его произведений объяснялся причудливым сочетанием комического и трагического в сюжете. А ведь наша жизнь никогда не бывает сплошной чёрной полосой и вместе с тем не представляет собой бал-маскарад, но, если смотреть на неё с высоты птичьего полёта, учит каждого человека, по слову апостола Павла, не отчаиваться и в отчаянных обстоятельствах, и в радостях не впадать в самозабвение, но сохранять благодарственное, доверительное отношение к промыслу Божиему.
Этим сочетанием трагического и комического достигалось жизнеподобие пьес Карло Гоцци, их долгожизненность на театральной сцене.
Все выпуски программы Актуальная тема











