
«Хлеб и соль», режиссёр Арч-Аспет Шермазанян
— Эй, кузнец! Акоп возвращается, сын Геворга!
— Эй, пастух! Геворга сын возвращается, Акоп!
— Эй, мужики! Сын Геворга, Акоп возвращается!
— А кто такой Акоп?
— Блудный сын Геворга.
— В смысле, блудный сын?
— Ты что, Библию не читал?!
Не стану утверждать за всех героев этого диалога, но режиссёр киноленты «Хлеб и соль», фрагмент из которой только что прозвучал, Библию читал точно. В 2019-м году Арч-Аспет Шермазанян снял короткометражный фильм по мотивам евангельской притчи о блудном сыне. Картина стала лауреатом православного фестиваля «Покров» в номинации «Лучший фильм», а в общей сложности побывала на 22-х кинофестивалях. По словам режиссёра, зрители из разных стран одинаково эмоционально переживали с героями фильма горе и радость. В такой возможности объединять сердца людей участием и добротой, по мнению Шермазаряна, и заключается сила кино.
В своей картине «Хлеб и соль» режиссёр Аспет Шермазанян перенёс действие евангельского сюжета в Армению 90-х годов. Именно тогда в его семье произошла история, почти в точности повторяющая притчу о блудном сыне. Однажды дядя Аспета уехал из родной деревни. Десять лет от него не было никаких вестей. А потом вдруг неожиданно дядя вернулся. Семья встретила его с хлебом и солью, а он раскаивался и просил прощения за беспутную жизнь вдали от дома. Это происшествие оставило глубокий отпечаток в душе Шермазаняна. С тех самых пор, по признанию режиссёра, его стала интересовать проблематика взаимоотношений отцов и сыновей.
Картина «Хлеб и соль», при своей смысловой глубине, получилась ещё и созерцательной. Диалогов в ней мало. Преобладают так называемые немые сцены. И они говорят зрителю куда больше, чем слова. Например, трогательный эпизод, когда отец, в ожидании сына, устраивает праздник и созывает всю деревню. Прямо на улице он накрывает стол. И гости во главе с хозяином дома с надеждой вслушиваются в звук каждой проезжающей мимо машины. И так несколько часов подряд — пока вдруг не начинается гроза и ливень. Кстати, сцена с непогодой, по словам режиссёра, вышла случайно — во время съёмок небо резко потемнело, разразилась гроза. В итоге этот фрагмент стал одним из самых эмоционально и художественно насыщенных эпизодов картины. «Словно сам Господь помог мне получить такой кадр!», — делился режиссёр в своих интервью.
Итак, все с нетерпением ждут появления Акопа, блудного сына Геворга. Ждёт его и старший брат. За оскорбление, нанесённое отцу и родному дому, он много лет назад поклялся убить Акопа. Все внутренние переживания старшего сына сконцентрированы в одном коротком эпизоде. Он проезжает на машине мимо того места, где отец готовит праздничный пир. Из окна видит парня с деревянной скамейкой в руках. Останавливается рядом и происходит немногословная, но эмоциональная сцена:
— Куда несёшь скамейку?
— Твой отец стол накрывает в честь возвращения твоего брата.
О том, удастся ли старшему брату Акопа совершить задуманное, и чем закончится история возвращения блудного сына на новый лад, зрители узнают, посмотрев короткометражный фильм «Хлеб и соль». Роли братьев в нём исполнили известные артисты современного армянского кино — Хорен и Арсен Левоняны. А отца сыграл художник и фотограф Самвел Севада. На эпизодические роли Арч-Аспет Шермазанян привлёк непрофессиональных актёров — своих родственников и односельчан. Режиссёр признавался: только благодаря поддержке близких людей картина смогла появиться на свет. Случилось так, что денег на съёмки не хватило, и тогда друзья и родные помогли, кто чем мог. Может быть, ещё и поэтому история получилась такой человечной и душевной. Близкие люди всегда придают нам силы, верят в нас, любят и прощают, считает режиссёр Аспет Шермазанян. И об этом — его короткометражный фильм «Хлеб и соль».
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема