
В 1313 году лекторий в царском дворце был заполнен самыми образованными людьми Константинополя. Студенты университета, философы, богословы и сам император собрались в зале дворца, чтобы услышать речь юноши Григория - воспитанника лучшего ученого Империи философа Феодора Метохита. Слухи о светлом уме, образованности и ораторском мастерстве Григория дошли до Императора. По его настоянию юноша с большим успехом прочел лекцию о силлогистическом методе Аристотеля в императорском дворце.
Император:
Лекция была безупречна! Признаться, я восхищен, учитель Феодор! Вы прекрасно его обучили!
Федор Метохит:
Благодарю Вас, Ваше Величество! Думаю, сам Аристотель, если бы он был здесь, удостоил бы его речь похвалы!
Император:
Пожалуй, я сделаю его своим сановником, как некогда и его отца. Отец Григория был дорог мне, я принял участие в воспитании мальчика в память о нем. Но теперь вижу, что юный Григорий и сам по себе заслуживает моего внимания. Я уверен, он сделает блестящую карьеру! А вот и он!
Григорий:
Ваше Величество!
Император:
Мы обсуждали с учителем Федором твоё будущее! Ты мог бы стать придворным сановником, моим приближённым… Впрочем, мне интересно было бы узнать – каким ты сам его видишь?
Григорий:
Могу ли я ответить от сердца, Ваше Величество?
Император:
Разумеется!
Григорий:
Я чрезмерно благодарен вам, за вашу щедрость и милосердие, за ваше попечение обо мне… Но, светская жизнь тяготит меня. Мое сердце ищет уединения и жизни с Богом.
Император:
Вздор! Такому юноше как ты не приличествует запираться в келье! Ты должны блистать! Разве можно променять дело просвещения народа на уединение в келье? Так ты можешь закопать великий талант, Григорий!
Григорий:
Ваше Величество, Вы правы, просвещать народ – великое дело! Но необходимость быть со Христом – превыше всего. Здесь, в миру, заботы о материальных житейских нуждах мешают мне достичь совершенства Богообщения. Я чувствую, что только в молитвенном служении я обрету тот свет, который будет просвещать людей намного лучше, чем мой ум или мои способности! Несколько лет назад я совершил путешествие на Афон. Меня поразило там все: лица монахов, их образ жизни и то, как они воплощают в жизнь слова АпОстола Павла: «НепрестАнно молитесь». Они не прекращают молиться, даже когда занимаются хозяйственной работой. Это удивительно!
Император:
Да-да, всё это, конечно, замечательно. Но Григорий! Я думаю, мне удастся переубедить тебя! Ты останешься в дворце, я сделаю тебя самым приближённым ко двору человеком в Константинополе! Я женю тебя на самой знатной девИце. Пройдет совсем немного времени, и твоё имя узнают далеко за пределами Византии!
Григорий:
Да благословит Вас Бог, Ваше Величество, за всё! Ваша милость и щедрость не знает пределов, но я буду настаивать на своем решении.
Император:
И слышать не желаю! Следуй за мной!
Через три года уговоров, увидев совершенную непреклонность юноши, император Андроник II все же согласился отпустить его в монастырь. Юноша отправился на Афонский полуостров. Он выходил из своей кельи лишь для участия в Богослужениях. Все остальное время он употреблял на молитву. Уже в юном возрасте Григорий Палама стал известным богословом. В уединении у него сформировались взгляды, которые повлияли на дальнейшее развитие православной мысли. В это время Афоне развивалось монашеское движение, получившее название - исихазм. Основой этого движения стала практика непрерывного произнесения молитвы ИисУсовой. В 14 веке в Византии возникли споры вокруг этого метода молитвы и учения исихастов. Григорий, который к тому времени стал известен миру, как Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, вступил в спор с противниками учения исихастов - и написал три трактата «В защиту священнобезмолвствующих». В них он говорит о том, что молитва не только умственное, но и телесное делание, охватывающее всего человека. Тело, как считал Палама, - орудие души - и богоподобный человеческий дух способен "животворить" плоть. Так что молитва должна требовать сосредоточения и телесных сил. Но главным богословским наследием Святителя Григория стало учение о различии нетварных энергий Божества, и Божественной Сущности.
Нетварные энергии – это творческие действия Божества, которые совечны Богу. Весь Бог целиком присутствует в каждой Своей энергии. Эти энергии не есть нечто отдельное от Бога - это Сам Бог в его обращении к миру. Святитель Григорий считал, что стать причастником "Божеского естества" можно уже в этой жизни, по причастности к этой энергии или, как её еще называют – по благодати. Согласно учению исихастов, всё творение является осуществлением божественных энергий.
Преображение и устремление к божественному свету, которое проповедует Палама, - это преображение целОстное и всеобъемлющее - не только души, но и тела, которое Палама называл – обожение. Осуществляется оно «путем приобщения к энергии божества, которая неразрывно связана с сущностью Божией и потому несет с собой бессмертие и вечную жизнь".
Святитель Григорий Палама молился и писал свои труды, в уединении, которое не раз нарушалось политическими и богословскими спорами, возникавшими в Византии. Они постоянно требовали его присутствия. Император продолжал обращаться к ученому мужу за помощью.
Архиепископ сделал для просвещения народов гораздо больше, чем мог бы сделать просто ученый богослов. Уже при жизни Григория Паламы по его молитвам происходило множество чудесных исцелений, тысячи иноверцев обращались в христианство благодаря его проповеди. Всего через девять лет после смерти Григорий Палама был прославлен Православной Церковью в лике Святителя. Его памяти посвящена вторая неделя Великого Поста. И это не просто проявления любви и почитания. Прежде всего, Церковь засвидетельствовала этими почестями важность Истин, которые Бог открыл нам через Григория Паламу. И даже тех, кто плохо разбирается в богословии, вряд ли оставят равнодушными слова Святителя: «Как отделение души от тела есть – смерть тела, так и отделение души от Бога есть смерть души».
28 июня. О трудах преподобного Иеронима Стридонского

Сегодня 28 июня. День памяти преподобного Иеронима Стридонского, жившего в пятом веке.
О его трудах — священник Алексий Долгов.
Выходец из Центральной Европы, получивший прекрасное образование в Риме, он известен как автор одного из переводов Священного Писания на латинский язык, который известен под названием «Вульгата». Этот перевод и по сей день остаётся авторитетнейшим для всей западной христианской церкви.
Блаженный Иероним много сделал для развития богословской мысли не только западной, но и восточной православной Церкви. Но, как часто бывает, таланты богословские, духовные дарования и твёрдые принципы, в основе которых была искренняя вера во Христа Спасителя, вызывали не только почитание, но и зависть.
Блаженный Иероним вынужден был покинуть Рим. Он возглавил один из монастырей в Святой Земле, Вифлееме, где пребывал не только в посте и молитве, но и занимался литературным творчеством.
Подвижники как Востока, так и Запада очень высоко отзывались о трудах блаженного Иеронима спустя тысячи лет после кончины блаженного. «Сочинение его, — говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, — сияет по всему миру, как священные светильники. Он муж как учёности обширной, так и испытанного чистого учения, учитель православных». А святитель Дмитрий Ростовский называл его учителем церкви.
Описание блаженного Иеронима Стридонского — сокровищница святого Иеронима. Доступ к этой сокровищнице открыт и по сей день для каждого христианина.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 июня. О личности и трудах Сергея Платонова

Сегодня 28 июня. В этот день в 1860 году родился историк Сергей Платонов.
О его личности и трудах — протоиерей Василий Гелеван.
Центральной темой его работ было изучение историко-литературных рукописей, особенно периода Смутного времени. Ученый исследовал сказания, летописи, жития святых. Его особенно интересовали нравственные поучения, проповеди. Платонов ввёл в научный оборот множество доселе неизведанных рукописей.
Он получил степень магистра истории, защитил диссертацию на тему «Древнерусские повести и сказания о Смутном времени XVII века». Вместе с глубиной и фундаментальным подходом к его изысканиям, Платонов проявил себя ещё и как замечательный преподаватель.
Он практиковал такую своеобразную, очень увлекательную манеру подачи материала. Он был не учителем, а другом, рассказчиком, таким живым и очень ярким. И это довольно редкое совмещение.
Чаще всего мы видим выдающегося литератора, но при этом лишённого риторических способностей. Или наоборот, человека, в общем-то, поверхностного, но который может очень красиво подать.
Сергей Фёдорович Платонов — это редкое исключение, которого и читать интересно, и слушать. И яркость, и образность того материала, который он излагал, была не только в лекциях, и не только на страницах, но и во всех его выступлениях живых. Этим он запомнился своим современникам и студентам.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 июня. О молодых людях как о будущем нашей страны

Сегодня 28 июня. День молодежи России.
О молодых людях как о будущем нашей страны — священник Захарий Савельев.
По мысли людей, работающих на местах педагогов, преподавателей, и по мысли политиков, по мысли великих государственных деятелей в нашем будущем, молодёжь — это всегда будущее нации, страны, народа, целого мира. И вот какое будущее у нас будет, зависит сейчас от нас и зависит от молодых людей. Зависит сначала от людей, уже умудрённых опытом, и заканчивается на тех людях, которые сегодня готовятся формировать наше будущее.
И вот Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл особое значение уделяет именно молодым людям. Как мы с вами знаем, как мы видим, Святейший Патриарх поддерживает молодёжные проекты внутри Русской Православной Церкви, ведёт диалог со студенческой средой и преподавательской, которая формирует эту молодёжную среду.
Главный Святейший Патриарх привлекает молодых людей как на богослужения, так и на служение Церкви в целом, создавая новые горизонты у нашей Церкви, к которым мы все призваны тоже прийти, чтобы Церковь наполнялась не только людьми, которые на опыте познали скорбь и тесноту, о которых писал апостол Павел, но и наполнялись храмы теми молодыми лицами, которые ещё не столкнулись в полной мере с последствиями тех ошибок, которые допустили некоторые из нас в своей молодости.
В исторической перспективе побеждают не военачальники и солдаты, а побеждают педагоги и священники, которые лицом к лицу сталкиваются сначала с детишками, потом с молодыми людьми, а потом уже этих людей ведут во взрослую жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема