В 1313 году лекторий в царском дворце был заполнен самыми образованными людьми Константинополя. Студенты университета, философы, богословы и сам император собрались в зале дворца, чтобы услышать речь юноши Григория - воспитанника лучшего ученого Империи философа Феодора Метохита. Слухи о светлом уме, образованности и ораторском мастерстве Григория дошли до Императора. По его настоянию юноша с большим успехом прочел лекцию о силлогистическом методе Аристотеля в императорском дворце.
Император:
Лекция была безупречна! Признаться, я восхищен, учитель Феодор! Вы прекрасно его обучили!
Федор Метохит:
Благодарю Вас, Ваше Величество! Думаю, сам Аристотель, если бы он был здесь, удостоил бы его речь похвалы!
Император:
Пожалуй, я сделаю его своим сановником, как некогда и его отца. Отец Григория был дорог мне, я принял участие в воспитании мальчика в память о нем. Но теперь вижу, что юный Григорий и сам по себе заслуживает моего внимания. Я уверен, он сделает блестящую карьеру! А вот и он!
Григорий:
Ваше Величество!
Император:
Мы обсуждали с учителем Федором твоё будущее! Ты мог бы стать придворным сановником, моим приближённым… Впрочем, мне интересно было бы узнать – каким ты сам его видишь?
Григорий:
Могу ли я ответить от сердца, Ваше Величество?
Император:
Разумеется!
Григорий:
Я чрезмерно благодарен вам, за вашу щедрость и милосердие, за ваше попечение обо мне… Но, светская жизнь тяготит меня. Мое сердце ищет уединения и жизни с Богом.
Император:
Вздор! Такому юноше как ты не приличествует запираться в келье! Ты должны блистать! Разве можно променять дело просвещения народа на уединение в келье? Так ты можешь закопать великий талант, Григорий!
Григорий:
Ваше Величество, Вы правы, просвещать народ – великое дело! Но необходимость быть со Христом – превыше всего. Здесь, в миру, заботы о материальных житейских нуждах мешают мне достичь совершенства Богообщения. Я чувствую, что только в молитвенном служении я обрету тот свет, который будет просвещать людей намного лучше, чем мой ум или мои способности! Несколько лет назад я совершил путешествие на Афон. Меня поразило там все: лица монахов, их образ жизни и то, как они воплощают в жизнь слова АпОстола Павла: «НепрестАнно молитесь». Они не прекращают молиться, даже когда занимаются хозяйственной работой. Это удивительно!
Император:
Да-да, всё это, конечно, замечательно. Но Григорий! Я думаю, мне удастся переубедить тебя! Ты останешься в дворце, я сделаю тебя самым приближённым ко двору человеком в Константинополе! Я женю тебя на самой знатной девИце. Пройдет совсем немного времени, и твоё имя узнают далеко за пределами Византии!
Григорий:
Да благословит Вас Бог, Ваше Величество, за всё! Ваша милость и щедрость не знает пределов, но я буду настаивать на своем решении.
Император:
И слышать не желаю! Следуй за мной!
Через три года уговоров, увидев совершенную непреклонность юноши, император Андроник II все же согласился отпустить его в монастырь. Юноша отправился на Афонский полуостров. Он выходил из своей кельи лишь для участия в Богослужениях. Все остальное время он употреблял на молитву. Уже в юном возрасте Григорий Палама стал известным богословом. В уединении у него сформировались взгляды, которые повлияли на дальнейшее развитие православной мысли. В это время Афоне развивалось монашеское движение, получившее название - исихазм. Основой этого движения стала практика непрерывного произнесения молитвы ИисУсовой. В 14 веке в Византии возникли споры вокруг этого метода молитвы и учения исихастов. Григорий, который к тому времени стал известен миру, как Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, вступил в спор с противниками учения исихастов - и написал три трактата «В защиту священнобезмолвствующих». В них он говорит о том, что молитва не только умственное, но и телесное делание, охватывающее всего человека. Тело, как считал Палама, - орудие души - и богоподобный человеческий дух способен "животворить" плоть. Так что молитва должна требовать сосредоточения и телесных сил. Но главным богословским наследием Святителя Григория стало учение о различии нетварных энергий Божества, и Божественной Сущности.
Нетварные энергии – это творческие действия Божества, которые совечны Богу. Весь Бог целиком присутствует в каждой Своей энергии. Эти энергии не есть нечто отдельное от Бога - это Сам Бог в его обращении к миру. Святитель Григорий считал, что стать причастником "Божеского естества" можно уже в этой жизни, по причастности к этой энергии или, как её еще называют – по благодати. Согласно учению исихастов, всё творение является осуществлением божественных энергий.
Преображение и устремление к божественному свету, которое проповедует Палама, - это преображение целОстное и всеобъемлющее - не только души, но и тела, которое Палама называл – обожение. Осуществляется оно «путем приобщения к энергии божества, которая неразрывно связана с сущностью Божией и потому несет с собой бессмертие и вечную жизнь".
Святитель Григорий Палама молился и писал свои труды, в уединении, которое не раз нарушалось политическими и богословскими спорами, возникавшими в Византии. Они постоянно требовали его присутствия. Император продолжал обращаться к ученому мужу за помощью.
Архиепископ сделал для просвещения народов гораздо больше, чем мог бы сделать просто ученый богослов. Уже при жизни Григория Паламы по его молитвам происходило множество чудесных исцелений, тысячи иноверцев обращались в христианство благодаря его проповеди. Всего через девять лет после смерти Григорий Палама был прославлен Православной Церковью в лике Святителя. Его памяти посвящена вторая неделя Великого Поста. И это не просто проявления любви и почитания. Прежде всего, Церковь засвидетельствовала этими почестями важность Истин, которые Бог открыл нам через Григория Паламу. И даже тех, кто плохо разбирается в богословии, вряд ли оставят равнодушными слова Святителя: «Как отделение души от тела есть – смерть тела, так и отделение души от Бога есть смерть души».
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России
Ольга Богаевская. «Сын»
— Андрей Борисович, какая занятная репродукция висит у вас над обеденным столом!
— А, это работа художницы Ольги Богаевской, «Сын» называется. 1965 год. Подлинник картины хранится в художественном музее в Якутске. Давайте-ка, Маргарита Константиновна, я свет включу, чтоб удобнее было рассматривать.
— Спасибо большое! Посмотреть тут есть на что. Сколько динамики в сюжете! Толпа движется по мосту. За плотным человеческим потоком едва видны перила, река и панорама города. А на переднем плане навстречу людям идёт хрупкая женщина с ребёнком на руках. Блузка в полоску, волосы перехвачены белой косынкой.
— Смотришь и безошибочно определяешь, что именно молодая мама — главная героиня картины.
— Конечно, ведь она держит малыша, а полотно называется «Сын».
— Даже если не знать названия! Посмотрите, в толпе есть настоящие красавицы — большеглазая брюнетка, блондинка с ярким платочком на шее. Но мы, зрители, невольно удерживаем внимание на неприметной женщине в полосатой блузке.
— Наверное, благодаря малышу, которого она держит?
— Да, годовалым карапузом в синем беретике невозможно не залюбоваться. К тому же он единственный на картине повёрнут лицом к зрителю.
— Заглядывает в самую душу широко распахнутыми чистыми глазками.
— Но все-таки смысловой центр изображения — мама малыша. Ребёнок — сокровище, которое она обрела. И художница рассказывает нам в деталях, как это обретение изменило её жизнь.
— Про какие именно детали вы говорите?
— А вот обратите внимание на предметы в руках у женщин. Брюнетка держит огромный букет тюльпанов. Блондинка — яркие журналы и модную сумочку. А у юной мамы через локоть перекинута плетёная сумка-авоська, в которой детская книжка, бутылка молока и апельсины.
— Всё это предназначено для ребенка!
— Так тонко Ольга Богаевская раскрыла тему материнской любви. Можно сказать, служения!
— Богаевская, Богаевская... Не она ли иллюстрировала в своё время книжку Рувима Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»?
— Она! Ольга Борисовна блестяще передала сюжет этого проникновенного произведения в зрительных образах. Художница умела показать сложный внутренний мир героев, взаимодействие душ, и потому была востребована как иллюстратор. Её рисунки украсили многие книги в пятидесятых, шестидесятых годах двадцатого века.
— Такая занятость в книгоиздательстве могла пойти в ущерб живописи, как это нередко бывает у художников. Но картина «Сын» доказывает, что с Ольгой Богаевской этого не произошло.
— О, нет! Она в 1940 году окончила Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, и с тех пор ежегодно участвовала в выставках со своими картинами. Из-под кисти Богаевской выходили выразительные портреты, воздушные натюрморты. Но её любимая тема это, конечно, жанровые полотна со сценками из жизни, правдиво и трогательно рассказывающие о любви.
— Такие, как замечательное произведение «Сын», с которым я познакомилась благодаря вам, Андрей Борисович.
Картину Ольги Богаевской «Сын» можно увидеть в Национальном художественном музее республики Саха Якутия, в городе Якутске.
Все выпуски программы: Краски России
Пётр Петровичев. «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом»
— Маргарита Константиновна, спасибо, что вы согласились отправиться со мной в этот небольшой древний храм на окраине Великого Новгорода. Я, признаться, так вдохновился историей этого места, что хотел поскорее здесь оказаться. Слава Богу, добрались! Так вот он какой — храм Спаса на Нередице 12-го века!
— Храм не действующий, как я вижу... Пока только стены восстановлены... и кое-где сохранились росписи. Но как здесь благодатно! И название какое красивое, летописное — «Спас на Нередице»... А что оно означает, Андрей Борисович?
— Место, где построена церковь, было на удалении от Новгорода, «не в ряду», то есть не в черте города. Отсюда и название церкви — На Нередице.
— А как вы о ней узнали?
— Я и раньше о ней слышал. А вот месяц назад я был в Ярославском художественном музее и там обратил внимание на одну любопытную работу — рисунок художника Петра Петровичева, который так и называется «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом».
— Интересно... А можно найти рисунок в интернете?
— Так я же распечатал его и взял с собой. Вот, посмотрите, пожалуйста. Казалось бы, небольшая зарисовка росписей храма, изображения святых, кое-где требующие реставрации... Буквально эскиз в красках.
— Какая искренняя, светлая работа! Синие, золотистые тона храмовых фресок. Они не яркие, приглушённые. Но будто высвечены солнечным светом, льющимся из окна.
— И обратите внимание, как правдиво художник передаёт пространство церкви. Видите, вот здесь в правом верхнем углу рисунка, кое-где фрески утрачены, но для мастера важно сохранить каждую деталь, не обновляя, не реставрируя её в своей работе.
— Но как я вижу, сейчас на стенах храма, в котором мы находимся, этих фресок нет...
— К сожалению. Картину «В церкви Спаса-Нередицы» Петровичев написал в 1911 году. А спустя 30 лет во время Великой Отечественной здесь, под Новгородом, шли ожесточённые бои. В 1941 году храм Спаса на Нередице был практически разрушен немецкой артиллерией. Но благодаря замечательным новгородским реставраторам в конце 50-х годов он начал возрождаться — и сегодня он почти полностью восстановлен.
— Но, как я понимаю, работы продолжаются до сих пор. Посмотрите, леса стоят, инструменты, специальное освещение...
— Да, здесь работают специалисты Новгородского музея-заповедника, частью которого является церковь. Они восстанавливают внутреннее покрытие стен.
— Как вы хорошо осведомлены, Андрей Борисович!
— Да, я подготовился перед поездкой. Мне удалось выяснить, что в хранилищах музея-заповедника находятся тысячи кусочков штукатурки с древними росписями. Их собирали вручную местные жители и реставраторы при разборе руин ещё в сороковых. Неспешно, по крупицам в реставрационной мастерской из этих осколков возрождаются образы святых, которые когда-то смотрели со стен храма.
— Это удаётся, в том числе, благодаря таким художникам, как Пётр Петровичев, который зафиксировал для истории часть стены с бесценными изображениями.
— Слава Богу, некоторые образы уже удалось восстановить. Давайте попробуем найти их на стенах храма. Вот, например, изображение новгородского князя Ярослава Владимировича, который основал церковь в 1198 году. На фреске показано, как он вручает макет храма сидящему на престоле Христу. А вот святой Тимофей, ученик апостола Павла. Посмотрите, какие светлые лики!
— Андрей Борисович, а что это за надписи нацарапаны на стене справа? Неумело, будто кто-то учился писать.
— Это древние граффити 12-13 века. Реставраторы считают, что в этой части храма был скрипторий, то есть место, где дети учились писать прямо на стенах.
— Посмотрите, вот здесь многократно повторяются начертания буквы Б — большие, с засечками, кое-где украшенные узорами.
— Полагаю, дети учились писать слово «Бог». А вот, посмотрите, на стене неумелой детской рукой начертан православный крест. А вот ещё один — побольше, с орнаментом!
— А здесь, глядите-ка, кто-то нарисовал фигурку богатыря с мечом! И вся стена исписана буквами, линиями, рисунками... Маленькое живое свидетельство того, как жили новгородцы семь веков назад.
— Хорошо бы удалось полностью восстановить фрески в этом храме. И, конечно, полноценно возродить богослужения... Давайте обязательно вернёмся сюда снова.
— Да, непременно приедем. И побываем в Ярославском художественном музее, где находится работа художника Петра Петровичева «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом», которая так вдохновила вас!
Картину Петра Петровичева «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом» можно увидеть в Ярославском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России