— Село Овсище — славные названия встречаются в Тверской области! Ой, Андрей Борисович, смотрите, какой интересный особняк — треугольный фронтон, круглые колонны! Давайте остановимся?
— Да, здесь стоит прогуляться.
— Увидеть старинную деревянную усадьбу в наше время — большая удача! Надо полагать, здание восемнадцатого века. Вот только место для неё не совсем подходящее — возле трассы. Наверное, дорогу здесь позднее проложили.
— Какое тонкое чутьё у вас, Маргарита Константиновна. Особняк этот действительно восемнадцатого столетия, и место здесь для него не родное. Он был частью имения помещиков Милюковых в живописнейшем месте, на восточном берегу озера Молдино — это тоже в Тверской области, километров тридцать отсюда. Усадьба называлась «Островки». А в Овсище её перевезли в конце двадцатых годов двадцатого века.
— И ведь, наверное, даже фотографий не сохранилось, на которых этот великолепный дом смотрится в озеро!
— Насчёт фотографий не знаю, а вот картину сейчас попробую показать вам. Надеюсь, интернет позволит мне её загрузить. Отлично, получилось! Любуйтесь!
— Великолепный пейзаж! Наивный, трогательный и при этом фотографически подробный. Деревья отражаются в озёрной глади, берега заросли осокой и кувшинками, лодка мягко скользит по воде. Мальчик на мостках снял рубашонку — купаться собирается. А на противоположной стороне — та самая усадьба, мимо которой мы не смогли проехать. Легко узнаётся! Кто же автор этой работы?
— Григорий Сорока, крепостной Николая Петровича Милюкова.
— Но судя по уровню владения кистью, художник, наверное, получил вольную и учился в Академии художеств?
— Представьте себе — нет! Милюков был убежденным сторонником крепостного права. И Григорий Сорока всю свою жизнь прожил в неволе.
— Неужели он самостоятельно смог развить свой талант?
— У него был замечательный учитель — сосед Милюкова по поместью, Алексей Гаврилович Веницианов. Будучи членом Императорской академии художеств, он организовал у себя в усадьбе художественную школу для талантливых мальчиков из бедных семей. Николай Милюков счёл возможным отдать туда своего крепостного Григория Сороку, когда тому уже исполнилось девятнадцать лет.
— Так Сорока учился у Венецианова! Вот откуда у него такое чуткое восприятие света и тени и при этом сдержанный, колорит. А ещё на этой картине как будто запечатлена тихая радость. Она дышит покоем.
— Удивляться тут в принципе, нечему. Вид на усадьбу «Островки» написан в 1846 году — это время учебы у Венецианова, самое счастливое в жизни Сороки! Душа Григория дышала благодарностью — и доброму учителю, и Богу. Это благодатное состояние отражалось в творчестве. Как сказал искусствовед Григорий Островский, на полотнах Григория Сороки того периода «не быт, но бытие, не миг, но вечность».
— Андрей Борисович, а вы, случайно, не знаете, где сейчас хранится картина «Вид на усадьбу Островки»?
— Знаю, Маргарита Константиновна! В Тверской картинной галерее.
— Так это же меньше двухсот километров отсюда. Неужели мы туда не заедем?
— Конечно, заедем, раз нам представилась возможность взглянуть, как вечность отразилась в живописи крепостного художника Григория Сороки!
«Картину Григория Сороки «Вид на усадьбу „Островки“ можно увидеть в Тверской областной картинной галерее».
27 октября. О пророчестве Христа о Себе Самом

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть».
О пророчестве Христа о Себе Самом — священник Родион Петриков.
В данных словах нам нужно обратить внимание на первое слово «должно». Оно указывает не на слепой рок, а на глубокий божественный замысел. Страдание Христа — это не случайная трагедия, а исполнение воли Божией, предсказанное ещё пророками.
Он должен быть отвергнут религиозными лидерами своего народа, теми, кто, казалось бы, больше всех должен был узнать в Нём Мессию. Это пророчество показывает нам две важные вещи. Во-первых, предельную честность Христа Спасителя. Он не обманывал учеников и не сулил им легкой жизни, а с самого начала открывал им всю горькую и божественную правду о Своей миссии.
Во-вторых, оно открывает природу нашего спасения. Спасение пришло не через триумфальную силу сверхчеловека и сверхпобедителя, а через добровольное страдание истинного Бога и истинного человека, через Его отвержение, смерть, побеждённую Его воскресением.
Так, любая наша надежда должна корениться именно вот в этом «должно», в том, что путь через крест ведёт к жизни вечной.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 октября. О довольствовании тем, что имеем

В 4-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть».
О довольствовании тем, что имеем, — священник Николай Дубинин.
В Послании к филиппийцам апостол Павел пишет очень драматичные вещи, очень сердечные. Он говорит: «Братья, вы обо мне заботились, да и я сам научился быть довольным всем тем, что у меня есть. Я умею жить в скудости, — он говорит, — умею жить в изобилии. И научился всему, чтобы насыщаться и терпеть голод, быть и в изобилии, и в недостатке».
Вот эта универсальность и способность Бога благодарить за всё, что есть, она должна быть приличной каждому христианину. Нельзя быть добрым христианином только тогда, когда у тебя всё хорошо.
Иногда от нас требуется подвиг — благодарить Бога и со смирением принимать и скорби, и недостатки, и тесноту, которая выпадает нам в жизни.
Именно это и есть существенный подвиг настоящей христианской жизни — оставаться Богу благодарными за всё: и за хорошее, и за те испытания, которые выпадают нам в жизни. Этим и проверяется наша подлинная вера и доверие Господу Иисусу Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 октября. О значении библиотек в жизни школьника
Сегодня 27 октября. Международный день школьных библиотек.
О значении библиотек в жизни школьника — священник Захарий Савельев.
Я вспоминаю свою школьную библиотеку в городе Серпухове, в гимназии № 1, и вспоминаю, как наряду с учебниками, которые были необходимы для прохождения обучения, для получения необходимых знаний, школьные библиотекари всегда подбирали какую-то литературу, которая является вспомогательной.
Ученики оставались после уроков или приходили на переменах, интересовались теми книгами, которые библиотекарь или младший преподаватель презентовал им в краткой встрече на внеклассных стенах.
Школьная библиотека закладывает очень прочный и сильный фундамент, хотя в жизни человека по временному пространству не так много места занимает. Но школьный библиотекарь должен помнить, что посредством своей работы он принимает самое активное участие в жизни своего подопечного, формирует его мировоззрение и помогает ему в будущем ориентироваться в тех или иных вещах.
Наши школьные библиотеки продолжают быть актуальными даже в век высоких цифровых технологий. И более того, современные технические инновации должны способствовать развитию и внедрению библиотек школьных в жизнь наших детишек.
Все выпуски программы Актуальная тема







