
— Мам, ну пойдём уже? Я устала.
— Прошу тебя, давай ещё немножко в музее побудем — здесь так интересно. И прохладно. А на улице жара просто невыносимая. Такого у нас в Омске уже тысячу лет не было!
— Ну уж и тысячу! Вон, смотри, картина называется «Молебен во время засухи» — а написана она в 1880 году. Значит, меньше полутора сотен лет назад стояла такая же сушь.
— Юмористка ты у меня. Я же образно выразилась. А ещё мне кажется, это художник не наши края нарисовал, не Сибирь. Как его фамилия? Я без очков не прочитаю.
— Григорий Мясоедов. Никогда не слышала.
— И я тоже. Интересно было бы узнать, кто он, откуда. А спросить некого, смотрительница куда-то вышла.
— Я немного знаю о художнике, могу рассказать. Григорий Мясоедов родился в родительском имении в Тульской губернии. Учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге. А это произведение художник действительно написал далеко от здешних мест — в начале восьмидесятых годов девятнадцатого века он жил под Харьковом. Видите, на одной из участниц молебна на картине — рубашка-вышиванка с характерным для Малороссии узором.
— Как познавательно! А вы сотрудник картинной галереи?
— Нет, я любознательный путешественник, влюблённый в русскую живопись. Меня зовут Андрей Борисович.
— Приятно познакомиться! Светлана Николаевна.
— Андрей Борисович, а чем известен художник Мясоедов?
— Он один из организаторов товарищества передвижных художественных выставок.
— Передвижников?
— Совершенно верно! Григорий Григорьевич был активным участником этого просветительского проекта. Он не признавал никаких течений в живописи, кроме реализма, и настаивал, что творчество должно отражать повседневность.
— А разве молебен, который изображен на картине — реальность и повседневность?
— Безусловно! Для человека верующего общение с Богом — самая реальная реальность. А моление о даровании дождя — насущная потребность.
— А что, такой способ вызвать дождь работает?
— Я бы не назвал молебен методом влияния на погоду. Скорее, это сердечная просьба к Небесному Отцу. И, конечно, она бывает услышана.
— А я вот смотрю, как много людей на картине участвуют в молебне! Здесь, смотрите-ка, и зажиточные крестьяне в дорогих кафтанах и сапогах, и нищие в лаптях, с сумой через плечо.
— Ещё бы, ведь засуха — общая беда. Если не будет урожая, всем грозит голодный год. Художник с помощью особых приёмов показал, что крестьяне всей деревней единодушно вышли в поле попросить у Бога милости. Обратите внимание, полотно сильно вытянуто по горизонтали. Это почти панорама — и всё пространство заполнено молящимися.
— При этом Мясоедов тщательно выписал каждое лицо. Столько народу, и у каждого особое выражение глаз!
— Верно, мы видим не безликую толпу, а собрание людей, каждый из которых ценен в своём благоговейном предстоянии Богу. Такие картины, где изображено множество значимых персонажей, называют хоровыми.
— И в самом деле, похоже на хор. Стройное многоголосье душ даёт надежду, что скоро пойдёт дождь.
— А символ надежды — облако, появившееся на горизонте, как ответ на молитву. Его жемчужная белизна противопоставлена общему серо-коричневому колориту картины, она наделяет жанровое полотно особым жизнеутверждающим смыслом. Смотришь, и веришь, что с Богом преодолимы любые напасти.
«Картину Григория Мясоедова „Молебен во время засухи“ можно увидеть в Омском областном музее изобразительных искусств имени Врубеля».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер