— Мам, ну пойдём уже? Я устала.
— Прошу тебя, давай ещё немножко в музее побудем — здесь так интересно. И прохладно. А на улице жара просто невыносимая. Такого у нас в Омске уже тысячу лет не было!
— Ну уж и тысячу! Вон, смотри, картина называется «Молебен во время засухи» — а написана она в 1880 году. Значит, меньше полутора сотен лет назад стояла такая же сушь.
— Юмористка ты у меня. Я же образно выразилась. А ещё мне кажется, это художник не наши края нарисовал, не Сибирь. Как его фамилия? Я без очков не прочитаю.
— Григорий Мясоедов. Никогда не слышала.
— И я тоже. Интересно было бы узнать, кто он, откуда. А спросить некого, смотрительница куда-то вышла.
— Я немного знаю о художнике, могу рассказать. Григорий Мясоедов родился в родительском имении в Тульской губернии. Учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге. А это произведение художник действительно написал далеко от здешних мест — в начале восьмидесятых годов девятнадцатого века он жил под Харьковом. Видите, на одной из участниц молебна на картине — рубашка-вышиванка с характерным для Малороссии узором.
— Как познавательно! А вы сотрудник картинной галереи?
— Нет, я любознательный путешественник, влюблённый в русскую живопись. Меня зовут Андрей Борисович.
— Приятно познакомиться! Светлана Николаевна.
— Андрей Борисович, а чем известен художник Мясоедов?
— Он один из организаторов товарищества передвижных художественных выставок.
— Передвижников?
— Совершенно верно! Григорий Григорьевич был активным участником этого просветительского проекта. Он не признавал никаких течений в живописи, кроме реализма, и настаивал, что творчество должно отражать повседневность.
— А разве молебен, который изображен на картине — реальность и повседневность?
— Безусловно! Для человека верующего общение с Богом — самая реальная реальность. А моление о даровании дождя — насущная потребность.
— А что, такой способ вызвать дождь работает?
— Я бы не назвал молебен методом влияния на погоду. Скорее, это сердечная просьба к Небесному Отцу. И, конечно, она бывает услышана.
— А я вот смотрю, как много людей на картине участвуют в молебне! Здесь, смотрите-ка, и зажиточные крестьяне в дорогих кафтанах и сапогах, и нищие в лаптях, с сумой через плечо.
— Ещё бы, ведь засуха — общая беда. Если не будет урожая, всем грозит голодный год. Художник с помощью особых приёмов показал, что крестьяне всей деревней единодушно вышли в поле попросить у Бога милости. Обратите внимание, полотно сильно вытянуто по горизонтали. Это почти панорама — и всё пространство заполнено молящимися.
— При этом Мясоедов тщательно выписал каждое лицо. Столько народу, и у каждого особое выражение глаз!
— Верно, мы видим не безликую толпу, а собрание людей, каждый из которых ценен в своём благоговейном предстоянии Богу. Такие картины, где изображено множество значимых персонажей, называют хоровыми.
— И в самом деле, похоже на хор. Стройное многоголосье душ даёт надежду, что скоро пойдёт дождь.
— А символ надежды — облако, появившееся на горизонте, как ответ на молитву. Его жемчужная белизна противопоставлена общему серо-коричневому колориту картины, она наделяет жанровое полотно особым жизнеутверждающим смыслом. Смотришь, и веришь, что с Богом преодолимы любые напасти.
«Картину Григория Мясоедова „Молебен во время засухи“ можно увидеть в Омском областном музее изобразительных искусств имени Врубеля».
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.