— Музей истории Мариинска способен удивить! Ты только посмотри, дядя Андрей, какая выразительная картина со скромным названием «Безымянный пейзаж»!
— Да, великолепная. Стройная сосна купается в солнечном свете. Золотом сияет чешуя ствола и крепких ветвей. Синими бликами мерцает горная река, бегущая среди камней. От полотна веет свежим дыханием летнего леса.
— На табличке написано, что автор картины — некий Григорий Гуркин. Никогда не слышал об этом художнике.
— Значит, для тебя настало время совершить ещё одно открытие в мире изобразительного искусства. Григорий Гуркин — самобытный живописец конца девятнадцатого — начала двадцатого века. С очень интересной биографией!
— Правда? А расскажи мне про него!
— Это первый профессиональный художник на Алтае. Его родители принадлежали к племени Чорос одного из кочевых народов Западной Сибири — телеутов.
— А имя у Гуркина русское — Григорий.
— Имя и фамилию он получил при крещении. В селе Улалу, где родился художник, проживали русские православные миссионеры.
— А что это за село, где оно находится?
— Примерно в пятистах километрах отсюда, от Мариинска. Сейчас это город Горно-Алтайск. Григорий учился в школе при Русской миссии и любил бывать в иконописной мастерской. Сначала он выполнял небольшие поручения — растирал краски, грунтовал доски. А потом ему доверили создавать образы святых. Несколько лет Гуркин посвятил этому искусству.
— А картины Григорий когда начал писать?
— Тогда же, в девяностых годах девятнадцатого столетия. Талант молодого телеута заметил один из русских просветителей сибирских народов, учёный Андрей Анохин. Он настоятельно рекомендовал Григорию поступать в Санкт-Петербургскую академию художеств, и тот прислушался.
— Поступил?
— Сразу не получилось. В академии существовал возрастной ценз, и Григорий ему не соответствовал — художнику было больше двадцати семи лет. Но на его работы обратил внимание руководитель академической пейзажной мастерской Иван Шишкин. Маститый живописец сказал: «Живи в моём доме и учись у меня, пока я жив».
— Гуркин согласился?
— Да. И время, проведённое рядом с мастером, стало главным в его жизни. Позднее для Григория сделали исключение и приняли в академию, несмотря на возраст. Но художник считал, что уроки Шишкина дали ему больше, чем официальное обучение.
— А ведь «Безымянный пейзаж» чем-то похож на картины Ивана Шишкина! Это тоже гимн красоте природы в красках.
— Влияние учителя, безусловно, отразилось на произведениях Григория Гуркина. И в «Безымянном пейзаже» присутствует типично шишкинский размах в изображении деревьев, неба, воды. Но 1905 год, в котором была написана эта картина, считается переломным в творчестве алтайского живописца. В это время Гуркин обретает свой почерк. И в работе, что висит перед нами, он уже виден.
— А как этот почерк проявляется?
— Глядя на полотно, ты не усомнишься, что перед тобой Алтай. Об этом свидетельствует и особый серо-зеленоватый оттенок горной гряды на горизонте, и форма деревянного домика-юрты в тени гигантской сосны. Григорий Гуркин научился подмечать и отражать на холсте неповторимые черты своей малой родины. Любовью к ней дышит и «Безымянный пейзаж».
«Сохранение Байкала». Анастасия Цветкова
Сегодня в семь вечера у нас в гостях была генеральный директор фонда «Озеро Байкал» Анастасия Цветкова.
Мы говорили с нашей гостьей о том, как защита и сохранение Байкала стало для неё важной частью жизни, а также о том, почему необходимо заботиться и оберегать окружающий мир как творение Божие.
Все выпуски программы Светлый вечер
12 ноября. О трудах Михаила Каченовского
Сегодня 12 ноября. В этот день в 1775 году родился русский историк и издатель Михаил Каченовский.
О его трудах, — протоиерей Артемий Владимиров.
12 ноября. О творчестве Павла Голенищева-Кутузова
Сегодня 12 ноября. В этот день в 1767 году родился российский военачальник, сенатор и литератор Павел Иванович Голенищев-Кутузов.
О его творчестве, — протоиерей Василий Гелеван.