
— Музей истории Мариинска способен удивить! Ты только посмотри, дядя Андрей, какая выразительная картина со скромным названием «Безымянный пейзаж»!
— Да, великолепная. Стройная сосна купается в солнечном свете. Золотом сияет чешуя ствола и крепких ветвей. Синими бликами мерцает горная река, бегущая среди камней. От полотна веет свежим дыханием летнего леса.
— На табличке написано, что автор картины — некий Григорий Гуркин. Никогда не слышал об этом художнике.
— Значит, для тебя настало время совершить ещё одно открытие в мире изобразительного искусства. Григорий Гуркин — самобытный живописец конца девятнадцатого — начала двадцатого века. С очень интересной биографией!
— Правда? А расскажи мне про него!
— Это первый профессиональный художник на Алтае. Его родители принадлежали к племени Чорос одного из кочевых народов Западной Сибири — телеутов.
— А имя у Гуркина русское — Григорий.
— Имя и фамилию он получил при крещении. В селе Улалу, где родился художник, проживали русские православные миссионеры.
— А что это за село, где оно находится?
— Примерно в пятистах километрах отсюда, от Мариинска. Сейчас это город Горно-Алтайск. Григорий учился в школе при Русской миссии и любил бывать в иконописной мастерской. Сначала он выполнял небольшие поручения — растирал краски, грунтовал доски. А потом ему доверили создавать образы святых. Несколько лет Гуркин посвятил этому искусству.
— А картины Григорий когда начал писать?
— Тогда же, в девяностых годах девятнадцатого столетия. Талант молодого телеута заметил один из русских просветителей сибирских народов, учёный Андрей Анохин. Он настоятельно рекомендовал Григорию поступать в Санкт-Петербургскую академию художеств, и тот прислушался.
— Поступил?
— Сразу не получилось. В академии существовал возрастной ценз, и Григорий ему не соответствовал — художнику было больше двадцати семи лет. Но на его работы обратил внимание руководитель академической пейзажной мастерской Иван Шишкин. Маститый живописец сказал: «Живи в моём доме и учись у меня, пока я жив».
— Гуркин согласился?
— Да. И время, проведённое рядом с мастером, стало главным в его жизни. Позднее для Григория сделали исключение и приняли в академию, несмотря на возраст. Но художник считал, что уроки Шишкина дали ему больше, чем официальное обучение.
— А ведь «Безымянный пейзаж» чем-то похож на картины Ивана Шишкина! Это тоже гимн красоте природы в красках.
— Влияние учителя, безусловно, отразилось на произведениях Григория Гуркина. И в «Безымянном пейзаже» присутствует типично шишкинский размах в изображении деревьев, неба, воды. Но 1905 год, в котором была написана эта картина, считается переломным в творчестве алтайского живописца. В это время Гуркин обретает свой почерк. И в работе, что висит перед нами, он уже виден.
— А как этот почерк проявляется?
— Глядя на полотно, ты не усомнишься, что перед тобой Алтай. Об этом свидетельствует и особый серо-зеленоватый оттенок горной гряды на горизонте, и форма деревянного домика-юрты в тени гигантской сосны. Григорий Гуркин научился подмечать и отражать на холсте неповторимые черты своей малой родины. Любовью к ней дышит и «Безымянный пейзаж».
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О творчестве Константина Сергиенко

Сегодня 17 сентября. В этот день в 1940 году родился русский писатель, автор исторических романов для детей Константин Сергиенко.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
85 лет тому назад родился примечательный русский современный писатель Константин Константинович Сергиенко, писавший преимущественно для юношества. А его самое известное произведение «До свидания, овраг» посвящено четвероногим друзьям, которые в этой повести мыслят и говорят. И настолько образно и глубоко, что это произведение было признано советским бестселлером, переведено на многие иностранные языки. И для любителей своих питомцев представляет собой своего рода энциклопедию.
Константин Константинович был человеком высокой культуры. Зная три иностранных языка, он с юности погружался в исторические темы, скажем, войны Испании и Голландии. Прежде чем написать исторический очерк на тему осады голландского города испанцами, изучил более 500 произведений на данную тему. Сегодня можно позавидовать такой глубине проникновения в тему.
Скончавшись совсем молодым, не достигнув шестидесяти лет, раб Божий Константин говорил о том, что жизнь человеческая — это чудо, это дар. Мы не должны относиться к нему поверхностно. Так легко растерять милости, дарованные нам свыше. Жизнь прожить по-русскому — при слове «не поле перейти».
Произведение Константина Сергиенко и учит нас постигать тайну жизни, воздавая за неё благодарение тому, кто нам её даровал.
Все выпуски программы Актуальная тема