
— Музей истории Мариинска способен удивить! Ты только посмотри, дядя Андрей, какая выразительная картина со скромным названием «Безымянный пейзаж»!
— Да, великолепная. Стройная сосна купается в солнечном свете. Золотом сияет чешуя ствола и крепких ветвей. Синими бликами мерцает горная река, бегущая среди камней. От полотна веет свежим дыханием летнего леса.
— На табличке написано, что автор картины — некий Григорий Гуркин. Никогда не слышал об этом художнике.
— Значит, для тебя настало время совершить ещё одно открытие в мире изобразительного искусства. Григорий Гуркин — самобытный живописец конца девятнадцатого — начала двадцатого века. С очень интересной биографией!
— Правда? А расскажи мне про него!
— Это первый профессиональный художник на Алтае. Его родители принадлежали к племени Чорос одного из кочевых народов Западной Сибири — телеутов.
— А имя у Гуркина русское — Григорий.
— Имя и фамилию он получил при крещении. В селе Улалу, где родился художник, проживали русские православные миссионеры.
— А что это за село, где оно находится?
— Примерно в пятистах километрах отсюда, от Мариинска. Сейчас это город Горно-Алтайск. Григорий учился в школе при Русской миссии и любил бывать в иконописной мастерской. Сначала он выполнял небольшие поручения — растирал краски, грунтовал доски. А потом ему доверили создавать образы святых. Несколько лет Гуркин посвятил этому искусству.
— А картины Григорий когда начал писать?
— Тогда же, в девяностых годах девятнадцатого столетия. Талант молодого телеута заметил один из русских просветителей сибирских народов, учёный Андрей Анохин. Он настоятельно рекомендовал Григорию поступать в Санкт-Петербургскую академию художеств, и тот прислушался.
— Поступил?
— Сразу не получилось. В академии существовал возрастной ценз, и Григорий ему не соответствовал — художнику было больше двадцати семи лет. Но на его работы обратил внимание руководитель академической пейзажной мастерской Иван Шишкин. Маститый живописец сказал: «Живи в моём доме и учись у меня, пока я жив».
— Гуркин согласился?
— Да. И время, проведённое рядом с мастером, стало главным в его жизни. Позднее для Григория сделали исключение и приняли в академию, несмотря на возраст. Но художник считал, что уроки Шишкина дали ему больше, чем официальное обучение.
— А ведь «Безымянный пейзаж» чем-то похож на картины Ивана Шишкина! Это тоже гимн красоте природы в красках.
— Влияние учителя, безусловно, отразилось на произведениях Григория Гуркина. И в «Безымянном пейзаже» присутствует типично шишкинский размах в изображении деревьев, неба, воды. Но 1905 год, в котором была написана эта картина, считается переломным в творчестве алтайского живописца. В это время Гуркин обретает свой почерк. И в работе, что висит перед нами, он уже виден.
— А как этот почерк проявляется?
— Глядя на полотно, ты не усомнишься, что перед тобой Алтай. Об этом свидетельствует и особый серо-зеленоватый оттенок горной гряды на горизонте, и форма деревянного домика-юрты в тени гигантской сосны. Григорий Гуркин научился подмечать и отражать на холсте неповторимые черты своей малой родины. Любовью к ней дышит и «Безымянный пейзаж».
20 апреля. Пасхальное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к пастве Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием, в котором поздравил верующих с Победой Христа над смертью.
Христос Воскресе! Этими исполненными духовной силы словами, сердечно приветствую всех вас и поздравляю с великим праздником Святой Пасхи! Всей радостный и особо значимый для каждого христианина день мы свидетельствуем о любви Божией к людям, о торжестве жизни, о Победе Христа над смертью. В отличие от побед, достигаемых людьми, которые кого-то могут радовать, а кого-то и огорчать, Христова Победа универсальна. Она не разделяет, объединяет. Ее плоды доступны всем и каждому. Более того, на протяжении двух тысячелетий именно она остается неиссякаемым источником сил для миллионов последователей Христа, вдохновляя их на труды и подвиги, ободряя и укрепляя в испытаниях. Мы христиане 21 века также являемся наследниками и причастниками этой Великой Победы. Она не только основа нашей веры, но и уверенности в конечном торжестве добра над злом. Мы призваны быть соработниками Бога в преображении мира, разделять ответственность за его будущее, вносить свой вклад в созидание достойной жизни. Как этого достичь? Ответ нам дает Священное Писание через веру, действующую любовью. Творя добрые дела, сочувствуя и помогая ближним, нося немощи друг друга, снисходя друг ко другу любовью и стараясь сохранить единство Духа в союзе мира, как к тому призывает апостол Павел, мы действительно можем многое изменить к лучшему, не только в самих себе, но и вокруг нас. Даже самые малые усилия, скромные лепты не потеряют ценности в очах Божьих. Если мы, руководствуясь Евангельскими Заповедями, будем трудиться ради пользы ближних наших. Пусть ваши сердца наполнится немеркнущим светом Воскресения Христова, неисчерпаемым источником, вдохновляющим на деятельную любовь. Обнимите родных и близких, поздравьте их с праздником, поддержите тех, кто нуждается в вашей помощи и в вашем участии, дабы и они могли ощутить созидающую и преображающую силу Пасхальной радости. Будем молиться и трудиться, чтобы и на просторах исторической Руси установился справедливый и прочный мир, и чтобы никакие силы не смогли разрушить духовного единства народа, обретшего благодать в Киевской купели Крещения. Откликаясь на зов Божий и становясь великодушными, мы действительно можем иметь подлинную радость бытия и полноту жизни во Христе. Это и будет залогом нашего счастья здесь на земле и спасительного пребывания с источником жизни Богом в Его Вечном Царстве. С праздником всех Вас! С Воскресением Христовым!
Все выпуски программы Актуальная тема
20 апреля. О переживании Пасхи

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
О переживании Пасхи — протоиерей Максим Горожанкин.
Все мы православные христиане в своем переживании Пасхи Христовой ориентируемся на богослужебные тексты и на Жития Святых. Мне приходит на память то, как преподобный Серафим Саровский переживал Пасху. Каждому приходящему к нему, батюшка Серафим говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!». И братия в тот день, когда преподобный отходил ко Господу слышала, что иеромонах Серафим в своей келье пел пасхальные стихиры. Вся жизнь батюшки Серафима была проникнута ощущением Пасхи. И дай Господь, чтобы и наша жизнь, и в этот день, и всегда была проникнута ощущением Воскресения Христова! Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема
21 апреля. О святителе Келестине Первом

Сегодня 21 апреля. День памяти Святителя Келестина или Целистина Первого, римского папы, жившего в пятом веке и боровшегося с ересью Нестория.
Об этой ереси рассказывает игумен Назарий Рыпин.
Ересь Нестория это была такая очень большая язва на теле церкви. Потому что он ниспровергал божественность Христа. Он учил о том, что разделяется божественной природы и человеческой природы Христа, якобы они соединены неким благодатным способом, но нет этой ипостасной связи, то есть это не одна ипостась. Соответственно, он уничижал Богородицу, называя, что по сути, она Христародится, а не Богородица, потому что Сына Божия, она якобы не рождала. А что совершенно ниспровергает христианство, потому что прекрасно сказал святитель Василий Великий, что «не воспринято, то и неуврачевано». То есть, соответственно, если Христос не воспринял всю полноту человеческой природы на себе, то человеческая природа осталась неисцеленной и неуврачеванной. Ну и, соответственно, нет искупительного подвига Христа, который он как человек совершил добровольно покорив свою волю, волю Небесного Отца, и, соответственно, не послушание Адама неуврачевано совершенным послушанием Христа. Поэтому эта ересь была осуждена и отвергнута Церковью. Ну, очень часто римская Церковь, находясь в отдалении от всех волнующих восточных церковь ересей, тем не менее высказывала очень четкую позицию православную по тем или иным ложным вероучениям и положительным учению церкви, прежде всего. И в том числе Папа Римский Целестин или Келестин по разному можно произносить, он как раз своими посланиями утвердил Вселенскую Церковь в том, что Римская Церковь верует православно и ересь Нестория никаким образом не поддерживает.
Все выпуски программы Актуальная тема