
Светлана Бакулина
Как-то я возвращалась из паломничества. Ехали на автобусе. Полные впечатлений, в умилении и ощущении благодати. Сначала, пока только отъезжали от святых мест, спели акафист. Потом за окном полетели деревни, окрестности шоссе. Темнело. И паломники решили спеть что-то более бытовое, душевное. Сначала — русские народные песни. Потом — песни из старых советских фильмов. И тут у меня появилось ощущение диссонанса.
Я стала вслушиваться в тексты. «Огней так много золотых на улицах Саратова, парней так много холостых, а я люблю женатого», «...это мне судьба послала грешную любовь мою». Тем временем, репертуар поющего паломнического автобуса сменился с застольных песен на тоскливые, современные. Кто-то запел: «За окошком снегири греют куст рябиновый...», но буквально через пару предложений я поняла, что и в этой песне поётся: «Я сегодня ночевал с женщиной любимою, без которой дальше жить просто не смогу. У меня своя семья, жизнь давно очерчена, но себя не обмануть, сколько ни хитри».
Приехала домой и, решила посмотреть, а что хранится в моих аудиозаписях на компьютере? Полистав плейлист былых лет, обнаружила сколько всего из него нужно удалить. Много песен страстных, агрессивных, тревожных. И те же тексты про грех. Например: «У меня появился другой, Ты просил найти выход, а выход только такой». Или «Знаю, что не сумел я понять, что надо мне и винить бы себя, но причина — другая семья...». Снова про внебрачную связь. Или вот про любовь, но там первая же строка: «Я дарю тебе талисман... Повяжите нити на запястье и тебе будет счастье». Подпевать таким песням сейчас, уже воцерковившись, я не могла. Но где взять другие песни? Про христианские добродетели?
Я вспомнила, что как-то в монастырской трапезной листала песенник с хорошими композициями. На следующий день я уже сидела и выписывала из него названия: «Родительский дом», «У природы нет плохой погоды», «Слава Богу за всё».
С тех пор я внимательно слушаю тексты песен в машине, в компании, везде. И нахожу то, что приятно христианской душе.
Например, есть песни о вере. Пусть иногда завуалированно, но я это считываю эти смыслы в словах. «Ты живи небу доверяй, веры не теряй». «Пока солнце твоё светит. Пока ходишь по планете. Пока звёздам гореть надо. Отец рядом с тобой». Есть про почитание родителей: «Помолимся за родителей за всех живых и небожителей. Помолимся и когда-нибудь помолятся наши дети о нас».
Есть песня, которая так и называется «Исповедь». У того же исполнителя — в другой песне такие строки: «На троне высоком царица любовь, а на меньшее я не согласен». Есть песни — молитвы. «Боже, Боже, милосердный Боже, сохрани нас Боже, от беды укрой...», «О, Боже, дай мне сил, что задумано успеть, ни о чем не сожалеть...».
Эти верные строчки про важное, как жемчужинки, разбросаны по эфиру радио или просторам интернета, но они есть! Я их ищу.
Знаете, не существует заповеди, которая запрещала бы слушать светские песни. Но важно помнить, что в них есть слова, которые учат нарушать Заповеди. А грех выставляют как норму. И это только наш выбор, в каком информационном пространстве выстраивать свою жизнь.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема