Как-то я возвращалась из паломничества. Ехали на автобусе. Полные впечатлений, в умилении и ощущении благодати. Сначала, пока только отъезжали от святых мест, спели акафист. Потом за окном полетели деревни, окрестности шоссе. Темнело. И паломники решили спеть что-то более бытовое, душевное. Сначала — русские народные песни. Потом — песни из старых советских фильмов. И тут у меня появилось ощущение диссонанса.
Я стала вслушиваться в тексты. «Огней так много золотых на улицах Саратова, парней так много холостых, а я люблю женатого», «...это мне судьба послала грешную любовь мою». Тем временем, репертуар поющего паломнического автобуса сменился с застольных песен на тоскливые, современные. Кто-то запел: «За окошком снегири греют куст рябиновый...», но буквально через пару предложений я поняла, что и в этой песне поётся: «Я сегодня ночевал с женщиной любимою, без которой дальше жить просто не смогу. У меня своя семья, жизнь давно очерчена, но себя не обмануть, сколько ни хитри».
Приехала домой и, решила посмотреть, а что хранится в моих аудиозаписях на компьютере? Полистав плейлист былых лет, обнаружила сколько всего из него нужно удалить. Много песен страстных, агрессивных, тревожных. И те же тексты про грех. Например: «У меня появился другой, Ты просил найти выход, а выход только такой». Или «Знаю, что не сумел я понять, что надо мне и винить бы себя, но причина — другая семья...». Снова про внебрачную связь. Или вот про любовь, но там первая же строка: «Я дарю тебе талисман... Повяжите нити на запястье и тебе будет счастье». Подпевать таким песням сейчас, уже воцерковившись, я не могла. Но где взять другие песни? Про христианские добродетели?
Я вспомнила, что как-то в монастырской трапезной листала песенник с хорошими композициями. На следующий день я уже сидела и выписывала из него названия: «Родительский дом», «У природы нет плохой погоды», «Слава Богу за всё».
С тех пор я внимательно слушаю тексты песен в машине, в компании, везде. И нахожу то, что приятно христианской душе.
Например, есть песни о вере. Пусть иногда завуалированно, но я это считываю эти смыслы в словах. «Ты живи небу доверяй, веры не теряй». «Пока солнце твоё светит. Пока ходишь по планете. Пока звёздам гореть надо. Отец рядом с тобой». Есть про почитание родителей: «Помолимся за родителей за всех живых и небожителей. Помолимся и когда-нибудь помолятся наши дети о нас».
Есть песня, которая так и называется «Исповедь». У того же исполнителя — в другой песне такие строки: «На троне высоком царица любовь, а на меньшее я не согласен». Есть песни — молитвы. «Боже, Боже, милосердный Боже, сохрани нас Боже, от беды укрой...», «О, Боже, дай мне сил, что задумано успеть, ни о чем не сожалеть...».
Эти верные строчки про важное, как жемчужинки, разбросаны по эфиру радио или просторам интернета, но они есть! Я их ищу.
Знаете, не существует заповеди, которая запрещала бы слушать светские песни. Но важно помнить, что в них есть слова, которые учат нарушать Заповеди. А грех выставляют как норму. И это только наш выбор, в каком информационном пространстве выстраивать свою жизнь.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 125 зач., I, 18-24.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что мешает современному человеку стать настоящим христианином, подобно первым ученикам Иисуса Христа? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 1-й главы 1-го послания апостола Павла к коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;
Проповедь о Христе, которая прозвучала в древнем мире, многими была принята враждебно. Ведь в центре этой проповеди был образ распятого Бога. Как говорит сегодня апостол Павел, для набожных иудеев это было соблазном, а для эллинов, то есть для философски образованных язычников, выглядело чистым безумием. И тому были веские причины.
Для иудеев было немыслимо, чтобы Мессия окончил Свою жизнь на кресте. Для них всякий, кто умер подобным образом, был проклят. Это явный знак того, что Бог отвернулся от человека. Образ страдающего Спасителя подрывал в основе все их религиозные представления. Слишком многое пришлось бы менять. Для эллинов было немыслимо уже то, что Бог может чувствовать. Не только страдать, но и радоваться для божественной природы несвойственно. Абсолют — это Дух. И Он никогда не соединится с материей, которая в философской традиции рассматривалась как скверна. А потому Евангелия для них было мифом. Воплощение и, тем более, Крест — выдумкой. Слишком сильно это событие нарушало мыслимые законы этого мира.
Иными словами, то, что говорили апостолы, входило в резкое противоречие с теми интеллектуальными и религиозными представлениями, которые были общепринятыми в древнем социуме. Христианство словно нарушало те правила, которым человека с детства учили дома и в школе. Принять христианство — бросить вызов той культуре, в которой ты вырос. Для древнего человека, который не мыслил себя вне традиции, это было поистине безумие.
Изменилось ли что-то со временем? Видимым образом, да. Для современного человека то, о чём говорит Евангелие, уже не выглядит безумно. Ведь именно Евангелие во многом сформировало европейскую культуру. А потому даже те люди, которые не считают себя христианами, с детства привыкли ко многим истинам, которые провозглашает Новый Завет. Ну, например, смерть — это только начало и за Голгофой будет Пасха. Или: Бог — это жертвенная любовь. Или: нет выше подвига, чем отдать свою жизнь за ближних. Или: закон любви, милости и прощения выше и совершеннее закона справедливого воздания. Всё это мы впитываем с детства. Читаем в книгах, слышим от учителей и духовных наставников. Мы принимаем это за самоочевидные истины. Они для нас также естественны как тот факт, что Земля вращается вокруг Солнца. Это уже не безумие. И мы сами учим этому наших детей.
Однако, когда речь заходит о том, чтобы исполнить эти евангельские истины на практике, в своём быту, в межличностных отношениях, даже для церковных людей христианство становится чуждым и непонятным. Как можно молится за того, кто меня проклинает и унижает? Как можно прощать своему заклятому врагу? Как можно идти и первому мириться со своим соперником, если он объективно несправедлив и продолжает делать мне гадости? Как можно уступить человеку то, что по праву принадлежит мне? Всё это небезопасно, а порой и унизительно. Всё это грозит потерей душевного покоя, материального благополучия. Всё это какая-то житейски легковесная и непродуманная линия поведения.
А потому возникает парадоксальная ситуация. На уровне культурного обычая мы христиане, порой даже церковные, а на личном уровне всё ещё продолжаем считать христианство безумием. Подобно древним язычникам мы исполнены страха потерять своё. Мы слишком заботимся о том, как бы не продешевить, как бы подороже себя продать, как бы достичь своих корыстных целей и при этом остаться на коне. В этом и есть наша мудрость.
Сегодня апостол Павел призывает нас не бояться и начать воспитывать в себе навык шагать навстречу своим страхам. Приучить себя на ежедневной основе исполнять евангельские заповеди. Совершать конкретные поступки, в конкретных ситуациях. Путь страшно. Пусть не всегда понятно. Пусть это выглядит безумным. Лишь так мы сможем приобрести тот духовный опыт, ту подлинную мудрость, которые и делают нас настоящими учениками Христа Спасителя.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«К вам молюсь, Огненные Серафимы»
К вам молюсь, Огненные Серафимы: Кто первым ощутил присутствие Сына Девы в мире?
Бесы ощутили первыми присутствие Его и страхом исполнились. За страхом следует раболепие — за раболепием дерзость. Поистине, злодеи и преступники трепещут при появлении судии и узнают его первыми.
Праведнику неизвестен судья, ибо не помышляет о нём и его не ожидает. Грех не заставляет озираться и чутко вздрагивать в страхе появления его.
К вам молюсь, Херувимы: Откройте, как ощутили бесы присутствие Сына Девы в мире?
Как тьма свет ощущает. Что к свету наиболее чувствительно, если не тьма? Камни, и цветы, и животные спят на рассвете и не чувствуют приближения дня, тьма же чувствует близость пожирателя своего и в тревоге к бегству готовится.
Так и бесы прежде всех земнородных, которые были чище бесов, узнали о приближении Сына Девы.
К вам молюсь, Престолы: Откройте, как одолел бесов Сын Девы?
Только над земным являют бесы силу свою. Небо взирает на них, как на зло заведомо побеждённое. Когда хозяин приходит на ниву свою, воры, завидев его, бегут к ограде и ищут лазейку, чтобы выскочить.
К вам молюсь, Силы и Господства: Каковы четыре победы, Сыном Девы в мире одержанные?
Четыре победы эти в сокрушение четырех зол, одно из другого истекающих, словно река мутная из мутного источника.
Первая победа — над бесами, от которых приходит грех.
Вторая победа — над грехом, от которого происходит болезнь.
Третья победа — над болезнями, которые производят смерть.
Четвёртая — над смертью.
К вам молюсь, Власти и Начала: Откройте, какая из побед Его наибольшая?
Ни одна не больше другой и не меньше. Но первая есть первая, а последняя — последняя. Второй не могло быть без первой, а третьей без первой и второй, четвёртой без первых трёх.
Все четыре единую четырёхкратную победу составляют, озарившую восток, запад, север и юг, весь мир существующий.
К вам молюсь, Архангелы и Ангелы: Откройте, кто может стяжать благодать победы Сына Девы?
Тот, кто может познать её, да познает, да ощутит и да воспримет.
Тот, кто познает, да покланяется Ему день и ночь.
Тот, кто ощутит, да плачет от радости, что ощутил её и рыдает от стыда, что ощутил так поздно.
Тот, кто стяжает, да похоронит в себе сына жены и сам станет сыном девы.
К вам молюсь и вам кланяюсь, сонмы мучеников святых и святителей, познавших и стяжавших благодать побед Его. Со всеми силами небесными, молитесь Ему, за нас грешных, стоящих на поле брани.
Уникальная длительная реабилитация для детей с ДЦП
Когда Даше было 4 года, мама привела её в медицинский центр «Милосердие». Он располагается на территории Марфо-Мариинской обители, в Москве. Девочка с трудом двигалась — не могла ползать и подниматься, не умела разговаривать... Но сейчас всё иначе.
У Даши церебральный паралич — болезнь, которая мешает ей нормально развиваться. Специалисты медицинского центра много лет занимаются с такими детьми. К каждому они находят уникальный подход, чтобы ребёнку, несмотря на трудности, было интересно познавать новое. Подопечные центра приобретают важные жизненные навыки, делают первые шаги, развиваются интеллектуально.
Даша вместе с мамой уже пять лет приходят сюда на занятия. За это время девочка встала на ноги и уже старается ходить с опорой, она научилась внятно говорить и читать. А ещё Даша осваивает разные повседневные задачи — пробует сама одеваться и завязывать шнурки. В этом году девочка отправилась школу, она любит петь и с удовольствием принимает участие в разных творческих событиях.
Главная особенность медцентра «Милосердие» — это программа длительной реабилитации. Даша и другие дети с особенностями здоровья занимаются здесь регулярно, без долгих перерывов, что позволяет им достичь хороших результатов в развитии.
Сегодня на попечении центра находятся 70 детей. Всю помощь они получают бесплатно. И если вы хотите поддержать работу проекта, переходите на сайт Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие»: https://mc-miloserdie.ru/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов