
— Хьюстон, приём. Это исследователь Райан Стоун, я нахожусь на МКС. Связь с командиром корабля лейтенантом Ковальски утеряна. Думаю, что я, Райан Стоун, единственная выжившая из миссии СТС 157.
Такое сообщение поступило однажды в американский Центр управления полётами. Правда, происходило это не в реальности, а в кино — только что прозвучал фрагмент из фильма «Гравитация» режиссёра Альфонсо Куарона. Картина вышла в 2013 году и произвела впечатление как на зрителей, так и на критиков. Она получила 7 кинопремий «Оскар», а знаменитый режиссёр Джеймс Кэмерон, создатель «Титаника» и «Аватара» назвал её лучшей кинолентой о космосе в истории кино. «Гравитация» — захватывающий, остросюжетный и очень глубокий фильм. При этом задействованы в нём всего два актёра: Сандра Буллок — она сыграла астронавта-исследователя Райан Стоун, и Джордж Клуни, который воплотил образ командира космической экспедиции, лейтенанта Мэтта Ковальски. Стоит отметить, что атмосфера фильма — необычная, эмоциональная — по сути, заслуга актёрского таланта Сандры Буллок. Герой Клуни, командир Мэтт Ковальски, погибает практически в самом начале фильма. Он жертвует собой ради спасения напарницы. И дальше мы видим на экране только астронавта Стоун. Наблюдаем за напряжённой борьбой героини: с последствиями катастрофы, когда разрушается шаттл, в котором космонавты прибыли на орбиту; с Космосом, перед бесконечностью и законами которого человек подобен песчинке; а главное — с самой собой. Пожалуй, нет смысла подробно описывать, что пришлось пережить героине после того, как корабль был уничтожен, а связь с Землёй потеряна, и говорить о том, сколько раз она находилась на волосок от смерти. Казалось, выжить и вернуться на Землю может помочь, разве что, чудо. И оно... происходит! Происходит именно тогда, когда героиня понимает, что рассчитывать лишь на собственные силы бесполезно. Но кто может ей помочь посреди бескрайнего Космоса? Разве что только Тот, кто этот Космос... создал!
Перед лицом, казалось бы, неминуемой гибели, Райан Стоун вдруг осознаёт, что остро нуждается в молитве! Об этом она прямо говорит в одном из эпизодов, когда тщетно пытается выйти на связь с Центром управления полётами, но ловит лишь волну какого-то радиолюбителя, ни слова не понимающего по-английски, и обращается к нему:
— Я знаю, мы все умрём. Ничего не поделаешь. А я умру сегодня. Мне очень страшно. Никто не заплачет по мне, никто за меня не помолится. Ты поплачешь обо мне? Может, помолишься за меня. Или уже поздно? В смысле, я бы сама, но я никогда в жизни не молилась. Меня никто не учил. Меня никто не учил...
Интересно, что слова про молитву Райан Стоун произносит, находясь на борту российского космического аппарата «Союз». Невероятными усилиями и почти чудесным образом героиня сумела попасть туда после разрушения шаттла. В нескольких эпизодах мы видим закреплённую над иллюминатором православную икону. Можно даже разобрать, что на ней изображён святой Христофор — покровитель путешественников. Такую вот любопытную и, думается, говорящую отсылку сделал режиссёр Альфонсо Куарон. Да и внезапное появление на «Союзе» командира Мэтта Ковальски, тоже оказывается далеко не просто эффектным сюжетным ходом. Такое ощущение, что его появление — ответ Бога, посланный Райн в ответ на её стремление к молитве. В этом эпизоде, который производит очень сильное впечатление, Мэтт произносит важные, спасительные для героини слова:
— Можно отключить все системы. Выключить свет, закрыть глаза и забыть про всех. Райан, тебе надо решить, что дальше. Если ты готова продолжать, значит, привыкай жить с этим. Откинься в кресле и насладись поездкой. Потом упрёшься ногами в землю и начнёшь жить.
«Гравитацию» Альфонсо Куарона называют фильмом-катастрофой. А я бы сказал, что это, прежде всего, фильм-надежда: о том, что мы не одиноки во Вселенной. В том смысле, что Бог всегда рядом и слышит даже самый тихий наш зов.
Псалом 78. Богослужебные чтения

Среди псалмов иногда встречаются не только хвалебные, молитвенные, радостные — но и пропитанные горечью и острой болью. 78-й псалом, который сегодня мы слышим за богослужением в православных храмах — именно такой. Давайте послушаем.
Псалом 78.
Псалом Асафа.
1 Боже! язычники пришли в наследие Твоё, осквернили святой храм Твой, Иерусалим превратили в развалины;
2 трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоих — зверям земным;
3 пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их.
4 Мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас.
5 Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь?
6 Пролей гнев Твой на народы, которые не знают Тебя, и на царства, которые имени Твоего не призывают,
7 ибо они пожрали Иакова и жилище его опустошили.
8 Не помяни нам грехов наших предков; скоро да предварят нас щедроты Твои, ибо мы весьма истощены.
9 Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего; избавь нас и прости нам грехи наши ради имени Твоего.
10 Для чего язычникам говорить: «где Бог их?» Да сделается известным между язычниками пред глазами нашими отмщение за пролитую кровь рабов Твоих.
11 Да придёт пред лицо Твоё стенание узника; могуществом мышцы Твоей сохрани обречённых на смерть.
12 Семикратно возврати соседям нашим в недро их поношение, которым они Тебя, Господи, поносили.
13 А мы, народ Твой и Твоей пажити овцы, вечно будем славить Тебя и в род и род возвещать хвалу Тебе.
Псалом, который мы только что слышали, своего рода «словесный памятник» величайшей трагедии еврейского народа — а именно разрушению Иерусалима и Храма войсками вавилонского царя Навуходоносора в 586 г. до Р.Х. Храм, великолепию которого дивились все соседние народы, храм, который считался одним из чудес света — а для самих евреев был видимым знаком благоволения Самого Господа Бога, — лежал в руинах, вокруг — множество разлагающихся трупов, которых некому было предать земле, в воздухе витала гарь сожжённых святынь — и застывший крик уводимых в плен.
Именно этот недоуменный крик боли от всего произошедшего и был выражен в псалме, который по литературному жанру относится к так называемым «общинным плачам» или «песнопениям-стенаниям». Здесь переплетаются и жалоба на разорение, на попрание святынь, на позор перед окружающими языческими народами; и призыв к Богу о воздаянии врагам, и мольба о прощении грехов самого еврейского народа, и обещание быть верными заключённому с Богом завету. Псалом очень точно отражает своего рода «композицию бытия» — где всё находится очень близко друг с другом: и вера, и предательство, и боль, и радость, и неизбежность наказания за грех — и непонятная милость и прощение там, где, казалось бы, гнева свыше уже не избежать.
Но главное, к чему подводит автор псалма, — это риторический вопрос, как бы обращённый к Небесам, ввысь: «Для чего язычникам говорить: «где Бог их?» Этими словами происходит своего рода перенос проблемы от самих страдающих евреев в совершенно другую плоскость: мы-то ладно, земнородные человеки, по делам нам получаем возмездие, но Ты-то, Господи, Ты-то не заслужил глумления! Почему же Ты — бездействуешь? Ведь если Ты не проявишь Свою силу явным образом — то у язычников будет повод и дальше насмехаться над Тобой и нашей верой Тебе!
Когда боль народа не замыкается на себе самой, не становится источником не знающего конца и края саможаления — а превращается в вопль к Небесам — можно не сомневаться: ответ точно будет получен — и народ вернётся на свою землю, и храм — тоже будет восстановлен ещё в более потрясающем виде!..
Псалом 15. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 15. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 78. На струнах Псалтири
1 Боже! язычники пришли в наследие Твое, осквернили святый храм Твой, Иерусалим превратили в развалины;
2 трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоих - зверям земным;
3 пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их.
4 Мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас.
5 Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь?
6 Пролей гнев Твой на народы, которые не знают Тебя, и на царства, которые имени Твоего не призывают,
7 ибо они пожрали Иакова и жилище его опустошили.
8 Не помяни нам грехов наших предков; скоро да предварят нас щедроты Твои, ибо мы весьма истощены.
9 Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего; избавь нас и прости нам грехи наши ради имени Твоего.
10 Для чего язычникам говорить: "где Бог их?" Да сделается известным между язычниками пред глазами нашими отмщение за пролитую кровь рабов Твоих.
11 Да придет пред лице Твое стенание узника; могуществом мышцы Твоей сохрани обреченных на смерть.
12 Семикратно возврати соседям нашим в недро их поношение, которым они Тебя, Господи, поносили.
13 А мы, народ Твой и Твоей пажити овцы, вечно будем славить Тебя и в род и род возвещать хвалу Тебе.
«К сестрёнке в гости»

Фото: Андрей / Pexels
В детские годы Денис и Даша, двоюродные брат и сестра, были очень дружны, а потом их, как говорится, жизнь разметала. Денис трудился в столичной компьютерной фирме, снимал крохотную квартирку рядом с работой, а Даша поселилась в далёком северном селе, стала женой священника, родила троих детей... Переписывались они редко, но Даша упрямо приглашала брата в гости, и тот наконец решился.
Даже не ожидал Денис, какой радушной окажется встреча и как придётся ему по душе тёплая атмосфера в доме дружной Дашиной семьи! Приехал он накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы, и утром вместе со всеми отправился в храм. Светло там, чисто, дух особый... А голоса певчих до чего красиво звучат!..
Именно с певчей, с ясноглазой девушкой Леной и разговорился после службы Денис за общим праздничным столом. И разговор их не окончен по сей день. Уложат спать малышей, помолятся и ...всё наговориться не могут, так за день друг по другу соскучились.
Да, есть теперь в сельском храме замечательный компьютерных дел мастер — Денис. А у Дениса есть дом деревянный, где живёт он с любимой женой и двумя мальчишками-погодками. Семья! Рождество Богородицы — вдвойне праздник для Дениса с Еленой. Уверены, что Матерь Божия их и соединила, Её и благодарят...
«И ещё сестричку Дашеньку!» — с улыбкой добавляет Денис.
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе