
Ирина Собыленская
«Вера — это очень личное», — скорее всего, вы не раз слышали эту фразу. В современном светском обществе не принято рассказывать о своем вероисповедании, воцерковленности, отношении к Богу и каким-либо образом показывать свою причастность к церкви. Многие верующие люди не против соблюдать эти негласные правила — а то расскажешь, что ходишь в храм, и придется на каверзные вопросы отвечать.
Я знала, что все ученики Христа призваны нести в мир свет Евангелия, но раньше и сама не спешила разговаривать о вере и часто деликатно молчала о своем мировоззрении, чтобы не смущать других и не провоцировать лишних вопросов. До одного судьбоносного случая.
Я тогда решила опубликовать пост в соцсети с фактами о себе. Возможно, вам самим приходилось писать или читать такие. В одном из пунктов я написала, что являюсь верующей христианкой и регулярно хожу в храм.
Должна сказать, что, когда знакомые или коллеги узнают, что я верующая, у них происходит когнитивный диссонанс. Как это — я не одеваюсь во все черное, не хожу в длинных юбках и платках, могу поддержать разные темы светских разговоров и точно не похожа на «серый чулок». Ох, сколько же стереотипов о верующих в головах светских людей!
Но тогда я получила иную, неожиданную реакцию. Буквально через пару часов после публикации мне написала хорошая знакомая, с которой мы часто ходили в кафе, в музеи, но ни разу не упоминали в своих разговорах Бога. Оказалось, что в детстве бабушка водила ее в храм, но после переезда в другую страну, учебы в университете, во взрослой самостоятельной жизни у нее не появилось знакомого, который мог бы стать проводником в церковный мир. А тут мой пост и признание.
В течение нескольких дней мы разговаривали о важных для моей приятельницы вещах, я рассказала о храме, в который хожу, о церковных традициях и правилах, дала книги святых отцов, рассуждения которых понятны даже новичкам в церкви. Когда она была готова пойти на исповедь, я познакомила ее со священником нашего храма, мы вместе помолились на вечерней службе и Литургии и причастились. Это непередаваемая радость — видеть, как человек, далекий от церкви, становится ее частью!
С тех пор прошло много лет: приятельница стала хорошей подругой, вышла замуж, родила сына и попросила меня быть его крестной. Мы часто вспоминаем, что толчком к ее воцерковлению, и к нашей дружбе вообще стал обычный пост в соцсети. Радуемся, что мне тогда хватило смелости рассказать о своей вере, а не деликатно промолчать, как я делала раньше.
И это еще не все!
После первой публикации о моей вере последовали и другие, я стала все увереннее и громче говорить о том, что мне дорого, о своих ценностях и мировоззрении. Результатом стал книжный блог о православии и христианских книгах.
А после него меня пригласили на Радио ВЕРА — стать одним из авторов в программе «Частное мнение» и прямо сейчас вы меня слышите — это ли не чудо?
Пути Господни неисповедимы. Поэтому важно не молчать о Христе. Апостол Павел писал: «мы веруем, потому и говорим». Нужно не стесняться своей веры, нужно рассказывать о ней тогда, когда это уместно, служить примером верного христианина. Ведь никогда не знаешь, кому из людей рядом пригодится наша поддержка и дружеское плечо.
Автор: Ирина Собыленская
Все выпуски программы Частное мнение
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











