
Фото: Shalev Cohen/Unsplash
Гора Фавор, или как её ещё называют Табор или Тавор, одиноко вздымается к востоку от Назарета, посреди Издрелонской долины. Церковное Предание связывает это место с одним из великих чудес Христа - Преображением Господним. Здесь второй раз, после Крещения в Иордане Господь явил Себя во всей Божественной Славе.
Высота горы всего пятьсот восемьдесят восемь метров, но выглядит она очень величественно. Склоны Фавора практически симметричны и образуют почти идеальную полусферу. Они поросли вечнозелеными дубами, орешником, олеандром, кустами шиповника и жасмина.
В Евангелиях не говорится, где именно произошло Преображение. Описывается только, что это была "гора высокая". Географические признаки и евангельская хронология указывали на Фавор. К таким выводам пришла экспедиция царицы Елены, матери императора Константина Великого. В четвёртом веке она искала в Святой Земле земные свидетельства евангельских событий. Тогда были обнаружены пещера Рождества, место Голгофы и Гроба Господня и другие христианские святыни.
Царица Елена построила на Фаворе два храма. На вершине - величественную базилику Преображения Господня. А чуть ниже, на месте, где по преданию ученики ждали Христа, - церковь в честь апостолов Петра, Иакова и Иоанна. С шестого века на Фаворе существовал монастырь. Сохранились сведения, что на вершину горы вела длинная лестница в четыре тысячи триста сорок ступеней. При крестоносцах, с одиннадцатого века, на горе Преображения появились две обители: католическая и православная.
Греческий паломник Иоанн Фока в конце двенадцатого века подробно описывая христианские обители и их святыни, называл Фавор "земным небом, отрадой души и услаждением глаз православных людей".
Но через сто лет египетский султан Салах-ад-Дин захватил Святую Землю. С Фавора были изгнаны все монахи, а монастыри и храмы разрушены. Гора обезлюдела и опустела. Лишь в день Преображения Господня христиане из Назарета поднимались сюда, чтобы совершить праздничное богослужение.
В середине девятнадцатого века монашескую жизнь на Фаворе стали возрождать монахи из Молдавии: архимандрит Иринарх и иеродиакон Нестор. Духовные дети русского старца, Паисия Величковского, они поселились на руинах византийского храма. На Фавор к молитвенникам потянулись паломники. Несколько местных семей начали сбор средств на возрождение храма. Свою лепту внесло русское консульство, Русская Духовная Миссия, Иерусалимская патриархия. Строительство церкви Преображения было закончено в тысяча восемьсот шестьдесят втором году. Храм освятил Патриарх Иерусалимский. В наши дни церковь Преображения Господня входит в комплекс православного греческого Преображенского монастыря. Неподалёку расположен католический монастырь. На территории обителей можно увидеть следы византийских базилик.
В праздник Преображения на Фаворе особенно многолюдно. Православный храм не вмещает всех молящихся, поэтому служба проводится под открытым небом.
Севастополь. Свято-Никольский храм на Братском кладбище

Фото: PxHere
Над северной стороной города Севастополя возвышается живописный зелёный холм. А на его вершине стоит, наверное, один из самых необычных православных храмов не только в России, но и во всём мире — Свято-Никольская церковь. Из многих точек города, и даже окрестностей, можно увидеть этот уникальный храм.
Впрочем, с первого взгляда может показаться, что и не храм вовсе, а... египетская пирамида с крестом наверху! Однако пирамидальная форма, хоть и нетипичная для церковной архитектуры, на самом деле никакого отношения к древнему Египту не имеет. Она символизирует Голгофу — место, где был распят Спаситель. В православной традиции Голгофа является атрибутом мученичества и служит олицетворением тяжких испытаний во имя высшей цели. Эту архитектурную форму Свято-Никольский храм получил не случайно — он является не только местом молитвы, но и памятником героической Обороне Севастополя в Крымской войне 1853-1856 годов.
На склоне холма, где сегодня возвышается храм, в 1854-м году указом адмирала Корнилова было устроено кладбище для воинов, павших во время обороны города. Первоначально оно называлось Петропавловским, но со временем в народе возникло и прижилось другое его название — Братское. Последний приют здесь обрели моряки, пехотинцы, артиллеристы и простые горожане. Те, кто не пожалел собственных жизней, сражаясь с врагом за родную землю. В 1856-м, сразу же после окончания Крымской войны, император Александр II объявил сбор средств для постройки на Братском кладбище храма-памятника отважным защитникам Севастополя и первым внёс значительную сумму. Проект Свято-Никольского храма разработал архитектор Алексей Авдеев. Идея усечённой пирамиды-Голгофы, как символа жертвенной смерти тех, кто защищал город, пришлась по душе императору. В 1870-м Свято-Никольская церковь была построена и освящена.
Сегодня Свято-Никольский храм — это целый мемориальный комплекс. Подняться к нему, пешком или на автомобиле, можно по улице Богданова. У подножия храма-пирамиды — надгробия военачальников и братские могилы, в которых покоятся безымянные герои Крымской войны. На стенах и снаружи, и внутри — доски из редкого камня диорита серого цвета. На них выбиты имена павших в боях за город. Из диорита сделан и огромный крест, который лежит на земле рядом с храмом, с западной его стороны. Именно он когда-тот венчал пирамиду. Но в 1942-м году, во время Второй обороны Севастополя уже в ходе Великой Отечественной войны, крест упал, сбитый артиллерийским снарядом. В 2012-м году его заменили новым, гранитным, высотой 7,5 метров. А старый остался лежать поблизости, напоминая о героическом прошлом несломленного города. Сегодня крест Свято-Никольского храма — самая высокая точка Севастополя. Даже ночью, подсвеченный огнями, он просматривается практически из любой места города и с акватории Чёрного моря. А рядом развивается на ветру Андреевский флаг — в наши дни Свято-Никольский храм стал постоянным местом молитвы моряков Черноморского флота России.
Все выпуски программы ПроСтранствия
26 ноября. О победе Христа над человеческой немощью

В 7-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного».
О победе Христа над человеческой немощью — протоиерей Константин Харитонов.
Ни один человек на земле, который жил от Адама и Евы, не мог даровать всему человечеству спасение. Потому что так или иначе каждый человек имел на себе печать греха и не мог эту печать греха победить в самом себе. Все мы, люди, родившиеся от Адама, имеем эту немощь.
Поэтому для нас необходим новый человек, который смог бы победить этот первородный грех, эту немощь человеческую и спасти нас. И поэтому Господь не оставил нас в этой беде, а Сам сошёл с небес, принял человеческую природу, стал немощным по природе, но победил этот грех в Самом Себе и исцелил человеческую природу, стал для нас новым Адамом и дал нам новую жизнь.
Поэтому всякий, кто крещён от Христа, рождён от нового Адама и может войти в Царство Небесное благодаря той святости и чистоте Христовой, которую Господь дарует нам через Своё воплощение.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 ноября. О пастырском наследии святителя Иоанна Златоуста

Сегодня 26 ноября. День памяти Святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, отошедшего ко Господу в 407 году.
О пастырском наследии святителя — священник Стахий Колотвин.
Когда читаешь святителя Иоанна Златоуста, которого все мы хорошо знаем, потому что он автор центральной молитвы нашей божественной литургии, которая большую часть года совершается, то, конечно, ты немножко спотыкаешься о тяжеловесный слог. Этот тяжеловесный слог — это была особенность риторического приёма святителя Иоанна. Действительно, он говорил под старину, под старину относительно своего времени.
Смотрим, обо что мы ещё можем споткнуться. Ну, конечно, тяжеловесный дореволюционный перевод, который тоже в академических традициях — отнюдь не разговорный язык.
Но если мы сквозь два этих препятствия пройдём, то мы обнаружим, что слова святителя Иоанна Златоуста — это не высокое богословие, не размышления о догматике, а это практические пастырские наставления, которые актуальны в наши дни. Поэтому не сдаёмся, дорогие друзья, и сегодня, в честь Дня памяти святого, обязательно что-то из его трудов долг каждого христианина почитать.
Так ответ в чём? Потому что Иоанн Златоуст отнюдь не сразу стал епископом великого города, патриархом, который спорил с императрицей, а много лет был приходским священником в Антиохии, который исповедовал людей, который разделял их боль как свою, который общался с простыми прихожанами в одном из самых густонаселённых городов Древнего мира — в Антиохии. Поэтому жителю современного мегаполиса слова Иоанна Златоуста тоже обязательно подойдут.
Все выпуски программы Актуальная тема











