
Фото: PxHere
В наш век высоких технологий практически любую информацию можно передать мгновенно, независимо от расстояния. Письмо хоть за тысячи километров долетит в считанные секунды по электронной почте — достаточно нажать клавишу компьютера или телефона. А ведь не так, в сущности, давно это казалось настоящей фантастикой. Впрочем, когда-то чудом был и телеграф, и телефон. Средства связи со временем всё более совершенствовались. Но вот парадокс: на фоне технического прогресса очень долго, вплоть до второй половины ХХ века, оставался востребованным древний способ передачи информации — голубиная почта.
Люди ещё в незапамятные времена заметили поразительную способность голубей ориентироваться в пространстве и безошибочно находить дорогу к своему дому с самых дальних расстояний. Голуби служили почтальонами в древнем Египте, Персии, Китае, Греции и Риме. Есть версия о том, что в Древней Руси с помощью голубей нередко передавались вести о набегах кочевников-разорителей. Обученные птицы куда быстрее пеших, и даже конных гонцов, доставляли предупреждение о грядущей опасности и становились незаменимыми связными для жителей осаждённых городов. И всё же первое официальное упоминание о голубиной почте в России относится лишь к середине XIX века. В 1854 году князь Александр Голицын наладил голубиное сообщение между своим московским имением и поместьем в деревне Сима на Владимирщине, которое находилось на расстоянии около ста километров.
А вскоре пернатых почтальонов приняли на государственную службу. В 1873-м штабс-капитан Александр Петрович Арендт организовал в Печерской крепости в Киеве военно-почтовую голубятню. Он сам дрессировал птиц, которых покупал у горожан. Результаты впечатляли: голубь с депешей в специальном футляре, закреплённом на груди, мог без перерыва пролетать большие расстояния со скоростью до 100 километров в час. По примеру Печерской крепости, голубиные военно-почто́вые станции стали появляться и в других местах. А в 1888 году было издано «Положение о военно-голубиной почте» — документ, который официально ставил пернатых на вооружение Российской императорской армии.
Впрочем, мощное развитие военная голубиная почта получила уже в армии советской. В 1924-м году сотрудники Академии Воздушного флота имени Жуковского опробовали голубей в качестве помощников лётчиков. Радиосвязи между пилотами и землёй в то время ещё не было. И если самолёт вдруг совершал вынужденную посадку, например, из-за поломки, найти его было непросто. Голуби прекрасно справлялись с задачей. Даже выпущенные с борта на высоте более двух километров они мгновенно ориентировались в пространстве, находили дорогу к голубятне и приносили важные сведения — «голубеграммы», которые пилоты закрепляли в специальном пенале на лапке птицы.
Голуби помогали бойцам во время Великой Отечественной войны. К примеру, в военных исторических архивах хранится множество боевых донесений о применении почтовых голубей в битве за Москву. Крылатые связисты поддерживали оперативную связь между штабАми и подразделениями на передовой. До наших дней сохранилась схема маршрутов почтовой голубиной связи в системе обороны Москвы. Голуби-связисты трудились на Калининском фронте, при форсировании Днепра, обеспечивали связь между партизанскими отрядами. Были среди пернатых и настоящие герои — например, голубь по кличке «боец № 48». Уцелело донесение, в котором сообщается, что птица с письмом от разведчиков подверглась нападению ястреба и была ранена. Однако голубь со сломанной лапкой и ободранной спинкой всё же сумел долететь до штаба и доставить важную информацию. Всего за годы войны пернатые почтальоны доставили более 150 тысяч голубеграмм. Уже в наше время, в 2010-м году, в Самаре открыли памятник почтовым голубям — с надписью: «Они также сражались за Родину».
Все выпуски программы Открываем историю
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.