
Почему первая славянская азбука называлась глаголица? Да, есть там буква глаголь, но она стоит на 4 месте, странно было бы называть азбуку по четвертой букве. Давайте разберёмся.
Слово «глагол» восходит к звукоподражанию «голгол» — именно так воспринимали славяне свою речь. Потому и само слово глагол стало обозначать речь, говорение. В словаре Владимира Даля данное значение стоит на первом месте. В наше время этот смысл сохранился в архаичных или книжных выражениях, например, «глаголить истину».
В Писании слово «глагол» употребляется лишь несколько раз: вспомним обращение апостола Петра ко Христу: «К кому нам идти. Ты имеешь глаголы вечной жизни». Или рассказ апостола Павла о том, как он был взят на третье небо и слышал неизреченные глаголы.
Мы, современные люди, привыкли, что глагол обозначает только действие. Почему же эта его суть не отразилась в названии. Существительное — то, что существует, прилагательное — то, что прилагается. Не лучше ли было глагол назвать, например, именем действенным.
Но дело в том, что глагол не просто обозначает действие, а отражает всё событие целиком. Глагол дает нам важнейшую информацию о мире. Вы скажете, а как же существительные — они ведь обозначают предметы и явления. Но существительные только называют предметы, а глагол рассказывает о том, ЧТО происходит с этими предметами, КОГДА и с какой ЦЕЛЬЮ.
Да, в наше время глагол утерял часть своих значений: мы не употребляем уже таких выражений, как «ходить глаголем», то есть сутулясь.
Мы встречаем его лишь в поэтических текстах или в Писании и богослужебных произведениях. Однако, мне кажется, важно знать о многогранности этой части речи. Это позволит еще больше понимать наш удивительный русский язык.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема