
Фото: Camille Brodard/Unsplash
В том, что большинству современных читателей вряд ли знакомо имя замечательной немецкой писательницы Гертруд фон Лефорт, их собственной вины определённо нет. Просто в своё время советская книжная индустрия, широко печатавшая Томаса Манна, Райнера Рильке и Германа Гессе, не решалась издавать книги прочно стоящей в одном ряду с этими классиками германской литературы, фон Лефорт. Вряд ли в коммунистическую систему ценностей благополучно вписалась бы автор-баронесса, да ещё и доктор богословия! И уж конечно, её тексты, все как один, написанные с позиций глубоко верующей христианки, не могли появиться в стране, где за веру открыто преследовали. Только в начале двухтысячных годов произведения Гертруд фон Лефорт наконец-то появились на русском языке: в издательстве Ивана Лимбаха вышли несколько томов её поэзии и прозы, в том числе — замечательный роман «Плат святой Вероники».
Написанный в лучших традициях позднего немецкого романтизма, он представляет собой увлекательный философско-психологический экскурс в глубины человеческой души. Однако при этом произведение не превращается в отвлечённо-беспредметное повествование. В нём всё вполне конкретно и чётко. Есть яркие, характерные герои: юная девушка по имени Вероника — сирота, оставшаяся без матери и никогда не видевшая своего отца. Бабушка, у которой Вероника живёт на воспитании — светская интеллектуалка, харизматичная личность, влюблённая в искусство. Тётя Вероники, набожная молодая женщина. Добрая и отзывчивая служанка Жаннет. А ещё есть Рим — Вечный город, в котором все эти разные и по возрасту, и по характеру женщины живут. Рим выступает отдельным персонажем, которого Гертруд фон Лефорт в романе «Плат святой Вероники» выписывает едва ли не филиграннее, чем всех остальных. Колизей, Форум, храм Святого Петра, древние церкви и бесконечные руины, хранящие в себе дух тысячелетий, встают перед взором читателя словно наяву. На их фоне и разыгрывается удивительная история чудесного превращения юной дикарки в душу, однажды расслышавшую сквозь толщу житейских перипетий тихий Божий призыв.
Это случилось на предпасхальной Страстной неделе когда, случайно попав в собор святого Петра, юная Вероника увидела выставленное там полотно — плат святой Вероники, той самой, которая подала идущему Крестным путём Спасителю кусок ткани, чтобы Он утёр Своё израненное лицо. Дальше события будут развиваться самым неожиданным для читателя образом; за страницами философских размышлений последуют крутые сюжетные повороты и неожиданные перемены в характерах персонажей. Тончайшие движения их душ, настроений, чувств и даже мыслей писательница передаёт настолько реалистично, что само повествование как будто дышит и кажется живым.
«Как много можно сделать даже тогда, когда кажется, что совсем ничего нельзя сделать!» — мудро замечает Гертруд фон Лефорт устами одной из своих героинь, приводя читателя, в конце концов, к одной простой, но замечательной мысли о том, что даже в самых нелёгких обстоятельствах ни в коем случае нельзя отчаиваться. И тогда Сам Господь вмешается в ход нашей жизни, и навсегда останется в нашем сердце, как запечатлел Он тысячелетия назад Свой облик на Плате святой Вероники.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.