Зачем нужна дорога, если она не ведёт к храму? Для проезжающих по трассе Тутаев-Рыбинск этот вопрос из фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние» уже неактуален. На него ответила 75-ти летняя Зоя Попова. Восемь лет она собирала деньги на строительство храма. И стоит теперь в селе Артемьево на Ярославщине небольшая церковь. Стоит, сияя золотым куполом, оглашая окрестности колокольным звоном. Это воплощённая мечта бабы Зои, как называют Зою Александровну односельчане.
Мечта была давней, ещё детской. Когда-то в этих местах построили дивной красоты храм. После революции его превратили в зернохранилище, а потом и вовсе разрушили. Храма не стало, а тоска по нему у Зои Александровны осталась. В 1999 году начала баба Зоя собирать деньги на строительство церкви. В Ярославской епархии, куда она пришла за письменным благословением, на старушку посмотрели с недоверием, но бумагу всё-таки дали. В документе говорилось, что Зоя Александровна Попова не аферистка, она собирает деньги во славу Божию. И пошла баба Зоя по России. В родном селе ей дали несколько сотен рублей. Потом Зоя Александровна двинулась по окрестным деревням. И там собрала крошечную сумму. Люди давали кто рубль, кто два. Лишь три человека смогли выделить по двести рублей. Но были и такие, кто бросали в лицо копейки, считали бабу Зою побирушкой, обзывали её. Зоя Александровна терпела и не плакала от обид.
«Идет бабка, согнутая до земли. Вот ползет почти по земле. Подошла: «Чего вы тута?» Тоже так вот достает тряпочку. Два рубля подает. Я говорю: «Бабушка, а на дорогу?» - «Ой, да я добегу». И потом я узнала, что эта бабушка из-под Тутаева. Вот представьте себе, она, до земли согнутая, она эти два рубля отдала на храм, а сама пешком пошла почти 12 километров».
За свой первый «поход в люди» баба Зоя собрала чуть больше семи тысяч рублей. Пришлось отправляться в Москву. Зоя Александровна рассуждала логически: если в столице есть люди, которые за вечер оставляют в ресторане 10 тысяч рублей, то на храм они пожертвуют с лёгкостью. Но ни в какие рестораны Зою Александровну не пускали. Охранники, увидев скромно одетую старушку, смеялись ей и в лицо и прогоняли. Зоя Александровна не отчаивалась. Обивала пороги храмов.
И добрые люди всё же нашлись. Священник храма Христа Спасителя пожертвовал 50 тысяч рублей. Известный меценат положил в копилку бабы Зои две тысячи долларов. А потом очень повезло – один московский батюшка нашёл Зое Александровне спонсора. Так в этой истории появился международный благотворительный фонд. В основном именно на его средства в селе АртЕмьево поднялся храм. Проект церкви бесплатно сделал местный архитектор. Иконостас привезли из Волгодонска, купол изготовили в Москве, сваи для здания подарила местная фабрика, арматуру – завод из Рыбинска. Доброе дело приятнее делать не в одиночку, а всем миром, считает баба Зоя:
«Это стоило жизнь прожить, чтоб узнать, сколько добрых людей на белом свете!».
Свой вклад в строительство храма баба Зоя подвигом не считает. По-другому думают те люди, которые не понаслышке знают о том, скольких трудов стоило Зое Александровне поднять такое дело. Недавно вышла в свет фотокнига о церкви в Артемьево. Её издала одна москвичка, восхищённая самоотверженностью простой русской женщины - Зои Поповой.
Теперь в храм бабы Зои приезжают паломники и туристы со всей России. В последнее время стало появляться много иностранцев. Долгая и трудная дорога людей не пугает. Ведь любая дорога радостна, если она ведёт к храму, построенному всем миром и с любовью.
В данной программе использованы материалы интернет-портала «Комсомольская правда».
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер