«Ах, война, что ж ты сделала, подлая!» - это строка из песни Булата Окуджавы о Великой Отечественной и сегодня актуальна как никогда. 14 лет прошло со второй чеченской кампании, а жительница города Шали – Зарган Эпендиева – помнит о ней каждую секунду, каждой клеточкой своего израненного тела.
В тот ноябрьский день ЗаргАн отправилась торговать на рынок. В городе шли бои, но женщина всё равно встала к прилавку – дома её ждали голодные дети. Под вечер на рынок пришли двое российских военных. Они сделали покупки и уже уходили, когда раздались выстрелы. Боевики вели по офицерам прицельный огонь. На рынке началась паника. Люди разбегались, прятались. Зарган побежала вместе со всеми. Но вспомнила о глухой старушке, которая торговала рядом с ней и вернулась. Это чуть не стоило Зарган жизни. Женщина оказалась в ловушке. Перед ней лежал раненый российский солдат. За ней - боевик с оружием наготове. Зарган ещё могла убежать, но солдат попросил: «Мать, помоги!». И Зарган, за год до этого сама потерявшая сына, не смогла бросить беззащитного юношу. Маленькая чеченская женщина закрыла русского парня своим телом. Боевик выстрелил три раза. Все три пули попали в Зарган. Она потеряла сознание. Когда пришла в себя, рядом был только раненый солдат. Он плакал и кричал: «Мать, не умирай! Ты не можешь умереть!».
Зарган выжила чудом, получив несовместимые с жизнью ранения. Одна из пуль попала в позвоночник, навсегда парализовав женщину. Три сложнейшие операции, полгода в госпитале. И ещё год дома без движения. А потом инвалидная коляска и попытки учиться жить заново.
Спасённого ею солдата – Александра Чигаркина, Зарган больше не видела. Но судьбой его, конечно, интересовалась:
«Я спрашивала про него, но он, видимо, уехал. Но жив-здоров, сказали».
Спустя ещё несколько лет Зарган встретилась с матерью Александра. В ответ на слова благодарности героиня сказала одно: «Так бы сделала любая мать».
Прикованная к инвалидному креслу, Зарган не жалеет о своём поступке. И удивляется, когда её спрашивают об этом. Отвечает, что не может жалеть, ведь человек остался жив.
У Зарган четверо маленьких внуков. Придёт время и она покажет им небольшой наградной футляр, в котором хранится медаль «За отвагу». Её Зарган Эпендиевой вручили в 2004 году за исключительное мужество и героизм.
В данной программе использованы материалы «1 канала».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема